Политическая роль эмигрантских коптских общин

Отдельного рассмотрения заслуживает политическая роль коптских эмигрантов. В первую очередь, нужно оценить само явление коптской эмиграции. Это явление зародилось в 1960-е гг. и приобрело массовый характер в 1970-е гг.[1]  В 1971 г. количество коптских эмигрантских церквей не превышало 7, теперь же – более 70, из них 35 в США, 9 в Австралии, 16 в Канаде, 25 в Европе[2]. Самая крупная эмигрантская коптская община проживает в США; в 2004 г. она насчитывала более 400 000 представителей[3]. Сами же копты приводят следующие данные: по их мнению, всего во второй половине ХХ века из Египта эмигрировали от 1,2 до 1,5 млн. коптов, а количество эмигрантских коптских диоцезов к середине 2000-х годов достигло 180[4].

В целом, коптская эмиграция проявляет значительную политическую активность в том, что касается вопросов внутренней ситуации в Египте, в особенности проблем египетских коптов. Так, Ассоциация коптов США в разное время пыталась привлечь внимание американского правительства к проблемам коптов в Египте. Ассоциация предлагала Конгрессу рассмотреть возможность сокращения финансовой помощи США египетскому правительству, пока не произойдет позитивных изменений в положении коптской общины. Подобные предложения выдвигались неоднократно. Так, еще в 1998 г. Комитет палаты представителей по международным связям США одобрил Акт о Свободе от религиозного преследования; под действие этого акта подпадал и Египет[5].

Интересна реакция египетских коптов на эти события. Вскоре после принятия Акта в США прибыла делегация египетских коптов, включавшая, в числе прочих, Йусуфа Сидхома (издателя коптской газеты ал-Ватани и Мурада Стино, президента компании Текс Консалт (Тex Consult). Отношение коптской общины АРЕ к Акту, принятому США, Стино резюмировал таким образом: «Вы ставите меньшинства в очень опасное положение. Я бы менее всего хотел, чтобы меня обвиняли в попытках лишить мою страну каких-либо преимуществ, которые она имеет сегодня, в частности, иностранной поддержки»[6].

Данный сценарий повторялся еще неоднократно. В частности, связи между коптскими эмигрантами и египетской оппозицией режиму Мубарака проявились вполне явно в ноябре 2005 г., когда в США была проведена конференция, главной темой которой стало преследование коптов в Египте; участники конференции из числа активистов коптской общины США подписали прошение к американскому правительству увеличить давление на Египет по данному вопросу, в первую очередь через уменьшение финансирования программ развития[7]. Некоторые политические лидеры коптской эмиграции также говорили о своем желании видеть КПЦ в Египте занимающейся исключительно религиозными делами, а не политическими[8].

Летом 2008 года лидеры коптской эмиграции вновь обратились к членам Конгресса и президенту Америки с просьбой защитить египетских коптов. Проект Указа, предложенного Комитетом по внешним связям, требовал от египетского правительства определить положение в стране религиозных меньшинств, особенно коптов и бахаистов. Выдвигался и ряд других требований, как то: обеспечить свободу слова, назначить суд по правам человека, освободить всех политзаключенных и т. д. Проблема религиозных меньшинств рассматривается в Указе как одна из социополитических проблем современного Египта[9]. Реакцию египетских властей отражает заявление Лабиба Халима, заместителя председателя Государственного совета: коптская проблема не существует как таковая, а США и ЕС не следует вмешиваться во внутренние дела Египта[10].

В 2008 г. произошел новый всплеск политической активности коптских эмигрантов, связанный с событиями в монастыре Абу Фана, когда в ходе конфликта между монахами и местными бедуинами получили ранения четверо монахов, один бедуин был убит. На сей раз в акциях протеста была задействована эмигрантская коптская община не только в США, но и в других странах. Так, более 4 000 коптов участвовали в демонстрации в Афинах 26 июня перед египетским посольством[11]. Затем 5 июля прошла демонстрация коптов в Монреале, Канада, 16 июля – аналогичная демонстрация в США[12]. Всего 20 коптских экспатриантских организаций (в том числе Международная коптская федерация, Американская коптская ассоциация, Голос коптов в Италии, Французская коптская ассоциация) обратились к международному сообществу с просьбой немедленно расследовать происшествия в Абу Фана[13].

В этом случае уже непосредственно представители КПЦ сделали ряд заявлений, свидетельствующих об их желании абстрагироваться от действий коптской эмиграции. Так, папа Шинуда заявил, что поведение коптов-эмигрантов неприемлемо[14]. Секретарь Синода отметил, что некоторые копты-эмигранты переступили черту в своих протестах и противоречат учению Иисуса[15].

В свою очередь, это утверждение КПЦ вызвало возмущение у части коптской общины Египта. Так, по мнению Мири Газиз, председателя египетской Организации по делам женщин и семьи, роль церкви должна ограничиваться религией, она не вправе разрешать или запрещать демонстрации[16]. Эту точку зрения разделяет коптское секуляристское движение, полагающее, что египтяне как граждане должны в большей степени опираться на национальную идентичность, нежели на конфессиональную: «В первую очередь я египтянин, а затем копт»[17].

Таким образом, можно видеть, что политическая активность эмигрантских коптских общин достаточно высока. В ряде случаев направление этой активности идет вразрез с генеральной линией египетской коптской церкви, всячески демонстрирующей свою поддержку существующей власти. Представители коптской эмиграции стараются отслеживать (а также обеспечивать с помощью собственных электронных информационных ресурсов) те проблемы египетских коптов, которые редко получают признание в рамках официального египетского коптского дискурса. С другой стороны, очевидно акцентирование конфессионального аспекта коптской проблематики – в частности, исходной причиной конфликта в монастыре Абу Фана послужил спор монахов и бедуинов из-за участка земли, однако эмигрантские коптские СМИ освещали этот инцидент как нападение египетских бедуинов-мусульман на коптских священнослужителей.

 


[1]           Нахиб С. 2001. Ал-акбат ‘абра ат-тарих. Каир: Матбу‘ат Дар ал-Хаййал. С. 188.

[2]           Ibid. C. 64.

[3]           Chaillot C. 2005. The Coptic Orthodox Church. A Brief Introduction to its Life and Spirituality. Paris: International Orthodox Dialogue. Р. 51.

[4]           van DoornHarder P. 2005. Copts: Fully Egyptian but for a Tattoo? In: Shatzmiller M. (ed.). Nationalism and minority identities in Islamic societies. McGill-Queen’s University Press: 22-58. Р. 24, 47. Khalil M. 2006. The Ordeal of Arab Christians // In: Thomas M., Youssef A.A. (ed.). Copts in Egypt: a Christian Minority under Siege. Zurich: Vandenhoeck und Ruprecht: 45–52. Р. 47. Encyclopedia Coptica. URL: www.coptic.net.

[5]           Ibrahim M.Y. 12.04.1998. U.S. Bill Has Egypt’s Copts Squirming // NY Times.

[6]           Curtiss R. H. 1998. Egyptian Copts Warn Against Congressional Pressure // The Washington Report on Middle East Affairs 17 (6): 71.

[7]           Shahine G. 2005. Bad Cards // Al-Ahram Weekly 775 (http: //weekly.ahram.org.eg/).

[8]           Bayoumi A. 24.05.2007. Expat Copts want political leadership and a ceremonial role for the Pope // Masri Alyoum.

[9]           АбулХайр Ш. 30.06.2008. «Ад-Дустур» танфарид би-нашр насс машру‘ караран ал-Кунгрис ал-Амрики ракм “1303” аллази йудаййин интихак Мыср ли-хукук ал-инсан ва-л-акбат ва-с-сухуфиййин // Дустур, 5.

[10]         Самир Х. 09.07.2008. Хал мин хакк ал-акбат ат-тазахур фи «ал-харидж» мин аджл тахкык муталиб фи «ад-дахыл»? // Дустур, 2.

[11]         Bayoumi A. 27.06.2008. 300 Copts Demonstrate Before the Egyptian Embassy in Protest of ‘Persecuting Copts’ // United States Coptic Association (http://copts.com).

[12]         алМазахим Г.Г. 03.07.2008. Масира кыбтыййа би-канада ва амрика дыдда ахдас ат-таифиййа. Йаум саби’.

[13]         USCA. 06.09.2008. Expatriate Copts Denounce Egypt to International Organizations because of Abou Fana Monastery // United States Coptic Association (http://copts.com).

[14]         Nafie S., Bayoumi A. 29.07.2008. Pope Shenouda: Solve Abou Fana Crisis within 15 Days, No to Expatriate Copts’ Demonstrations // United States Coptic Association (http://copts.com).

[15]         Abdel Hafiz G. 12.08.2008Father Bishoi: “Some Expatriate Copts Crossed the Red Lines; Contravened Jesus’ Teachings in Protests” // Masri Alyoum.

[16]         Затаби З. 10.08.2008. Акбат ал-махджар: ла нахтадж ила тамвил ли’анна масира ал-ихтиджадж ла татакаллаф аксар мин 400 йувру ва лайса мин хакк ал-каниса ан тамна‘ана // Дустур, 1.

[17]         al-Ali N. 2004. Secular Women’s Activism in Contemporary Egypt // Warning Signs of Fundamentalisms. WLUML Publications: 147-153. Р. 151.

40.72MB | MySQL:66 | 1,068sec