по материалам индийского Исследовательского фонда Observer
В 2015 году Китайско-Пакистанский экономический коридор (КПЭК) вызывал большой оптимизм в надежде, что он превратит Пакистан в мощного глобального игрока и ведущую силу в Южной Азии. Однако то, что первоначально рассматривалось как благонамеренная попытка укрепить отношения между двумя странами, превратилось в одну из основных причин упадка Пакистана. Хотя за десятилетие до КПЭК в Пакистане было реализовано несколько значительных инфраструктурных проектов при поддержке Китая, инициатива «Один пояс, один путь» (BRI) открыла новую эру для испытывающих трудности проектов государственного сектора Пакистана и его хронически слабой энергетической и транспортной отраслей. Эти секторы долгое время полагались на государственные субсидии, что приводило к бюджетному дефициту. После того, как Китай объявил о своем намерении оказать помощь Пакистану и продвижения своих амбициозных планов Экономического пояса Шелкового пути, инициатива CPEC быстро стала флагманским проектом BRI. После его начала в мае 2013 года во время визита премьер-министра Китая Ли Кэцяна в Пакистан экономический коридор получил высокую оценку за его проект, устраняющий пробелы в инфраструктуре Пакистана, создание промышленных зон и создание торговых путей в Китай через порт Гвадар, стратегически расположенный на берегу Аравийского моря. Сначала проект потребовал значительных инвестиций в размере 46 млрд долларов США, которые быстро возросли до 62 млрд долларов США в виде обещаний, или около 20% ВВП Пакистана.
С геополитической точки зрения Индия была ярым противником BRI с момента его старта в 2013 году. Индия рассматривала один из ключевых компонентов КПЭК как нарушение своей территориальной целостности и суверенитета. Опасения включали геополитические последствия в дополнение к претензиям Индии на оккупированный Пакистаном Кашмир. Это обязательство рассматривалось как компонент всеобъемлющего плана Китая по окружению Индии и захвату влияния в этом регионе. Кроме того, это вызвало обеспокоенность по поводу того, что Китай получит легкий доступ к пакистанским портам и потенциальному созданию военно-морской базы в регионе, что вызывает серьезные опасения по поводу безопасности Индии. Подход Индии, заключающийся в противодействии BRI и дистанцирование от участия в нем, уменьшил его влияние на рост региональной инфраструктуры. Вместо этого Индия сосредоточилась на своих собственных инициативах в области логистики, таких как Международный транспортный коридор Север-Юг и порт Чабахар в Иране, хотя у нее отсутствует комплексная стратегия по улучшению региональных связей.
С внедрением проекта КПЭК народ Пакистана первоначально получил надежду на решение сохраняющихся проблем с энергетикой в стране, но они не оправдались. Массовые отключения электричества из-за катастрофической нехватки электроэнергии парализовали экономическую деятельность и погрузили оживленные рыночные районы в темноту. Энергетический кризис возник из-за непомерных тарифов на электроэнергию, взимаемых независимыми производителями электроэнергии (IPP), запущенных электростанций, изношенных линий электропередачи и многолетней популистской политики правительства. На протяжении более трех десятилетий граждане ежедневно сталкивались с отключениями электроэнергии продолжительностью около 10 часов в городских районах и примерно 22 часа в сельских районах. Эти отключения электроэнергии привели к стагнации приносящих доход рынков, отраслей промышленности, образовательных учреждений, медицинских учреждений и социальной деятельности. Первоначальный акцент Китая на строительстве новых угольных электростанций в рамках КПЭК первоначально рассматривался как позитивный шаг. Однако в конце 2021 года Китай изменил свою стратегию, и чтобы отразить цели Конференции ООН по изменению климата (COP26) взял на себя обязательство избегать строительства угольных электростанций за рубежом и стремиться к углеродной нейтральности. Этот сдвиг имел тяжелые последствия для энергетического сектора Пакистана, зависящего от угля, поскольку он остановил или отложил текущие проекты КПЭК, направленные на расширение мощностей по производству электроэнергии в стране на 20 гигаватт.
Экономическая жизнеспособность проектов КПЭК в сочетании с продолжающимся финансовым кризисом Пакистана и усилиями страны в войне с терроризмом еще больше осложнили ситуацию. Слухи о ненадлежащем поведении китайской стороны усугубили возникшие проблемы, приведя к задержкам в реализации проекта и растущему бремени непроизводительной задолженности. В то время как неприемлемый внешний долг Пакистана и экономические трудности предшествовали соглашению КПЭК, инициатива только усугубила растущий дефицит текущего счета страны и истощила валютные резервы. Несмотря на рекомендации Международного валютного фонда (МВФ), Пакистан импортировал большие объемы материалов для проектов, прежде чем обратиться к межправительственному органу за финансовой помощью в размере 6,3 млрд долларов.
Фонд КПЭК, который в значительной степени зависит от китайских акций в инфраструктурных проектах Пакистана, возложил на Исламабад ответственность за 80% инвестиций, связанных с коридором. Это привело к опасениям, что бывшая флагманская инициатива BRI является ошибочной и дорогостоящей политической ошибкой для Китая. Пекин неоднократно отказывался откладывать или реструктурировать незавершенные выплаты по долгам, опасаясь, что это создаст прецедент для других должников и приведет к обвалу проблемных кредитов. Однако в интересах Китая помогать Пакистану поддерживать его имидж надежного союзника в развивающемся мире.
Учитывая эти обстоятельства, для экономик региона, особенно таких стран как Пакистан, крайне важно тщательно отслеживать долю долга Китая в их общем внешнем долге и степень управления этой долей. Участие Пакистана в КПЭК привело к появлению непрактичных проектов, сильно зависящих от иностранных кредитов, что усугубило экономические трудности страны. Растущий дефицит торгового баланса и низкий уровень прямых иностранных инвестиций (ПИИ) были вызваны сильной зависимостью от внешних заимствований без решения фундаментальных макроэкономических проблем. Поэтому Пакистану необходимо сделать упор на диверсификацию кредитования и реструктуризацию своего внешнего долга, чтобы взять под контроль свой внешний сектор и справиться с тревожными современными макроэкономическими проблемами.