Руководство Кувейта рассматривает военно-техническое сотрудничество (ВТС) с зарубежными странами в качестве одного из важнейших. На фоне обострения международной ситуации роста экстремизма и террористических угроз руководство Кувейта уделяет повышенное внимание вопросам охраны прибрежных объектов нефтяной промышленности и морских нефтяных коммуникаций, расположенных в его территориальных водах. С этой целью в качестве первоочередной задачи рассматривается создание высокоэффективной комплексной системы защиты прибрежной зоны эмирата от нападения с моря и суши. Формирование системы соглашений об обороне и безопасности с США и другими странами НАТО является ключевым элементом обеспечения безопасности и территориальной целостности Кувейта. В то же время, кувейтское правительство не исключает развития отношений в данной сфере и с другими странами, в том числе и с Турцией.
Командование ВС Кувейта сообщило о подписании правительствами Кувейта и Турции прямого контракта на закупку беспилотных авиационных аппаратов (БПЛА) «Байрактар TB2» компании Baykar Makina Sanayi Ve Ticaret. Стоимость подписанного Министерством обороны Кувейта с турецкой стороной контракта составляет 367 млн. долл. Количество закупленных БПЛА и сроки их поставки пока не разглашаются. В состав пакета поставки войдут БПЛА, включая вооружение и оборудование для радиоэлектронной борьбы, и мобильные наземные станции управления, соответствующие стандартам НАТО. Пакет также предусматривает техническое обслуживание и логистическую поддержку, обеспечение гарантии, предоставление вспомогательного оборудования, технической документации, проведение наземных испытаний, обучение пилотов и технических специалистов. Кроме того, предусмотрено создание тренажеров с предоставлением технической поддержки в течение 3 лет. Как заявлено, контракт заключен с целью укрепления обороноспособности Кувейта. По оценке командования ВС Кувейта, БПЛА будут применяться для выполнения различных задач, включая разведку и целеуказание, а также смогут нести вооружение, в том числе ракеты с лазерным наведением и управляемые бомбы. В соответствии с действующим законодательством, Министерство обороны Кувейта проинформировало о подписании контракта правительство в ходе заседания, состоявшегося 7 июня. Кувейт стал 28-й страной мира, заключившей контракт на закупку БПЛА «Байрактар TB2». Перед заключением контракта БПЛА «Байрактар TB2» прошел испытания в Кувейте в июле 2019 года в сложных климатических условиях (высокая температура, ветер и песчаные бури) и установил рекорд по времени полета – 27 ч 3 мин. Напомним, что БПЛА «Байрактар TB2» предназначен для ведения разведки, а также поражения наземных целей с использованием управляемых боеприпасов. Размах крыла аппарата составляет 12 м, длина – 6,5 м. БПЛА максимальной взлетной массой 700 кг может нести на четырех подкрыльевых узлах подвески высокоточные боеприпасы MAM-L и MAM-C. Продолжительность полета БПЛА – до 27 ч, масса полезной нагрузки – до 150 кг, максимальная скорость – до 220 км/ч, дальность действия в зоне прямой видимости – до 150 км.
В качестве причины выбора кувейтскими специалистами турецких БПЛА можно выделить их очевидную эффективность, которая также на сегодняшний день смогла повысить мировой спрос на импорт турецкой оборонной продукции. Помимо того, что Азербайджан закупил «Байрактар TB2», которые использовались в Нагорно-Карабахском конфликте 2020 года, Катар, Украина, Польша, Марокко и Эфиопия приобрели или изъявили желание приобрести модель «Байрактар TB2». Некоторые другие страны также предположительно проявили интерес к турецким БПЛА.
В качестве другой причины хотелось бы отметить следующее: турецко-кувейтские отношения имеют большой и широкий потенциал, тем более, что экономические показатели являются постоянными и положительными, тем более что стоимость проектов, реализованных турецкими компаниями в Кувейте, оценивается в 8,2 млрд долл. С другой стороны, кувейтцы являются одними из самых покупаемых иностранцев в Турции, тем более что Кувейт является страной, которая отправляет в Турцию наибольшее количество туристов по сравнению с ее населением.
Кроме того, подход Кувейта и Турции к открытию всех видов сотрудничества между ними, включая обмен информацией и передачу технологий в оборонной промышленности, демонстрирует, что взаимные инвестиции, вероятно, будут неуклонно расти, поскольку две страны стремятся устранить препятствия для дальнейших совместных предприятий. В частности, Турция надеется на дальнейшее погружение в реализацию стратегических проектов в Кувейте и получение инвестиционных квот, направленных на развитие инфраструктуры Кувейта в течение следующих двух десятилетий.
В заключение отметим, что неясным остается то, является ли предоставление беспилотников другим государствам безоговорочным плюсом или минусом для хрупкой экономики Турции, учитывая, что таким образом она становится в определенной степени вовлеченной в их политические разногласия и военные конфликты. На данный момент ключевой задачей турецкого правительства является осмотрительное ведение политики в области военно-технического сотрудничества, которое не позволит изолировать ее от крупных держав, представляющих собой ключевые источники торговли и инвестиций.