Ситуация в Судане: декабрь 2009г.

1 декабря в Судане были подведены промежуточные итоги стартовавшей месяцем ранее кампании по составлению списков избирателей перед первыми за последние 24 года всеобщими многопартийными выборами. Если ничего не случится, они должны состояться в апреле 2010 года. Несмотря на то, что в начале кампании в столице страны и на местах отсутствовала какая-либо наглядная информация о проводимом мероприятии, которая побуждала бы суданцев записаться в списки избирателей, за месяц в них зарегистрировались 11 млн человек. По требованию оппозиции власти продлили сроки записи до 7 декабря.

В ходе кампании оппозиция неоднократно обвиняла власти в различных нарушениях. Тысячи лиц, вынужденных ранее покинуть Дарфур /таких на самом деле насчитывается примерно 2, 7 млн человек/, отказались принимать участие в выборах до тех пор, пока в этой провинции не будет установлен мир. Тем самым они ответили на соответствующий призыв ряда повстанческих движений, и в частности — Движения за справедливость и равенство /ДСР/. Самые высокие показатели участия в операции по записи в списки избирателей зафиксированы в Хартуме и близлежащих штатах, где сильны позиции правящей Партии национального конгресса /ПНК/, в то же время аналогичные показатели в Дарфуре и на юге Судана оказались ниже средних по стране.

Согласно оценкам, в настоящее время численность населения Судана — 39 млн человек, из них около 20 млн имеют право голоса.

5 декабря стало известно о гибели в нескольких инцидентах пяти руандийских военнослужащих миротворческого контингента ООН в Дарфуре. В частности, двое «голубых касок» были расстреляны неизвестными при распределении питьевой воды в одном из лагерей дарфурских беженцев. Эти потери стали самыми тяжелыми для Миссии ООН — Африканский союз в Дарфуре, развернутой в январе 2008г. и имеющей в своем распоряжении 18 тысяч военных и полицейских. За два года этот контингент потерял убитыми 22 человека.

7 декабря, в день завершения операции по составлению списков избирателей, оппозиция предприняла попытку организовать в Омдурмане манифестацию под лозунгами с требованиями скорейшего проведения демократических реформ типа «Мы добиваемся нашей свободы». Власти заранее предупредили, что считают эту манифестацию незаконной, однако оппозиция проигнорировала это предупреждение. Сразу после начала мероприятия власти на несколько часов задержали свыше 70 человек из числа активистов правящего на юге страны Суданского народно-освободительного движения /СНОД/. Чтобы рассеять толпу, был применен слезоточивый газ. В числе задержанных оказались, в частности, генеральный секретарь СНОД Паган Амум, госсекретарь при МВД Судана Аббас Гумма, а также сын лидера суданских исламистов Хасана ат-Тураби — Седдик ат-Тураби. Как заявил позднее П.Амум, «действуя подобным образом, партия власти приведет страну к новой гражданской войне».

В ответ в ряде мест в Южном Судане запылали бюро ПНК. Сами «задержанные» отметили свое освобождение в ходе шумной церемонии в представительстве СНОД в Хартуме. Задержание активистов СНОД немедленно осудил лидер южан Сальва Киир. По оценке формально первого вице-президента Судана, действия суданских властей нарушили положения Всеобъемлющего мирного соглашения /ВСМ/, которое в 2005г. завершило кровопролитную гражданскую войну между Севером и Югом. Он сообщил, что сразу после инцидента связался с президентом Судана Омаром аль-Баширом, который, по его словам, пообещал, что все задержанные будут немедленно отпущены.

Сразу после инцидента состоялась встреча руководителей оппозиционных партий, в которой приняли участие, в частности, «сам» Хасан ат-Тураби и бывший премьер Судана Садек аль-Махди. По итогам встречи они потребовали отставки министров юстиции и внутренних дел, а также генерального директора полиции.

12 декабря Хартум обвинил Париж в том, что тот якобы стоял за манифестацией 7 декабря. «Манифестация в прошлый понедельник была организована из Парижа», — утверждал советник президента страны Мустафа Осман Исмаил. Такое утверждение последовало после того, как за неделю до манифестации в Париже побывал Хасан ат-Тураби.

Неделю спустя, 14 декабря, оппозиция вновь вывела своих сторонников на улицы Омдурмана под лозунгами с требованиями демократических реформ. Полиция вновь применила слезоточивый газ и водометы. Около 40 человек были арестованы, в том числе Мариам аль-Махди — дочь лидера оппозиционной партии «Умма» Садека аль-Махди.

Манифестация была организована несмотря на то, что днем ранее, 13 декабря, суданский режим и СНОД достигли соглашения относительно проведения реформ до назначенных на апрель 2010 года всеобщих выборов. Считается, что этот компромисс позволит снизить в стране напряженность, которая рискует подорвать Всеобъемлющее мирное соглашение /ВМС/ от 2005 года. «Мы объявляем, что двое партнеров пришли к соглашению относительно всех пунктов, которые ранее были источником напряженности вокруг закона относительно проведения референдума о будущем Южного Судана», — заявил номер 2 в ПНК Нафи Али Нафи. По его словам, стороны также договорились «пересмотреть закон о Службе национальной безопасности и разведки с тем, чтобы выработать новый документ и представить его на утверждение парламента». «С этим соглашением мы объявляем о преодолении кризиса между двумя партнерами», — в свою очередь заявил генеральный секретарь СНОД П.Амум. Было объявлено, что детали соглашения будут обнародованы после консультаций со всеми другими политическими силами страны.

До достижения соглашения СНОД требовало, чтобы итоги референдума определялись простым большинством — 50 % плюс один голос при показателе участия в 60 %, в то время как ПНК выступала за то, что то или иное решение будет иметь силу только в случае, если за него выскажутся две трети проголосовавших.

Достижение соглашения приветствовал прибывший 13 декабря в Хартум спецпредставитель США по Судану Скотт Грейшен. Тем не менее он предупредил, что остаются нерешенными несколько острых вопросов, в том числе делимитации границы между Северным и Южным Суданом.

В этой связи представляется, что в Вашингтоне не сомневаются в итогах будущего референдума относительно статуса Южного Судана, полагая, что они будут в пользу независимости региона. Именно поэтому Грейшен предложил своим суданским собеседникам начать подготовку к периоду, который последует после референдума.

Также 7 декабря случилось то, что ранее было трудно представить. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун впервые после выдачи Международным уголовным судом /МУС/ ордера на арест президента Судана позвонил Омару аль-Баширу. Предлог для такого звонка был вполне уместным. Генсек ООН предложил Аль-Баширу лично вмешаться с тем, чтобы добиться освобождения двух гражданских сотрудников ЮНАМИД, которые к тому времени находились в заложниках у неизвестных похитителей уже 100 дней. По словам представителя ООН, О.аль-Башир заверил Пан Ги Муна, что «будут предприняты все необходимые усилия» для освобождения заложников, похищенных еще 29 августа.

15 декабря Судан опроверг обвинения Чада, согласно которому за недавними похищениями в регионе Сахеля трех французов стоит суданская разведка. Как заявил представитель МИД страны Муавайе Осман, «Судан занимает принципиальную позицию, отвергающую похищения людей, и сам является жертвой подобных террористических операций». По его словам, суданские власти «с полной ответственностью стремятся обеспечить безопасность людей и работают с тем, чтобы добиться освобождения похищенных». Он также сообщил, что «Судан выполнил все свои обязательства относительно урегулирования ситуации с Чадом». «Представитель президента Судана в ноябре посетил Нджамену. Хартум выдворил чадских оппозиционеров, находившихся на границе между двумя странами. Однако Чад не ответил аналогичным демаршем», — подчеркнул он.

Один из французов был похищен неизвестными в Чаде 9 ноября, еще двое — в ЦАР 22 ноября. Ответственность за совершение похищений взяла на себя ранее неизвестная группа «Орлы освобождения Африки».

16 декабря Хартум раскритиковал решение Парижа перенести саммит Африка — Франция из Египта во Францию с тем, чтобы не допустить приезда на эту встречу Омара аль-Башира. По оценке Хартума, это решение было «иррациональным», продиктованным «старым колониальным мышлением». Ранее Каир предупредил Париж, что как хозяин встречи не сможет не пригласить на нее президента Судана, в отношении которого действует решение МУС.

17 декабря аналитики из базирующейся в Брюсселе Международной кризисной группы /МКГ/ предупредили, что Судан придет к насильственному взрыву в случае, если стороны не договорятся относительно мира в Дарфуре и Южном Судане. Они полагали, что худший из сценариев предусматривает для Хартума две войны — в Дарфуре и на юге страны. МКГ считает, что всеобщие выборы в Судане следует перенести на ноябрь 2010 года с тем, чтобы обеспечить наилучшую подготовку к ним. Ее аналитики также предсказали, что Южный Судан в ходе предстоящего референдума выскажется в пользу независимости. Они считают, что США, Китай, Африканский союз и Сообщество государств Восточной Африки /IGAD/ /Россия в этом перечне не фигурирует/ должны достичь согласия относительно «фигуры с международным реноме, которая займется дальнейшими переговорами относительно будущего Судана».

20 декабря парламент Судана принял новый закон о Службе национальной безопасности и разведки, хотя против него голосовали депутаты от СНОД. Согласно новому закону, суданские спецслужбы сохранили за собой право арестовывать и держать в заключении граждан страны, а также обыскивать их жилища. Сократился лишь срок заключения под стражей. Если раньше речь шла о девяти месяцах /три раза по три месяца/, то согласно новому закону, спецслужбы имеют право держать под арестом то или иное лицо в течение 4,5 месяцев.

В суданском парламенте, согласно ВМС, 52 % мест принадлежит ПНК, 28 % — СНОД, 14 % — прочим партиям Северного Судана, 6 % — прочим партиям Южного Судана.

25 декабря Судан и Чад обязались продолжить процесс нормализации отношений между ними. Соответствующая договоренность была достигнута по итогам визита в Хартум чадской делегации во главе с министром иностранных дел Мусой Факи Махаматом. В суданской столице делегацию принимали президент Омар аль-Башир, его специальный советник по вопросам Дарфура Гази Салахеддин, шеф разведки генерал Мохаммед Атта аль-Мула. Ранее две страны неоднократно обвиняли друг друга в том, что с территории Чада действуют дарфурские повстанцы, а с территории Судана — чадские. Считается, что нормализация отношений между двумя странами является обязательным и необходимым условием для урегулирования дарфурского кризиса.

29 декабря суданский парламент со второй попытки принял закон о намеченном на 2011 год референдуме относительно самоопределения Южного Судана. Этот документ содержит статью, включения которой в закон добивалось СНОД. Согласно этой статье, которую северяне попытались удалить из проекта закона при первом чтении, уроженцы Юга, родившиеся до 1 января 1956 года и проживающие в настоящее время вне этого региона, должны вернуться для голосования к себе на родину с документами, подтверждающими их происхождение. Тем самым южане полагают, что им удастся избежать возможных нарушений в день голосования. Родившиеся после указанной даты южане смогут голосовать по месту жительства — в Северном Судане или в других странах.

В 2011 году кроме референдума о самоопределении Южного Судана должен пройти и референдум о будущем статусе богатого нефтью штата Абьей, жители которого должны определиться, с кем они будут жить дальше — с Севером или Югом.

Согласно закону о референдуме, независимость Южного Судана будет признана в том случае, если за нее проголосуют 50 % плюс один голос избирателей при показателе участия не менее 60 %.

30 декабря суданский парламент принял закон о проведении референдума о будущем статусе штата Абьей. В настоящее время он имеет специальный статус в составе Северного Судана. Предполагается, что голосование состоится 9 января 2011 года, одновременно с референдумом о самоопределении Южного Судана. Согласно статье 24 закона, право голоса предоставляется выходцам из племени нгок динка, которые считаются сторонниками СНОД.

Специальная комиссия должна решить, кому еще из лиц, проживающих в Абьей, будет предоставлено право голоса. В состав комиссии войдут по четыре представителя от ПНК и СНОД. Как известно, Хартум добивается включения в списки избирателей выходцев из кочевого племени мессирия, которые считаются близкими к ПНК. Соответственно южане выступают против этого. Еще в июле 2009г. Омар аль-Башир потребовал, чтобы в референдуме по штату Абьей приняли участие все его жители независимо от племенной принадлежности.

В целом, остающиеся нерешенными многочисленные вопросы, касающиеся двух референдумов, позволяют любой стороне остановить в нужный для нее момент подготовку к плебисцитам. В этих условиях, как представляется, многое будет зависеть от деятельности спецпредставителей великих держав по Судану, которые в случае необходимости могут оказать давление как на Хартум, так и на Джубу.

Из редких для Судана экономических новостей следует отметить ту, которая касается начала поставок в Евросоюз биотоплива /этанол/. Как было объявлено 28 декабря, Судан, стремящийся стать лидером среди стран Африки по производству этанола, поставил в Европу первую партию биотоплива в 5 млн литров. До конца февраля 2010 года в том же направлении будут отгружены еще четыре партии по 5 млн литров каждая. Стоимость первой партии — 2,2 млн евро. В настоящее время производственные мощности группы «Кенана» в штате Белый Нил позволяют производить 65 млн литров этанола в год. Через три года планируется увеличить возможности «Кенаны» до 200 млн литров. Для производства этанола используется сахарный тростник.

52.22MB | MySQL:103 | 0,619sec