Саудовские власти два дня назад отрапортовали о победе над йеменскими повстанцами-зейдитами. Если верить этим заявлением, саудовские вооруженные силы сумели очистить свою территорию от партизан, нанеся им ощутимые потери (около 80 человек только убитыми). Эр-Рияд объявил о полной победе над «агрессорами», которая обошлась королевским вооруженным силам в восемь убитых солдат. В общем, «маленькая, победоносная война».
Как же обстоят дела в реальности?
По нашим данным, повстанцы по-прежнему продолжают удерживать свои позиции в районе «спорной» территории горы Джабаль Ад-Духан. Более того, саудовские военнослужащие даже не пытаются вести какие-либо наступательные операции в этом районе. Победные реляции Эр-Рияда «об освобождении пограничного поста» справедливы лишь отчасти, поскольку повстанцы сами оттуда ушли, дабы не становиться легкой мишенью для саудовских ВВС. Основной упор в своих боевых операциях саудовцы сделали на использовании авиации: только за период с начала этого года было сделано около 2000 самолетовылетов. Авиаударам подвергались цели непосредственно в самой Сааде, то есть уже на йеменской территории. Бомбились деревни, дороги и даже дом губернатора провинции Саада, которого Эр-Рияд обвинил в поддержке мятежников и снабжении их вооружением.
При этом саудовская пехота работала крайне вяло, уклоняясь от открытых боевых столкновений. Она вообще не отличается высоким боевым потенциалом, поэтому саудовцам более ничего не оставалось, как использовать в основном авиацию, что избавляло их солдат от непосредственного соприкосновения с противником. В условиях, партизанской войны (а повстанцы используют именно эту тактику), такая схема боевых действий малоэффективна и способна лишь кое-как контролировать крупные населенные пункты, из которых мятежники уходят сами, дабы не подставлять себя под бомбы. Зейдиты используют классическую тактику Н.Махно, которая подразумевает быстрое рассредоточение и еще более быструю концентрацию сил в нужный момент и в нужном месте. В этой связи саудовские летчики «били из пушек по воробьям», затратив много денег (каждый вылет современного реактивного самолета стоит весьма дорого) и получив невразумительный результат.
Итог такой «маленькой победоносной войны» для Эр-Рияда неутешителен. Враг не обескровлен и не разбит, его командный состав, и система связи сохранены, он продолжает удерживать те территории, из-за которых и разгорелся конфликт. По неофициальным данным, потери саудовцев составили около 80 человек убитыми (это только непосредственно на поле боя), в плену у повстанцев продолжает оставаться более 100 саудовских военнослужащих. Если называть вещи своими именами, это фиаско саудовского военного руководства, что должно неизбежно (конечно, по прошествии некоторого времени) вызвать кадровые перестановки в саудовских вооруженных силах. Можно предположить, что армию начнут под себя «подминать» выходцы из «героических» ВВС, которые потеряли (неофициально) только два самолета. При таком количестве самолетовылетов и отсутствия должной системы ПВО у повстанцев этот результат более чем приемлем, а для арабского менталитета сравним с полетом на Луну.
Помимо чисто военных кадровых передвижек, необходимо ожидать и некие сдвиги и подвижки в самой политической саудовской элите, так как показывает историческая практика, подобные «маленькие победоносные войны» всегда и везде заканчиваются именно этим.
Еще ряд моментов. Якобы «убитый» лидер мятежников Абделькерим Хоуси оказался жив, что поставило в крайне неудобное положение йеменского президента А.А.Салеха, который эту новость активно тиражировал. Брат А.Хоуси Яхъя, который представляет повстанцев за границей и руководит основными финансовыми потоками движения, на прошлой неделе дал основательное интервью ряду арабских СМИ, в котором категорически опроверг связь движения с Ираном. Более того, он даже провел глубокий теологический анализ, доказывая, что йеменские зейдиты по сути своей более принадлежат к суннитам, чем к шиитам. Понятно, что делается это, прежде всего, для арабских стран, чьи суннитские режимы всерьез обеспокоились возникновением на Аравийском полуострове «очага шиитского сопротивления».
«Иранский след» в этих событиях пока, несмотря на все утверждения Саны и Эр-Рияда, официальных подтверждений не получил. Если не считать недавнего выступления иранского президента МАхмадинежада, который подверг резкой критике саудовские власти «за войну с собственным народом», какая-либо иная более весомая активность Тегерана на йеменском участке своего фактического подтверждения пока не нашла.
И не может найти, поскольку иранское участие ограничивается, прежде всего, идеологической и финансовой поддержкой. Последняя крайне опосредована и запутана. По некоторым данным, иранские деньги активно «крутятся» в сфере автомобильного бизнеса в Европе, которым через сеть автомобильных салонов и сервисов владеет постоянно проживающий в ФРГ брат лидера повстанцев Яхья Хоуси. Переправить потом финансы по системе «хавала» хоть в КСА, хоть в Йемен без всяких бумажек и проводок, труда не составляет. А нет бумажек – нет и следов.
Несомненно, также и тот факт, что иранские СМИ активно участвуют в «раскручивании» повстанцев и обеспечивают их информационную поддержку. Они получают видеоновости первыми, что совсем не означает наличие иранских корреспондентов в зоне боевых действий. Но сейчас для повстанцев важно убедить именно арабские режимы «в своей лояльности» и отсутствия «иранского» следа в их действиях. Очевидно, что повстанцы-зейдиты не имеют в своих планах организацию наступления на Эр-Рияд и намерены сосредоточится только на внутрийеменском направлении. Кроме того, им нужна мирная передышка.
Для саудовцев также важно «закруглить» эту тему поскорее, что собственно они и продемонстрировали «своим победным заявлением». Лидеры зейдитов не кровожадны и готовы пойти на мир, при условии подписания (официального!!!) Эр-Риядом «договора о ненападении». Это, понятно, для саудовского руководства неприемлемо, так как будет абсолютно недопустимо по отношению к территориальной целостности Йемена и поддержкой сепаратизма. Неважно, «шиитского» или какого другого. Такой ход будет означать «объявление» войны Йемену и вызовет однозначную негативную реакцию всех без исключения арабских стран. Следовательно, выход в проведении сепаратных переговоров и достижении некого негласного компромисса.
Эта тема, кстати, была одной из центральных в переговорах с сирийцами, чья представительная делегация на днях посетила в Эр-Рияд. Сирия, чья алавитская верхушка тоже не совсем «суннитская», активно предлагает свои услуги в организации таких опосредованных переговоров. Сирийцы планируют это сделать через свои позиции в ливанской «Хизбалле», чьи эмиссары имеют хорошо налаженные бизнес-каналы с хоуси в Европе, прежде всего в ФРГ.
С большей долей уверенности можно предсказать, что такое предложение сирийцев найдет свое понимание в Эр-Рияде. Хотя бы из-за расчета получить еще один механизм «отрыва» Дамаска от Тегерана.