Израиль и США продвигают секретную программу по прокладке сухопутного транспортного коридора, которая свяжет порты Персидского и Хайфского заливов. Вашингтон с энтузиазмом отнесся к дипломатической инициативе, которая привела бы к ускоренной перевозки грузов при существенной экономии для всего региона. Такая информация оказалась в распоряжении Ynet в пятницу, 7 июля.[i]
По данным издания, цель проекта Land Connectivity by Trucks — упростить и ускорить переброску грузов с Ближнего Востока в Европу через израильские порты. Несмотря ни на что и именно в то время, когда отношения между Израилем и Соединенными Штатами не достигли своего пика, Иерусалим и Вашингтон продвигают секретный план по соединению непрерывной сухопутной дороги между Объединенными Арабскими Эмиратами, Саудовской Аравией, Иорданией и Израилем, ведущей из Персидского залива непосредственно к морским портам Израиля. Это проект касается экспорта товаров с Востока в Европу через Израиль, а затем и передвижения туристов.
По оценкам Госдепартамента США, после открытия магистрали время на перемещение грузов сократится с нескольких недель до 2–3 дней, что уменьшит расходы на транспортировку на десятки процентов. В настоящее время товары следуют морем через Суэцкий канал, а затем грузовиками по суше.
Суть программы заключена в том, чтобы позволить «одному водителю на одном грузовике» проследовать весь путь от Дубая до Хайфы — без бюрократических процедур на пограничных переходах и перегрузки товара с машины одной страны на машину другой страны.
Согласно работе, проведенной Государственным департаментом и администрацией президента США, это сокращает время с нескольких недель до двух-трех дней и экономит расходы на доставку до 20%. Сегодня грузовики, выезжающие из ОАЭ, прибывают в порт Хайфы через мост Алленби на иордано-израильской, но должны пройти бюрократические процедуры, включая смену водителей, номерных знаков и долгое ожидание.
МИД Израиля представил план спецпосланнику США Амосу Хохштейну. По словам высокопоставленных израильских чиновников, американцы с энтузиазмом отнеслись к этому плану и начали продвигать его с вовлеченными странами: Объединенными Арабскими Эмиратами, Саудовской Аравией и Иорданией. Это трансграничный инфраструктурный проект, который начнется в ОАЭ, пройдет через Саудовскую Аравию и закончится в морских портах Израиля. Позже он будет расширен до Бахрейна и Омана. Израиль считает, что есть очень хорошие шансы продвинуть план относительно быстро и даже до нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией, потому что все стороны выиграют от более коротких затрат на доставку между Ближним Востоком и Европой.
Примечательно, что проект не потребует больших вложений, так как он базируется на уже существующих автомагистралях — потребуется лишь их модернизация. Соглашение также предусматривает стандартизацию транспортных средств, которые будут двигаться по трассе, водительских прав, а также таможенных правил.
Согласно источникам, причастным к продвижению программы, страны Персидского залива проявляют интерес к инициативе, полагая, что она находится в русле «Соглашений Авраама) и сулит значительные прибыли. План продвигается параллельно проекту строительства железной дороги из Персидского залива в Израиль.
Стоит отметить, что проект железной дороги из Израиля в страны Персидского залива, был инициирован еще апреле 2017 года, министром транспорта Исраэлем Кацем, который лично представил инициативу Ближневосточного партнерства в сферах экономики и транспорта. Как отмечалось ранее см. («Израильская инициатива ближневосточного транспортно-экономического сотрудничества» от 11 апреля, 2017) речь шла о воссоздании существовавшей ранее железной дороги из Хайфы (Израиль) в Амман (Иордания) и соединение ее со странами Персидского залива на востоке и территории ПНА на западном берегу р.Иордан с портом в Хайфе (Средиземное море) посредством израильской железнодорожной сети. Иордания высказала полную заинтересованность в данном проекте и приступила к проектирования своей части проекта. По предварительным оценкам весь проект оценивается в 1,5 млрд долларов. Почти половина пути в Иордании приходиться на горную местность с перепадом высот до 700 метров.
Однако с тех пор не произошло особых изменений и проект, хоть и поддерживается практически всеми заинтересованными сторонами пока остаётся на бумаге.
По словам источников, вовлеченных в детали плана, «автомобильный» проект стал возможен благодаря подписанию «Соглашений Авраама» и приверженности США содействию миру в регионе, который может изменить лицо всего Ближнего Востока. И при этом в отличии от «железнодорожного» он не требует таких значительных вложений.
В то же время американцы продолжают продвигать план соединения Персидского залива с Израилем, а оттуда с Европой – но это проект, на реализацию которого уйдут годы, в то время как сухопутное соединение может быть введено в эксплуатацию в короткие сроки.
Министр иностранных дел Эли Коэн сказал: «Министерство иностранных дел работает над расширением круга мира и продвижением региональных проектов, которые укрепят позиции Израиля на Ближнем Востоке и региональную стабильность. Инвестиции в инфраструктурный проект такого масштаба будут способствовать развитию торговли между странами, а также между Азией и Европой и принесут процветание странам-партнерам».
В документе, составленном Министерством иностранных дел и полученном Ynet и газетой Yedioth Ahronoth, говорится: ««Соглашения Авраама» изменили политическую реальность в нашем регионе и открыли маршрут для новых видов транспорта. Революционный региональный проект сухопутных связей между государствами Персидского залива и Израилем, который улучшит глобальную торговлю на Ближнем Востоке, повысит статус Израиля как центра транспортировки товаров с Дальнего Востока в западный мир и подчеркнет роль Соединенных Штатов в регионе. Проект Land Connectivity by Trucks обеспечит простое решение для улучшения торговли землей, предоставляя платформу для всех партнеров — США, ОАЭ, Саудовской Аравии и Иордании, а также других заинтересованных стран региона, таких как Бахрейн и Оман».
[i] הציר שיחבר את ישראל לסעודיה? https://www.ynet.co.il/news/article/s1ua5c4f2