О поездке президента Турции Р.Т.Эрдогана в КСА, ОАЭ и Катар

В период с 18 по 20 июля с. г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отправился в поездку по странам Ближнего Востока, включая КСА, Катар, ОАЭ с заездом на обратном пути в Турецкую Республику Северного Кипра.

По этому поводу на сайте президента Турции был опубликован следующий пресс-релиз (перевод – неофициальный), цитируем:

 «Президент Реджеп Тайип Эрдоган посетит с официальным визитом Саудовскую Аравию, Катар и Объединенные Арабские Эмираты соответственно 17-19 июля 2023 года по приглашению своих коллег.

На переговорах, которые состоятся в рамках визитов, будут обсуждены все аспекты двусторонних отношений с указанными странами и проводимая работа по дальнейшему наращиванию текущего сотрудничества в различных сферах, в частности, проекты в сферах экономики и инвестиций. будут рассмотрены, и состоится обмен мнениями по региональным и глобальным вопросам.

После этого президент Эрдоган посетит Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК) 20 июля 2023 года по случаю Дня мира и свободы 20 июля.

В рамках своего визита в ТРСК президент Эрдоган примет участие в официальной церемонии, встретится с президентом ТРСК Эрсином Татаром и обсудит с ним двусторонние отношения и последние события в отношении кипрского вопроса, а также откроет новое здание терминала и взлетно-посадочную полосу аэропорта Эрджан.

С уважением объявлено публике».

Сразу отметим немаловажное обстоятельство: турецкая политика балансирования, о которой много говорят в отечественном инфопространстве касается не только отношений в системе координат Запад / Украина – Россия. В той же системе находятся и отношения и с Ближним Востоком.

Если обратить внимание на географию важных визитов и переговоров президента Турции Р.Т. Эрдогана, то первыми были ТРСК и Азербайджан, вторыми стал Саммит НАТО в Вильнюсе во всем спектре контактов с западными лидерами. Далее от турецкого руководителя зазвучали отсылки в сторону возможности встречи между президентом В.В. Путиным и Р.Т. Эрдоганом в августе месяце. И, наконец, четвертым знаковым мероприятием с участием президента Р.Т. Эрдогана на международной арене становится рассматриваемый нами тур по трём ключевым странам Ближнего Востока с заездом в Северный Кипр.

При этом стоит обратить внимание на непростой характер отношений между Турцией, с одной стороны, и с КСА и ОАЭ, с другой стороны. Разногласия всерьез проявились после начала в 2010 г. событий так называемой «арабской весны», когда Турция заявила о наличии у неё собственного видения на траекторию развития региона Ближнего Востока с уходом от традиционных монархий и диктатур в сторону политического ислама. При этом видение было в практической плоскости и сопровождалось совместными усилиями с Катаром.

Досье Турции с КСА включает убийство оппозиционного саудовского деятеля Джамаля Хашогги в саудовском Консульстве в Стамбуле. Турцией было официально заявлено о наличии у неё аудиозаписи обстоятельств и момента совершения убийства. Как сообщали турецкие представители, они дали возможность ознакомиться с записями представителям зарубежных стран, прежде всего, США.

Турецкие руководители громко и постоянно говорили о том, что указание об убийстве дал лично наследный принц КСА Мухаммед Бин Салман. С момента убийства в 2018 году Турция вела активную политику по «изобличению» саудовского наследного принца. «Нормализация» отношений с КСА – это процесс в двусторонних отношениях относительно недавний. По сути, ситуация изменилась лишь в начале 2022 года.

Вот что на эту тему писал в апреле 2022 года турецкий политолог, главный редактор журнала Insight Turkey, издаваемого Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции, Мухиттин Атаман:

«В соответствии с требованиями региональной и глобальной динамики карты на Ближнем Востоке снова смешиваются. Перемены и происходящие процессы в основном выражаются в нормализации, потому что государства региона отказались от серьезной напряженности, вызванной арабскими восстаниями и революциями, и начали процессы сотрудничества. После исчезновения или изменения этих источников напряженности и угрозы государства региона с начала 2021 года стали уделять приоритетное внимание развитию своих региональных и двусторонних отношений.

Процесс нормализации, вызванный изменениями на Ближнем Востоке, имеет как минимум четыре разных измерения: межарабскую, израильско-арабскую, турецко-арабскую и ирано-арабскую нормализацию.

Наиболее важным из них является нормализация отношений между арабскими странами. Страны Персидского залива, мало затронутые арабскими восстаниями, переживали между собой серьезный кризис, когда по-разному реагировали на события. Кризис между Катаром и Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) и Бахрейном впервые возник в 2014 году. Однако настоящая напряженность возникла в 2017 году, когда эти три страны ввели блокаду Катара. С нормализацией отношений Абу-Даби, Эр-Рияда и Манамы с Катаром в начале 2021 года начался процесс нормализации как между членами ССАГПЗ, так и между членами ССАГПЗ и нечленами. В результате с включением таких государств, как Египет, Иордания и Марокко, в арабском мире установилась общая атмосфера нормализации.

Арабское измерение нормализации Ближнего Востока с влиянием другой региональной и глобальной динамики в регионе, три других измерения в регионе, развитие отношений трех неарабских стран Ближнего Востока, Турция, Израиль и Иран с арабскими странами также пошли по позитивному курсу.

Основные проблемы, которые позволяют Турции нормализовать отношения с Саудовской Аравией, заключаются в следующем.

Во-первых, стало понятно, что Турция не та страна, которую можно игнорировать в региональной политике. После политического дискурса Турции, успехов в оборонной промышленности и вмешательства в региональные кризисные точки необходимость улучшения отношений с Турцией возросла. Цена противостояния растущей и неоспоримой жесткой силе Турции возросла. Поэтому стоимость проведения конфронтационной и антитурецкой политики в регионе возросла и стало ясно, что она не является устойчивой.

Эволюция линии Саудовской Аравии в политическую линию, аналогичную линии Турции, также является важным фактором в этом процессе. В течение долгого времени Турция проводила максимально взвешенную политику среди великих держав. Несмотря на наличие союзников, Турция, которая не могла доверять западным государствам, была вынуждена обратиться к незападным странам, хотя это и дорого обошлось. Диверсифицируя свои отношения, он принимает внешнеполитическое понимание, в большей степени ориентированное на Анкару. В последнее время аналогичную позицию начала занимать Саудовская Аравия.

Менее доверяя Западу, Саудовская Аравия, в частности, искала ресурсы для более плавного и безоговорочного получения оружия, необходимого для сохранения ее режима. В этом смысле Турция выступает как важная альтернатива. Для Саудовской Аравии покупка оружия и боеприпасов, произведенных в Турции, является одной из важнейших причин нормализации. Еще до обострения двусторонних отношений между двумя странами были инициированы очень важные оборонно-промышленные проекты. Их можно оживить. Также будут добавлены новые.

Во-вторых, тот факт, что Байден является президентом США, и неопределенность политики США в отношении региона подтолкнули все страны Ближнего Востока к разным поискам. Страны региона не доверяют западным государствам, особенно США, которые подвели своих союзников в Афганистане и Украине, учитывая арабские восстания и их последствия. Из-за растущего недоверия к США и другим западным государствам возросла необходимость диверсифицировать внешнюю политику региональных государств, таких как Турция и Саудовская Аравия.

В-третьих, настойчивое стремление Байдена продолжать переговоры по ядерной энергетике с Ираном беспокоило другие страны региона. Помимо того, что Иран является представителем двух крайних религиозных и политических взглядов, действия Ирана по дестабилизации Саудовской Аравии через Йемен и его усилия по слому регионального влияния Саудовской Аравии через Ирак и Ливан означают, что Иран является самой серьезной угрозой в регионе для Эр-Рияда. Саудовская Аравия не хочет, чтобы Иран был признан нормальным игроком в международной политике и чтобы были сняты санкции против него. Турция может быть одним из важнейших государств, которое понадобится Саудовской Аравии, чтобы сломить региональное влияние Ирана, которое, вероятно, усилится в ближайшем будущем.

В-четвертых, участившиеся атаки на Саудовскую Аравию из Йемена подтолкнули Эр-Рияд к поиску оружия и боеприпасов. Саудовской Аравии срочно нужны боеприпасы. Альтернативой в этом смысле стала Турция. Фактически, с самого начала кризиса Турция занимает более тесную позицию по отношению к Эр-Рияду в йеменском кризисе. Он также осуждает нападения на Саудовскую Аравию из Йемена.

В-пятых, динамика, угрожавшая арабским восстаниям, утратила свое влияние. Другие общественные и политические движения, особенно «Братья-мусульмане», были значительно подавлены. Несмотря на то, что Саудовская Аравия и ее союзники меньше ощущают угрозу со стороны оппозиционных движений в арабском мире, маргинализация поддерживающей их Турции стала бессмысленной.

В-шестых, экономический кризис, вызванный ростом цен на энергоносители и продукты питания, который сильно ощущался в связи с кризисом Covid-19, но превратился в насущную проблему в связи с войной на Украине, побудил страны к более тесным отношениям. Когда дело доходит до большей энергетической зависимости Турции и большей зависимости Саудовской Аравии от продовольствия, видно, что они имеют некоторые дополнительные черты. Ожидается, что отношения между двумя взаимодополняющими экономиками будут взаимовыгодными. В частности, вопрос оборонной промышленности выделяется как одна из важнейших причин нормализации отношений Турции со странами Ближнего Востока, особенно со странами Персидского залива. Турция сможет экспортировать больше продукции оборонной промышленности в страны Персидского залива, у которых нет проблем с наличностью. Таким образом, она попытается преодолеть экономический кризис.

Условия требуют, чтобы обе стороны оставили свои нынешние позиции. Хотя этот процесс представляет собой процесс примирения, взаимных уступок и согласия, нормализация не является целостным процессом. Это всего лишь изменение почвы для ведения политики в контексте стремления максимизировать национальные интересы двух стран. Иными словами, это не означает, что все проблемы между двумя странами решены. Предпринимаются попытки изменить общий ход и динамику отношений в положительную сторону, сосредоточив внимание на вопросах, по которым можно сотрудничать между двумя государствами.

После первого с 2017 года визита президента Эрдогана в Саудовскую Аравию в отношениях двух стран открылась новая страница. Учитывая региональный вес и важность Саудовской Аравии, этот конкретный шаг станет одним из важнейших звеньев региональной стратегии нормализации Турции. Турецко-саудовское сближение, с одной стороны, способствует улучшению отношений с другими арабскими государствами. С другой стороны, ожидается, что он прекратит поддержку антитурецких региональных акторов, таких как Греция и СНС».

Итак, как мы можем видеть, прагматизм является драйвером нормализации отношений между Турцией и КСА. При этом, на первый план, вышла проблема Ирана и сотрудничества в вопросе ОПК.

Как пишет турецкая пресса касательно продолжающегося ближневосточного турне президента Реджепа Тайипа Эрдогана, Эрдоган встретится с наследным принцем Саудовской Аравии Мохаммедом бин Салманом. Отмечается, что важнейшей темой поездки была экономика. Эрдоган будет увеличивать торговлю с лидерами, развивать турецкий экспорт в регион, заключать контракты и делать инвестиции в Турцию. В ходе встреч также будет обсуждаться проект «Дорога развития», по которому будет осуществляться торговля из стран Персидского залива в Европу через Ирак.

Проект был включен в трехдневную поездку президента Эрдогана «с огромным торговым караваном», состоящим из более чем 200 деловых людей. DEIK организует бизнес-форум в Саудовской Аравии, Катаре и ОАЭ в рамках турне по Персидскому заливу. Саудовско-турецкий бизнес-форум прошел в Джидде, катарско-турецкий бизнес-форум прошел в Дохе, а бизнес-форум ОАЭ-Турция прошёл в Абу-Даби 19 июля.

Заметим, что при экспорте в Саудовскую Аравию 1,5 млрд долларов к концу 2022 года общий объем внешней торговли между Турцией и КСА достиг 6 млрд долларов. Цель состоит в том, чтобы увеличить его сначала до 10 млрд долларов, а затем до 30 млрд долларов в долгосрочной перспективе. По состоянию на конец 2022 года экспорт в Катар составил 1,5 миллиарда долларов. Общий объем внешней торговли находится на уровне 2,2 млрд долларов. Ожидается, что в первую очередь он достигнет 5 млрд долларов сбалансированным образом. Экспорт в ОАЭ составляет 5,3 млрд долларов в 2022 году, а объем внешней торговли — 10 млрд долларов.

Всего за первые 6 месяцев 2023 года было экспортировано турецкой продукции на 107 млрд долларов. 47 млрд долларов из них было сделано европейским странам. После Европы самые высокие продажи в региональном экспорте пришлись на Ближний Восток с 14,4 млрд долларов. Далее идет Содружество Независимых Государств с 12 млрд долларов, Африка с 9 млрд долларов и Северная Америка с 8 млрд долларов. В этот период в страны Ближнего Востока осуществлялся наибольший экспорт химикатов и продуктов, зерна, бобовых, масличных культур и продуктов из них, стали, мебели, бумаги и лесоматериалов, ювелирных изделий.

Однако, как отмечается турецкой прессой, детали цифр показывают, что потенциал региона используется неэффективно. Сектора, которые лучше всего используют ближневосточный регион, — это ковры, зерно и аквакультура. Согласно данным по экспорту за первые 6 месяцев года, ковровая промышленность составила 350 млн долларов из общего объема экспорта в этот регион в размере 1,2 млрд долларов. Зерновая промышленность принесла 2 млрд долларов из своего 5,5-миллиардного экспорта на Ближний Восток.

Они сделали 30% общего экспорта на Ближний Восток, который является лучшим рынком сбыта морепродуктов, только в этот регион. Опять же, мебельный и ювелирный секторы входят в число секторов, на долю которых приходится 30% их общего экспорта на Ближний Восток. Однако во многих отраслях доля экспорта в регион в общем объеме составляет менее 10%.

Химия, автомобилестроение, готовая одежда, текстиль, сталь сильно отставали в этом регионе по сравнению с другими отраслями. Глядя на общий объем экспорта, мы видим, что этот регион до сих пор не затронут турецкими экспортерами.

За первые 6 месяцев года на Ближний Восток было отправлено всего 14 млрд долларов из общего объема экспорта в 107 млд долларов. Иными словами, его доля в общем объеме составляет чуть более 10%.

Турецкими аналитиками отмечается, что даже при наличии стратегии отдаленных стран Министерства торговли необходимо лучше использовать преимущества близкой географии. Если Европа, расположенная на западе Турции, имеет 50%-ю долю экспорта, то, как отмечают турецкие аналитики, Ближний Восток должен иметь, по крайней мере 25%-ю долю. Проще говоря, экспорт Турции на Ближний Восток должен составить не менее 50 млрд долларов. В этом смысле визит президента Эрдогана является правильной стратегией.

53.16MB | MySQL:103 | 0,572sec