Трудно переоценить потенциальное воздействие предпринимаемых действий, которые благодаря ближневосточной дипломатии Дж.Байдена могут привести к тому, что Китай заменит США в качестве гаранта безопасности для нефтяных монархий, контролирующих значительную часть мировых запасов нефти[i]. Через семь месяцев после того, как председатель КНР Си Цзиньпин принял участие в первом китайско-арабском саммите в Эр-Рияде, экономические обмены между второй по величине экономикой мира и такими странами, как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, ускорились – выйдя далеко за рамки закупок нефти, где Пекин доминировал в течение многих лет. Стоимость приобретений и инвестиций компаниями Персидского залива в Китае выросла более чем на 1000% в годовом исчислении до 5,3 млрд долл.
На протяжении десятилетий нефтяные государства Ближнего Востока полагались на Соединенные Штаты как на своего основного экономического партнера и гаранта безопасности. Их запасы деноминированного в долларах долга США и расчеты по контрактам купли-продажи в долларах сохраняют доллар в качестве мировой резервной валюты. Этот статус позволяет США иметь огромный дефицит, печатать деньги для их покрытия и не страдать от валютного кризиса и серьезной девальвации. Китай приложит все усилия, чтобы использовать свои расширяющиеся экономические и финансовые связи для углубления военных отношений, включая открытие военных баз и расширение дипломатических, культурных, образовательных отношений. Конечной целью которых – вытеснить Соединенные Штаты в качестве стратегического гаранта монархий, контролирующих экспортный рынок нефти.
Поскольку Китай становится доминирующей державой на Ближнем Востоке, если так пойдет и дальше, структура мировой власти будет совсем иной, и Китай будет принимать решения, с которыми у более бедных и слабых США не будет иного выбора, кроме как согласиться. В свою очередь, для того чтобы избежать чрезмерной зависимости от США, страны Персидского залива (СПЗ) агрессивно диверсифицируют свои экономические и военные связи с Китаем. В долгосрочной перспективе это может подтолкнуть страны СПЗ к укреплению сотрудничества с китайской стороной в сфере обороны и безопасности и размещению на своей территории военно-морских баз и других военных объектов КНР. В последние годы сфера интересов китайской стороны в Персидском заливе расширилась – от узкой направленности на торговлю углеводородами до широкомасштабных инвестиций в энергетику, промышленность, финансы, транспорт, связь и прорывные технологии. Китай также становится все более важным участником программ развития экономик СПЗ. Китай является главным экономическим партнером Кувейта, Омана, Саудовской Аравии и ОАЭ.
В СПЗ осознают, что экономический рост КНР сопровождается увеличением военной мощи китайской армии, что позволит китайской стороне проводить более решительную политику в регионе. Кроме того, несмотря на свои усилия по диверсификации источников нефти, Китай остается зависимым от Ближнего Востока в отношении примерно двух третей своего общего импорта. Таким образом, китайская сторона продолжает полагаться на морские линии связи, такие как Баб-эль-Мандебский пролив, Ормузский пролив, Малаккский пролив и Суэцкий канал для большей части своей торговли и импорта энергоносителей. Кроме того, проекты, связанные с постконфликтным восстановлением в других странах Ближнего Востока, таких как Ирак, Ливия, Сирия и Йемен, могут быть выполнены китайскими предприятиями.
Растущая экономическая и военная мощь Китая, а также его постоянное место в Совете Безопасности ООН гарантируют, что его глобальное влияние будет только возрастать со временем. В связи с этим СПЗ рассматривают КНР как важный источник политической поддержки, особенно когда они приступают к программам диверсификации и избирательным экономическим реформам, одновременно противодействуя давлению Запада по таким вопросам, как права человека и демократизация.
Китай, в целом, воздерживается от прямого участия в спорах в странах Ближнего Востока. Он установил хорошие связи с руководством всех государств региона. За счет этого экспорт китайского оружия СПЗ ежегодно растет. В настоящее время китайские беспилотные летательные аппараты производятся в Саудовской Аравии и используются в Египте и Ираке для борьбы с терроризмом. Кроме того, китайская сторона направила около тысячи военнослужащих на свою первую зарубежную военную базу в Джибути для выполнения задач по борьбе с пиратством. На регулярной основе направляются конвойные флотилии в Сомали и прилегающие воды для обеспечения безопасности в Красном и Аравийском морях. Китайские военные участвовали в операциях, одобренных Советом Безопасности ООН. Например, корабли ВМС НОАК сопровождали суда ООН, перевозившие химическое оружие из Сирии для уничтожения на Кипре. Китай неоднократно развертывал ВС для поддержки эвакуации китайских граждан из стран Ближнего Востока, таких как Ливан, Ливия и Йемен.
Китайские инвесторы со своей стороны не используют западные и местные охранные предприятия для обеспечения безопасности проектов и защиты специалистов, а прибегают к услугам национальных частных военных компаний. В настоящее время на Ближнем Востоке наращивают свое присутствие такие китайские компании, как подконтрольная вооруженной народной милиции КНР Snow Leopard, Tianjiao Tewei и Huaxing ZhongAn. Однако руководство арабских государств региона обеспокоено политикой Китая в отношении Ирана, особенно военным сотрудничеством между двумя странами. Тем не менее, китайская сторона проявила осторожный подход к Тегерану, несмотря на свою поддержку ядерной сделки с Ираном. Все экономические показатели показывают, что Китай не инвестировал значиельные средства в Иран — несмотря на заявления Тегерана об обратном.
Следует отметить, что при значительном снижении военного потенциала США и невозможности обеспечить защиту СПЗ из-за разработки Ираном ядерного оружия, такие государства, как Саудовская Аравия, могут начать свои собственные ядерные программы или приобретут усовершенствованные баллистические ракеты. В этом случае именно КНР может оказать им соответствующую военно-техническую и технологическую помощь, став тем самым ключевым гарантом безопасности на Ближнем Востоке. В настоящее время у Китая нет военных и материально-технических возможностей, чтобы обеспечить надежную альтернативу американскому «зонтику безопасности» в Персидском заливе. США разместили десятки тысяч военнослужащих в регионе и поддерживали базы в каждой СПЗ, кроме Саудовской Аравии, а также в Афганистане, Ираке, Иордании, Турции и Сирии.
Для обеспечения сбалансированных отношений с КНР и США руководство СПЗ ограничивает поддержку расширения военного присутствия китатйских военных в регионе. Так, несмотря на то, что Китай является основным рынком для экспорта оманской нефти, и планирует стать крупнейшим инвестором в его порт Дукм, оманская сторона предоставила американским военным доступ к объектам как в том же Дукме, так и в еще одном порту Салале. Кроме того, Саудовская Аравия и ОАЭ являются одними из немногих стран, которые приобрели у США ракетные комплексы ПВО/ПРО.
Усилия китайского руководства по расширению своего присутствия и влияния на Ближнем Востоке также сталкиваются с противодействием со стороны США. Уже будучи крупнейшим в мире потребителем энергии, Китай будет все больше зависет от импорта нефти и газа, поскольку его экономика может продолжить расти в ближайшие десятилетия. При этом более половины объема приходилось только на Саудовскую Аравию. В свою очередь, сотрудничество ОАЭ с Китаем носит в основном экономический характер еще и потому, что страна стремится стать главным торговым хабом для китайских экономических инициатив. Так, около 60% европейской и африканской торговли Китая проходит именно через ОАЭ. Таким образом, два самых влиятельных государства СПЗ – Саудовская Аравия и ОАЭ – останутся базовыми партнерами экономической политики Китая на Ближнем Востоке.
Экономические интересы СПЗ и Китая также сходятся в более широком географическом регионе. Растущее внимание китайской стороны к Красному морю может повлечь за собой большие попытки сформировать выгодную для Саудовской Аравии морскую торговлю в этом районе и в западной части Индийского океана. Кроме того, агрессивная экономическая политика КНР совпадает с планами Кувейта, Омана, Катара и Саудовской Аравии по строительству новых портов и увеличению мощностей существующих в регионе. Хотя ОАЭ стремятся привлечь китайские инвестиции, они также опасаются расширения китайских компаний в портах региона, что может поставить под угрозу статус Дубая как регионального торгового центра. Несмотря на успехи ближневосточной экспансии КНР, существует ряд причин, которые препятствуют закреплению ее позиций в регионе:
– конфликтогенный потенциал самого Ближнего Востока объективно затрудняет политику любого внерегионального актора. Во-вторых, воздействие «американского фактора»;
– влияние Вашингтона на Ближнем Востоке несколько снизилось, однако он по-прежнему остается наиболее заметным игроком на «ближневосточной шахматной доске» ;
– еще одним фактором, в какой-то степени затрудняющим проникновение Китая на Ближний Восток, выступает невысокий интерес китайцев к исламской культуре;
– ближневосточная политика КНР строится на принципах «мягкой силы». Именно в этой плоскости кроются ключевые отличия китайской внешней политики от американской и даже российской. Но, по некоторым оценкам, такая политическая линия не вполне соответствует статусу ведущей мировой державы. Кроме того, сама ситуация на Ближнем Востоке не предполагает пассивной позиции. В этой связи американские эксперты доказывают, что пришло время менять прежнюю, слишком «мягкую» ближневосточную политику Китая.
Выводы:
– одновременно с тем, как СПЗ стремятся получить экономические и политические выгоды от возросшей роли Китая в регионе, руководства этих государств, в краткосрочной перспективе, намерены сохранять баланс между отношениями с КНР и давним союзником-США;
– Китай активно и последовательно расширяет свое влияние на Ближнем Востоке используя для этого миротворческие миссии ООН, производство и экспорт оружия, а также укрепление торгово-энергетических связей с государствами региона;
– в краткосрочной перспективе китайская сторона не сможет в полном объеме заменить США в качестве ключевого союзника СПЗ и государства-гаранта их безопасности.
[i] https://www.zerohedge.com/geopolitical/china-moving-replace-us-gulf-oil-monarchies