Египет: макроэкономические показатели и сотрудничество с Россией

Вполне логично, что после смены режима в 2011 г. в Египте произошли серьезные изменения в расстановки политических сил внутри государства. Как следствие, в связи с дестабилизацией ситуации в стране и ростом политических рисков российские участники внешнеэкономической деятельности   минимизировали свою деятельность на египетском рынке.

Тем не менее двусторонний товарооборот за последние два года увеличился почти на 70%, достигнув в 2012 г. 3,5 млрд долларов[i].

Стоит напомнить, что до дестабилизации ситуации в стране Россия занимала 6-е место среди внешнеторговых партнеров Египта. В свою очередь, Египет занимал 34-е место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 29-е по экспорту и 63-е по импорту.

В Египте официально зарегистрировано более 250 предприятий с участием российского капитала, из которых около 90% приходится на мелкий и средний бизнес. Кроме того, крупные компании «Лукойл», «Новатэк», «Вертекс» и некоторые другие инвестировали значительные средства в разведку и добычу углеводородов, золота и иных полезных ископаемых на территории  Египта.

«Новатэк» намерен провести геологоразведку на газ на офшорном блоке Эль-Ариш, расположенном на шельфе Средиземного моря.  Инвестиционные обязательства – 40 млн долларов.

Примечательно, что с доказанными запасами природного газа в 1,9 трлн куб. м Египет способен укрепиться на международных рынках сбыта в качестве крупного экспортера сырья. Тем не менее страна стремится развивать конкурентоспособное промышленное производство, ориентированное как на внутреннего потребителя, так и на внешний рынок. Во многом свои долгосрочные экономические планы Каир связывает с Москвой[ii].

Примечательно, что в перспективе, при благоприятных политических и экономических условиях российское бизнес-сообщество намерено участвовать в строительстве атомной электростанции, поставки 14 тыс. трэкеров ГЛОНАСС для оснащения парка туристических автобусов, производстве чистого кремния, панелей солнечных батарей, создании вертолетной ремонтной базы и некоторых других проектах на египетской территории.

В 2008 г. Россией и Египтом подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Заключение этого документа стало особенно актуальным после того, как Министерство электроэнергетики Египта утвердило план по строительству атомных электростанций близ побережья Средиземного моря. Как ожидалось, первая станция может быть введена в эксплуатацию уже в 2015-2016 гг. Стоимость проекта была оценена в 1,5 млрд долларов.

Однако сегодня ситуация кардинальным образом поменялась: во-первых, у политического руля Египта уже не стоит Х.Мубарак, который подписывал названное выше соглашение с Москвой, а в во-вторых, инвестиционный климат Египта серьезно ухудшился вследствие высоких политических рисков и факта того, что страна находится в периоде нестабильности, что добавит иностранным инвесторам еще больше опасений в целесообразности и рентабельности указанного проекта.

Как представляется, при нынешней политической ситуации не только полностью реализовать, но даже начать осуществление строительства атомных мощностей в Египте на российские средства будет крайне проблематично, а скорее, даже маловероятно. Россия уже набила шишек на Ливии, потеряв в 2011-2012 гг. крупные финансовые ресурсы ввиду резкого изменения ситуации из-за смены власти в этом североафриканском государстве.

Учитывая нынешнюю обстановку в Египте, когда политический истеблишмент страны будет вынужден постепенно обеспечивать возвращение местной экономике былой мощи, России следует приложить усилия для того, чтобы выстроить действенный межгосударственный диалог с Каиром, который в итоге позитивно бы отразился на двусторонних торговых и инвестиционных связях.

Однако здесь Кремлю не следует забывать о собственных дивидендах. Таковы уж правила игры на международном политическом поле: интересы своего государства превыше планов и стратегий и партнеров. Благотворительности здесь нет, напротив, во главу угла встают жесткий прагматизм и холодный расчет. Москве необходимо оперативно и действенно извлекать уроки из прежних прецедентов и продолжать трезво оценивать степень всех «за» и «против» при возможных денежных вливаниях в египетское хозяйство на современном этапе.

Справедливости ради следует отметить, что сегодня существуют определенные препятствия  на пути плотного и масштабного российско-египетского партнерства.

Во-первых, слабо развитая нормативно-правовая база Египта, которая бы обеспечивала гарантии иностранным инвесторам.

Во-вторых, в России до сих пор не завершено создание аналога существующих в других развитых странах агентства развития, через которое могли бы реализовываться совместные гуманитарные программы, программы помощи и сотрудничества.

В-третьих, различные политические, экономические и правовые риски, с которыми могут столкнуться потенциальные российские инвесторы в Египте, вынуждают их тщательно анализировать целесообразность и привлекательность того или иного совместного проекта, прежде чем начать вкладывать в него средства.

Визит в Москву египетского президента М.Мурси (весна 2013 г.) стал своеобразной проверкой работы на ошибками, которую провели обе стороны. По итогам переговоров, глава России В.В.Путин заявил, что обе страны намерены диверсифицировать экономические связи, уделять внимание инвестиционному сотрудничеству, увеличивать встречные потоки капиталовложений в совместные проекты в сфере промышленности, энергетики и сельского хозяйства.

На сегодняшний день экономические контакты двух стран не получили эффективной практической реализации, поскольку инвестиционная привлекательность Египта сильно понизилась в результате нестабильной политической обстановки. Особый урон понес туристический сектор, поскольку российские туристы опасаются ехать на отдых в курортные места Египта из-за кратно возросших рисков.

Как заявил министр туризма Египта Х.Заазуа, который в сентябре с.г. посетил с рабочим визитом Москву, потери туристического сектора страны после свержения в 2011 г. президента Х.Мубарака могут достичь 8-9 млрд долларов до конца текущего года.

Говоря о падении российского туристического потока после обострения ситуации в Египте минувшим летом, министр сообщил, что число туристов из России резко снизилось после введения властями России рекомендаций воздержаться от поездок в страну. В то время как в первой половине 2013 г. поток россиян в Египет увеличился на 24% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года.

Однако после рекомендаций ряда государств, сделанных своим гражданам в середине августа, воздержаться от поездок в Египет поток туристов в течение недели снизился более чем на 70% от всего потока туристов в страну. Что касается России, то после официальных предостережений МИД России и Ростуризма, поток российских туристов сократился более чем на 90%.

При этом Х.Заазуа подчеркнул, что если Москва в ближайшее время не отменит рекомендации туристам не ездить в Египет, то последствия для туристической отрасли будут катастрофическими.

Стоит напомнить, что традиционно в Египет приезжает большое количество российских туристов. Пик пришелся на 2010 г., когда в этой  стране побывали 2,8 млн туристов из России. Для сравнения: в 2012 г. их численность составила 2,5 млн человек.

Тем не менее, по словам египетского министра, это все еще весьма внушительный показатель. В этой связи он призвал российскую сторону не продолжать закручивать гайки в этом вопросе, а, напротив, их немного ослабить, поскольку отсутствие российских туристов негативно влияет на инвестиции в туристическую отрасль, на занятость в ней и на доходы египтян.

Х.Заазуа также сообщил, что ситуация в туристических местах Синайского полуострова, где располагается популярный курорт Шарм-эль-Шейх, абсолютно безопасна, несмотря на то, что на севере полуострова проходят военные операции.

Со своей стороны отметим, что ни МИД России, ни Ростуризм пока официально не отозвали сделанные ранее рекомендации российским гражданам воздержаться от поездок на египетскую территорию, что представляется вполне обоснованным. Поэтому разумнее лишний раз перестраховаться, поскольку «цена вопроса» крайне высока. В случае с отдыхом в Египте – это человеческая жизнь.

Следует обратить внимание на то, что стабильность египетской экономики до событий 2011 г. обеспечивалась ее большей защищенностью от воздействия кризиса. Это во многом было обусловлено тем, что хозяйство этого арабского государства сильно ориентировано на удовлетворение внутреннего спроса. Однако даже отмеченная относительная стабильность не выдержала мощной силы внутриполитических «ураганов».

Таким образом, на современном этапе экономика Египта столкнулась с серьезными проблемами. Бедность широких слоев населения, низкая производительность труда, ограниченность земельных, водных и финансовых ресурсов делают крайне затруднительным  решение сложных социально-экономических неурядиц как внутри страны, так и за ее пределами. Речь прежде всего идет о продолжении взаимовыгодного и тесного сотрудничества с традиционными торговыми партнерами, включая Россию.

В сентябре 2013 г. с рабочим визитом в Москву прибыл министр иностранных дел Египта Н.Фахми. Россия стала первой зарубежной страной, которую он посетил  после назначения минувшим летом на пост главы внешнеполитического ведомства. По словам министра, его выбор был неслучайным, поскольку Россия очень важна для Каира, особенно в сферах взаимной торговли, обмена инвестициями и туризма.

Примечательно, что  и отстраненный от власти и ныне арестованный президент М.Мурси, и только что севшие в министерские кресла египетские чиновники, делают на Москву большие ставки, как, впрочем, это делал Х.Мубарак, регулярно наведывавшийся с официальными визитами в нашу страну.

Это наглядно доказывает, что даже при смене египетской власти преемственность Каира во внешнеэкономических отношениях с Москвой пока сохраняется. Почему?

С одной стороны, египтяне отлично помнят и ценят ту финансовую и технологическую помощь, которую оказывали их государству еще советские, а затем и российские специалисты. Некоторое время назад общаясь с авторитетным египетским исследователем, автор слышал от собеседника лишь восторженные эпитеты в адрес отечественных профессионалов, ставивших на прочную опору экономику Египта. Исходя из этого, можно предположить, что Каир до сих поррассматривает Кремль как надежного партнера, способного помочь находящемуся в экономическом застое дружественному арабскому государству.

С другой стороны, нынешние власти Египта на самом деле могут быть далеки от той советской ностальгии и пророссийского пиетета, которыми, в частности, руководствовались Х.Мубарак и  недавний египетский собеседник автора. Их мотивацией для выстраивания прочных финансовых  отношений с нашим государством вполне может служить сугубо банальная и логичная причина – необходимость привлечь максимально большие иностранные инвестиции на местный рынок. Россия в данном случае является лишь одним из игроков, за счет которого можно это сделать.

Минувшим летом заместитель министра иностранных дел, спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку М.Л.Богданов не исключил того, что Египет может попросить Москву о какой-то экономической помощи, как Каир уже попросили у некоторых монархий Персидского залива: Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта.

Дело в том, что продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН опубликовала доклад, в котором говорится, что беспорядки и истощение валютных резервов в Египте создают серьезную угрозу продовольственной безопасности в государстве.

Как заявил М.Л.Богданов, если от египетской стороны поступит обращение о соответствующей помощи, то российское руководство его рассмотрит. Причем речь шла не только и государственном, но и частном подспорье. По словам заместителя министра, частные компании изучают условия предоставления такой помощи с тем, чтобы она использовалась эффективно и шла в русле развития двусторонних экономических связей.

Как представляется, в будущем обоим государствам необходимо учесть имеющиеся проблемы и, предприняв конкретные действия по устранению указанных рисков, вывести торговые и инвестиционные отношения на должный уровень.

Несмотря на то, что в рейтинге Всемирного банка Doing Business 2013 Египет поднялся на одну позицию и занял 109 место в мире, можно констатировать следующее: крайне напряженная политическая и социальная обстановка отрицательно сказалась на хозяйственном развитии Египта в минувшем году. Так, национальный ВВП в текущих ценах по официальному курсу составил 254,5 млрд долларов, увеличившись лишь на 2,2% по сравнению с 2011г.

Для сравнения: до 2010 г.  египетская экономика ежегодно росла в среднем на 5-7%.  В паритетных ценах ВВП государства составил 538 млрд долларов.

В 2012 г. наблюдался целый ряд неблагоприятных тенденций в валютно-финансовом положении Египта:

  • растущий дефицит внешней торговли;
  • сокращение золотовалютных резервов (с 18 до 15 млрд долларов);
  • быстрый рост государственного долга;
  • крупный дефицит государственного бюджета;
  • высокие темпы инфляции.

Внешняя торговля Египта не сбалансирована и характеризуется огромным хроническим дефицитом: в 2012 г. при объеме импорта в 69,5 млрд долларов, экспорт составил лишь 29,3 млрд долларов.

Большую часть экспорта составляет продукция нефтегазового сектора, продовольствие и химическая продукция. Правительство прилагает большие усилия, направленные на диверсификацию экспорта, поддержку экспортеров, создание свободных и промышленных зон, повышение степени локализации производимых в Египте  совместно с иностранными компаниями товаров, однако до сбалансированной внешней торговли еще очень и очень далеко.

Пока же Египет вынужден прибегать к финансовой помощи зарубежных стран и компаний, тем самым множа собственный государственный долг. Так, по итогам прошлого года внешний государственный долг Египта вырос на 5 млрд долларов, достигнув  38,8 млрд долларов. Платежи по процентам и по возмещению внешнего долга в указанный период составили лишь 3,5 млрд долларов.

Одним из способов привлечения финансовых средств является выпуск государственных облигаций с длительными сроками погашения.  Это ставит планы правительства по социально-экономическому развитию страны в серьезную зависимость от внешней помощи, а  сам Египет в зависимость от других стран.

Тем не менее государство имеет широкие планы по развитию различных отраслей хозяйства, при этом расчет делается на привлечение кредитных ресурсов. Однако политическая нестабильность и экономическая неопределенность вызывают отток капитала из страны и ставят под сомнение привлечение новых иностранных инвестиций в местную экономику.

В 2012 г. дефицит бюджета Египта составил 10,9% от ВВП. Серьезной проблемой для государственной казны является наличие многочисленных дотаций и субсидий, призванных обеспечить приемлемый уровень жизни для малообеспеченных слоев населения в стране, где  средний уровень зарплаты составляет немногим более 1,5 тыс. египетских фунтов (около 220 долларов; по состоянию на 17.10.2013. 1 ег. фунт = 0,15 американского доллара).

В 2012 г. правительство утвердило минимальный уровень оплаты труда в 1,2 тыс. египетских фунтов в месяц. Планируется повысить минимальный уровень оплаты труда на 30% в течение ближайших 3 лет. При этом в реальности многие египтяне получают заработную плату ниже минимального уровня  (600-900 египетских фунтов в месяц).

Одной из ключевых экономических проблем Египта без сомнения можно назвать низкую производительность труда, которая является барьером для эффективного экономического развития страны, так как снижает конкурентоспособность египетского экспорта, что, в свою очередь, не позволяет решить проблему дефицита внешней торговли и внешней задолженности.

Низкая производительность труда и низкий уровень оплаты труда не способствуют решению главной проблемы Египта, о которой автор говорил выше – бедность населения. В докладе, посвященном экономике Египта и ее перспективам, Всемирный банк указывает на исключительную важность фактора повышения производительности труда для эволюции египетской экономики в будущем. В то же время повышение производительности труда неизбежно скажется на уровне безработицы в стране.

По статистике, сегодня в стране насчитывается более 27 млн человек экономически активного населения. Официальный  уровень безработицы вырос в 2012 г. до 12,5% против 12% в 2011 г. Каждый год на рынок труда приходит более миллиона новых соискателей, а рабочих мест создается гораздо меньше.

Не менее серьезной проблемой для Египта  является  его перенаселенность.  Население страны составляет 85 млн человек. Несложно посчитать, что при ежегодном приросте в  1,5 млн человек через 10 лет население страны может достигнуть 100 млн человек, а, как известно, земельные и водными ресурсы Египта весьма ограничены.

Таким образом, фактор перенаселенности угрожает экономическому прогрессу и социальному развитию страны. В этой связи эксперты справедливо полагают, что планирование деторождения – это мера, давно назревшая и крайне необходимая египтянам.

С перенаселенностью страны тесно связана проблема обеспечения населения Египта водой и продовольствием. Из общей территории в 1 млн кв. км лишь около 4% в настоящее время используется для нужд сельского хозяйства. В этой отрасли занята одна треть экономически активного населения, а экспорт сельхозпродукции составляет 20% товарного экспорта Египта.

Однако страна продолжает оставаться нетто-импортером продовольствия. Так около 50% потребляемой в Египте пшеницы ввозится из-за рубежа. Власти разрабатывают широкие планы доведения самообеспеченности государства пшеницей до 75% путем повышения  урожайности и ввода в сельскохозяйственный оборот вновь осваиваемых земель. Египет также является крупным импортером мяса и других видов продовольствия.

Как следствие, ограничения на развитие сельского хозяйства накладывает недостаток пресной воды. Это вызывает политические и экономические разногласия Египта с государствами – партнерами по бассейну реки Нил.

Ежегодно Египет потребляет 70 млрд куб. м воды, из которых 55 млрд куб. м – это доля воды реки Нил, выделяемая Египту. В стране разрабатывается стратегия обеспечения внутренних потребностей в водных ресурсах  до 2050 г. Она предусматривает повышение уровня обеспеченности пресной водой до 1 тыс. куб. м в год на душу населения за счет более широкого использования грунтовых вод и опреснения морской воды, что может добавить к водному балансу 15 млрд куб. м воды ежегодно.

Стоит отметить, что сегодня имеющиеся ограниченные водные ресурсы часто используются нерационально. Введение же платы за воду для сельскохозяйственных потребителей могло бы рационализировать производство, трудноосуществимо из-за низкой покупательной способности большинства сельского населения. Тем не менее, опасаясь общественных волнений, египетское правительство не решается на такого рода действия.  Налаживание же современных рациональных систем орошения, снижающих потери воды, требует крупных ассигнований.

Как представляется, эффективное разрешение различных хозяйственных неурядиц в Египте может быть достигнуто лишь за счет уменьшения чрезмерной социальной ориентированности экономической политики государства, что, в свою очередь, вполне может привести к новым волнениям со стороны местного населения.

По итогам 2012 г. «локомотивами» экономического роста страны являлись электроэнергетика, строительство, транспорт, связь и сельское хозяйство.

Несмотря на временный спад, вызванной политическими факторами, экономика Египта является одной из наиболее развитых и диверсифицированных экономик среди стран Северной Африки и Ближнего Востока. Она включает в себя довольно развитую промышленность, а также быстро растущую сферу услуг. Сельское хозяйство всегда было основой египетской экономики. Еще в 1970-е годы в сельском хозяйстве было занято 90% египетской рабочей силы. Однако быстрая индустриализация снизила долю сельского хозяйства в ВВП до 14,8%. В настоящее время в этой сфере занято около 30% рабочей силы.

Около 20% рабочей силы занято в промышленности, доля которой в ВВП составляет 37,4%. Крупнейшей отраслью египетской экономики является сфера услуг, на долю которой приходится почти 48% ВВП, и в которой занято свыше 50% рабочей силы страны.

Таким образом, проведенный анализ позволяет прийти к выводу, что уровень экономического развития и социальной динамики Египта в дальнейшем во многом будет зависеть от степени снижения или увеличения политических рисков, с которыми вплотную столкнулась эта страна в последние годы. Сегодня государство пытается поднять упавшую хозяйственную планку до былых высот, при этом опираясь на возможности и потенциал России, которая, являясь давним торговым и инвестиционным партнером Египта, продолжает проявлять интерес к выгодному и многоплановому партнерству с этим крупным и авторитетным африканским игроком.

 


[i]                       Автором в основном приводится статистика Министерства экономического развития России, Федеральной таможенной службы России, а также некоторых международных и государственных структур упомянутых в статье арабских стран Северной Африки.

[ii]          Подробнее о двусторонних инвестиционных проектах см.: Касаев Э.О. К вопросу о торгово-экономических связях России и Египта.

55.84MB | MySQL:116 | 0,485sec