Документированная реплика в защиту здравого смысла и чистоты ислама

Pluralitas non est ponenda sine necessitate — Без необходимости не следует утверждать многое

Frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora —  То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего

(Разные формулировки «бритвы Оккама»)

18 марта 2015 года сайт «Вести.Ру» опубликовал (http://www.vesti.ru/doc.html?id=2435253) сенсационное сообщение о том, что на кольце викингов учёные обнаружили надпись «За Аллаха»: «В 1872-1895 годах недалеко от Стокгольма проводились археологические раскопки центра торговли времён викингов — локации Бирка. В древнем захоронении, датированном IX веком нашей эры, учёные обнаружили серебряное кольцо с розово-фиолетовым полудрагоценным камнем. Современный анализ находки показал, что на камне была выгравирована надпись на арабском «За Аллаха» (также её можно интерпретировать как «Аллаху»)». Сообщение иллюстрировалось фотографией экспоната из Swedish History Museum —

image001

Весьма показательно, что вся эта ахинея даётся со ссылкой на авторитет «международной команды исследователей во главе с биофизиком (так!) Себастьяном Вярмляндером (Sebastian Wärmländer) из Стокгольмского университета», который, наверное, не слышал о «бритве Оккама» и не подозревал о существовании в Швеции археологов и историков материальной культуры викингов, которые объяснили бы ему, не «умножая сущности» (ещё одна формулировка «бритвы Оккама») и не обращаясь к далёкому и неизвестному викингам исламу и арабскому языку, что значали эти царапины на камне для викингов в IX веке.

Сразу нужно сказать, что нет там никакой надписи – ни «за Аллаха!», ни «Аллаху». И утверждение об этом сродни утверждениям сторонников «теории» освоения мусульманами Америки до Колумба о том, что «письмена, графические и художественные изображения, начертанные на камнях, обнаруженных в наиболее отдалённых и труднодоступных местах Западной Америки, являются реликвиями мусульманского образования того времени» (см.: http://www.iimes.ru/?p=23693). Единственное, можно только удивиться тому, что в ВГТРК не нашлось арабиста, который с первого взгляда опроверг бы утверждение какого-то шведского журнала, из которого некритично «Вести» перепечатали эту «сенсацию» и все сопутствующие спекуляции.

«Вести» воспроизвели распространённое заблуждение многих – видеть, точнее, уверять себя, что видят в пятнах, линиях, чёрточках, царапинах, прожилках и т.п. слово «Аллах». Приведём несколько образцов таких «надписей» (их в Интернете обнаруживается великое множество). Вот срез мяса (а халяльное ли оно? и не свинина ли это? – А.И.), на котором якобы видно слово «Аллах», —

image002

И с того же Интернет-ресурса другие фото —

image003

image004

image005

Мало того, что там нет слова «Аллах». Эти и подобные уподобления пятен и т.п. на шерсти грязных баранов, подгнивших яблоках и т.п. слову «Аллах» крайне рискованны с точки зрения исламского вероучения. В эпоху Средневековья получило распространение философское направление «единства бытия» (араб. вахда аль-вуджуд), согласно которому Аллах есть во всём сущем. Сложные философские построения на тысячах страниц на эту тему оставил знаменитый Ибн-Араби (1165-1240, о взглядах Ибн-Араби см.: Александр Игнатенко. Зеркало ислама. М.: «Русский институт», 2004 — http://www.twirpx.com/file/1409921/). Вульгарные интерпретации его взглядов выражались в парадоксах типа того, что Аллах присутствует в свиньях и собаках, которые в исламе считаются нечистыми животными. Об Ибн-Араби и его последователях знаменитый теолог и борец за чистоту исламского вероучения Ибн-Таймийя (1263-1328) писал, что они больше принесли зла и вреда исламу и мусульманам, чем Чингиз-хан своими войнами. А уверенность в том, что слово «Аллах» присутствует в мясе, шерсти барана и кожуре подгнившего яблока сродни «единству бытия».

52.28MB | MySQL:110 | 0,534sec