Сотрудничество Северной Африки с европейскими странами в рыбной отрасли

Развитие сектора рыбной промышленности в каждой из стран Северной Африки (Марокко, Алжир, Тунис, Ливия и Египет) имеет свои направления, особенности и проблемы. Эти сектора в них различаются коренным образом по уровню участия в экономике страны в целом, по направлениям развития, по роли в культуре питания и т.д.

Передовыми странами Африканского континента по производству и улову рыбы являются Марокко и Египет. При этом в Марокко эти показатели – только благодаря огромным запасам и активному промыслу океанической рыбы, что также выводит королевство на лидирующие позиции по экспорту. В Египте большую часть производства обеспечивает аквакультура, но, в отличие от королевства, почти вся выращенная и выловленная продукция идет на удовлетворение внутреннего спроса, страна также занимает первое место в регионе по импорту рыбы. В Алжире, Тунисе и Ливии рыбная промышленность занимает более скромное место.

Общими тенденциями последних лет являются:

— стабильный рост потребления рыбы в расчете на душу населения во всех странах региона, за исключением Ливии, где после событий 2011 года статистика по этому показателю отсутствует;

—  повышение внимания к сектору аквакультуры, который начал развиваться в регионе с начала 2000-х годов (за исключением Египта, где рыбные хозяйства дают большие объемы продукции еще с 1980-х гг.), что в целом отражает общемировую тенденцию – аквакультура в настоящее время является самым быстрорастущим направлением продовольственной составляющей мировой экономики; однако за исключением Египта, по-настоящему серьезных показателей в области искусственного разведения рыбы в регионе добиться пока не удалось никому;

— расширение международных связей, которые заключаются главным образом в приходе на рыбные рынки стран Северной Африки азиатских игроков – Китай, Япония, Вьетнам и др.;

— увеличение конкуренции за рыбные ресурсы со стороны иностранных игроков, а в некоторых случаях и между региональными участниками, причем  борьба ведется как за рыбные ресурсы прибрежных вод, так и за внутренние рынки, которые демонстрируют уверенный рост в последние годы.

Конкуренция за рыбные богатства Африки все сильнее обостряется в последние годы, причиной чего являются огромные запасы биоресурсов, особенно вдоль атлантического побережья Африканского континента. Специалисты в области рыболовства даже стали называть это явление «рыбная война».

Рост конкуренции в последние годы – это объективная тенденция, так как объемы мирового рыболовства подходят к порогу 100 млн тонн в год –  критичный и предельный показатель, больше которого, по утверждению руководителя «Росрыболовства» Андрея Крайнего, добывать нельзя, так как начнутся разрушительные процессы глобального масштаба[i]. А так называемая искусственная продукция, производимая с помощью технологий аквакультуры, несмотря на огромные темпы роста в последние годы, не способна по своему качеству и свойствам заменить морскую и океаническую рыбу, поэтому борьба за «дикую» рыбу не теряет своей актуальности.

Конкуренция за рыбные ресурсы в ее современном виде появилась в 1970-х гг., когда было введено юридическое понятие 200-километровая исключительная экономическая зона, что повлекло за собой крупный передел рынка и уход иностранных судов из прибрежных вод развитых стран. В этих условиях наиболее привлекательными стали берега развивающихся, в первую очередь, африканских стран. Имея богатые запасы морских биоресурсов, эти страны не имели отвечавших современным требованиям рыболовецких флотов, и были заинтересованы в выстраивании отношений с мировыми державами и допуску их рыбаков в свои исключительные зоны в обмен на экономическую помощь, создание рыболовецкой инфраструктуры, модернизацию флота и подготовку кадров. Заключение межправительственных соглашений о рыбной ловле стали теперь основным объектом борьбы между участниками рынка. Если говорить об Африке, то изначально основными внешними игроками здесь были европейские страны, Советский Союз, а с начала 2000-х годов стало расти присутствие Китая, затем – Японии и других азиатских стран.

Значение региона трудно переоценить. Например, в России значительная часть рыбной промышленности зависит от атлантического побережья Африки еще с советских времен. Так, заводы Калининградской области, дающие почти 50% рыбоконсервной продукции современной России, традиционно ориентированы на африканское сырье, из которого более 60% добывается в районе Марокко (вместе с Западной Сахарой), 25% в районе Гвинеи-Бисау[ii]. К примеру, снижение квот на добычу сельди, самой популярной рыбы в России, возле африканских берегов в 2013 году вызвало повышение цен на эту рыбу на внутреннем российском рынке на 15%[iii]. Африка играет значительную роль в обеспечении сырьем китайской рыбной промышленности – до 75% по некоторым видам рыб от общего объема улова это страны.

А если говорить о странах Северной Африки, то наиболее важным объектом конкуренции здесь является, безусловно, марокканское побережье вместе с районами Западной Сахары.

Вследствие уникальных гидрографических и климатических условий этот регион – один из богатейших в мире по запасу некоторых пелагических видов  (сельдевые и скумбриевые) рыб, а также моллюсков и креветок. Особенно это касается зоны побережья Западной Сахары (в версии марокканских властей – южноатлантическая рыболовецкая зона королевства), которая содержит более 65% рыбных запасов страны. Подробная характеристика рыболовного сектора Западной Сахары нами уже приводилась (см.  http://www.iimes.ru/?p=23954).

Но если говорить об иностранных игроках, то наиболее активную роль здесь играют ЕС в лице Испании и Россия. Остальные страны ЕС также осуществляют промысел, но менее интенсивно. Об активности китайских рыбаков в этой зоне информации нет, как и вообще о сотрудничестве Пекина и Рабата в области рыболовства. Никаких официальных соглашений между двумя странами тоже пока подписано не было, хотя посол Китая в Марокко высказывалась о желании Пекина наладить сотрудничество в рыбной сфере, называя это направление одним из наиболее перспективных[iv].

Испания исторически является главным внешним игроком на марокканском рынке. Показатели ее рыбной промышленности – одни из самых высоких в ЕС, объем улова в 2013 г. составил 1 035 395 тонн, что уступает только Исландии и Норвегии. Важно упомянуть, что не все территориальные воды Испании богаты биоресурсами и удобны для промысла. Поэтому исторически большую часть (до 65%) улова обеспечивали и обеспечивают более удаленные районы и международные воды, из которых около половины приходится на исключительную экономическую зону Марокко[v]. Более точные данные об объемах улова испанскими рыбаками в марокканских водах отсутствуют. Одновременно Испания – крупнейший экспортер рыбы, 2/3 от ее экспорта приходится на страны ЕС.

Помимо показателей производства и экспорта, роль марокканских вод исключительно важна для испанских провинций Лас-Пальмас и Санта-Крус-де-Тенерифе (более известны как Канарские острова), где рыболовство – одна из основ экономики и главный источник рабочих мест.

Несмотря на наличие апвеллинга, прибрежные воды этого архипелага бедны рыбой, и основным ее источником всегда являлись более удаленные участки, которые сейчас считаются территориальными водами спорных территорий под названием Западная Сахара.

Уход Испании из Западной Сахары в 1975 году грозил обернуться потерей этих вод и болезненным ударом по экономике страны, а для Канарских островов — самой настоящей катастрофой. Уходя с бывших колоний, испанцы добились включения в соглашение с марокканским и мавританским правительствами условия о сохранении права на рыбный промысел на следующие 10 лет в районе побережья Западной Сахары. По некоторым утверждениям, согласие на это Рабатом было дано в обмен на молчаливое согласие Мадрида на военную оккупацию этих территорий, которая впоследствии и случилась[vi].

Тесные связи марокканских и испанских рыбаков продолжают оставаться таковыми и сегодня. Так, Мадрид на протяжении десятилетий оказывал Рабату помощь в модернизации флота, более 90% современных кораблей королевства построено в Испании. Ввиду недостатка собственной инфраструктуры многие рыболовецкие суда Марокко базируются в портах Канарских островов, налажено взаимодействие по многим другим вопросам.

С другой стороны – разграничение морских границ является предметом спора между Мадридом и Рабатом. В настоящее время граница исключительной экономической зоны почти не оставляет права для испанских (в т.ч. канарских) рыбаков в районе шельфа – наиболее удобного района добычи, особенно с использованием траулеров. Поэтому, в 2000 г. Испания предложила произвести разграничение исключительной зоны по средней линии. А в 2002 г. Мадрид предлагал Рабату принять условие об упразднении границ исключительной зоны в рамках двух государств с предоставлением испанским рыбакам неограниченного права на ведение промысла в обмен на предоставление королевству доступа для геологоразведки и добычи углеводородов в восточной части Канарских островов. Оба предложения Рабатом были отвергнуты[vii].

С вступлением Испании в 1985 г. в ЕС рыбный промысел стал осуществляться на основании межправительственных соглашений между Рабатом и Брюсселем, первое из которых было подписано в 1998 г. Основным его лоббистом была Испания, она же была и главным эксплуататором рыбных ресурсов королевства в рамках этого соглашения. Любые инициативы о прекращении или замораживании соглашения Мадрид воспринимал очень болезненно, опасаясь роста безработицы и потери позиции на рынке. Однако, в период приостановления соглашения в 2012-2013 гг. снижения улова испанскими рыбаками не произошло. По всей видимости, у Испании имелись какие-то неофициальные договоренности с марокканской стороной о разрешении на ведение промысла.

В качестве причины для приостановки соглашения между Марокко и ЕС о рыбной ловле европейцами наиболее часто указывается нерешенность вопроса Западной Сахары. Однако, здесь отчетливо прослеживалось намерение ликвидировать монополию Испании на рыбный промысел в марокканских водах, которое она имела в прошлом. Монопольное положение  Мадрида в этом районе уже утрачено, так как в соответствии с соглашением в марокканскую исключительную зону допущены португальские, французские и другие суда. А условия последнего соглашения, подписанию которого в конце 2013 г. предшествовали двухлетние дебаты, снизили размер ежегодной платы со стороны ЕС с 36,1 млн евро до 30 млн евро именно за счет уменьшения количества испанских судов, осуществляющих промысел.

Что касается Рабата, то он крайне заинтересован в продолжении действия этих соглашений, так как потери таких сумм будут чувствительны для отрасли и экономики в целом. В связи с приостановкой действия соглашения в 2011 году со стороны марокканских чиновников неоднократно звучали угрозы пересмотреть политику в рыбном секторе, увеличив доступ для рыболовецких компаний из России и других стран (очевидно, здесь имелись ввиду Япония и Китай), однако практических шагов предпринято не было.

В настоящий момент действует соглашение от 5 февраля 2013 г. между Марокко и Российской Федерацией о сотрудничестве в области морского рыболовства. В соответствии с его условиями российским рыбакам предоставляется право осуществлять промысел рыбы в водах исключительной экономической зоны Марокко (воды Западной Сахары в этом соглашении рассматриваются как принадлежащие королевству), в объеме не более 100 000 тонн в год, из которых на долю сельдевых приходится 35%, на долю анчоусовых и скумбриевых – 65%. Вылов ракообразных, головоногих и донных видов рыб в рамках этого соглашения строго запрещен. Сумма финансовой компенсации, уплачиваемая российской стороной, составляет 5 млн долл. США, дополнительно установлены сборы в зависимости от вида добываемой рыбы.

Российская сторона неоднократно поднимала вопрос об увеличении квоты до 160 000 тонн в год с пропорциональным повышением суммы финансовой компенсации, однако марокканская сторона отказывалась принимать это условие, мотивируя свое решение опасениями экологического характера.

На фоне объемов улова, производимого европейскими рыбаками, представляется маловероятной правдоподобность версии экологических опасений. Вероятнее, нежелание расширять сотрудничество с Россией кроется в давлении со стороны европейских, в первую очередь, испанских производителей. Тем более, на момент заключения подписание этого документа Соглашение с ЕС находилось в подвешенном состоянии. С другой стороны, наличие соглашения с Россией для Рабата является своеобразным средством давления на европейцев в вопросах продолжения сотрудничества в рыбной ловле. Королевство дает понять, что в случае ухода европейских рыбаков (а Рабат заинтересован в получении доходов за эти услуги) эту нишу может занять Россия.

Однако, конкуренция касается не только атлантических вод, она имеется и в Средиземном море.

Так, в связи с истощением некоторых участков традиционного промысла многие рыбаки отправляются на поиски более привлекательных районов. В первую очередь это касается египетских рыбаков, ведущих наиболее активный промысел в Средиземном море. За последние несколько лет зафиксировано несколько громких случаев задержания рыбаков этой страны в водах Мальты, Греции, Туниса и Ливии.

С другой стороны, Южное Средиземноморье  содержит в себе большие запасы рыбных богатств, особенно голубого тунца, а уровень промысла здесь не соответствует его потенциалу. Это касается, в основном, ливийских и алжирских экономических зон.

Говоря о Ливии можно предположить, что в условиях разрушения государства и ухудшением контроля за состоянием морских владений браконьерская деятельность здесь будет только увеличиваться со стороны европейских (итальянских и испанских), египетских и тунисских рыбаков.

Что касается Алжира, то начиная с 1950-х гг. в его исключительной рыболовной зоне испанские и итальянские рыболовецкие суда осуществляли свой промысел в 20 раз интенсивнее, чем алжирские. Хотя первое официальное соглашение с Испанией было подписано только в начале 1990-х гг. Испания также на основании межгосударственных соглашений проводила ряд исследовательских проектов с целью определения потенциала в водах Алжира. Испанские суда, как отмечается, ведут активный промысел в водах исключительной экономической зоны Алжира, между двумя странами действует ряд соглашений о сотрудничестве в вопросах рыбной ловли. Однако достоверные данные об объемах улова отсутствуют.

ЕС также является главным торговым партнером стран Северной Африки в рыбной отрасли. И здесь почти по всем показателем лидирующие позиции занимает Испания, за нею следуют Франция и Италия. В последние годы все большая доля экспорта и импорта стала приходиться на Китай, Япония и Вьетнам, однако позиции европейцев пока остаются наиболее сильными.

 

[i] http://www.interfax.ru/interview/351264

[ii] http://newsland.com/news/detail/id/1250869/

[iii] http://www.rg.ru/2014/01/16/krayniy.html

[iv] http://www.focac.org/eng/jlydh/t814784.htm

[v] http://www1.american.edu/ted/ice/morspain.htm

[vi] http://www.theecologist.org/News/news_analysis/2188379/eu_set_to_join_in_western_sahara_fisheries_plunder.html

[vii] http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/note/join/2013/495852/IPOL-PECH_NT%282013%29495852_EN.pdf

52.35MB | MySQL:103 | 0,496sec