Пакистанский след в калифорнийском расстреле

Недавний массовый расстрел американцев в калифорнийском городке Сан-Бернардино (2 декабря 2015 г), в результате которого погибли 14 человек, а 21 пострадавших получили ранения различной степени тяжести, вновь приковал внимание мировой общественности к Пакистану. Президент США Барак Обама 6 декабря в своем специальном телевизионном обращении к американской нации был вынужден квалифицировать нападение калифорнийских стрелков, ликвидированных на месте преступления сотрудниками правоохранительных органов, как террористический акт. Указав на то, что кровавая расправа над невинными людьми свидетельствует о начале новой фазы реальной террористической угрозы для США, президент призвал американский конгресс санкционировать дальнейшее использование военной силы в борьбе против «Исламского государства» (ИГ) с целью окончательного уничтожения этой международной террористической организации. [1]

Руководство ИГ, как и в случае с парижскими терактами, взяло на себя ответственность за калифорнийский теракт. Его совершила, как известно, американская супружеская пара молодоженов с пакистанскими корнями. Молодые люди уже успели в своей жизни испытать родительские чувства в связи с недавним рождением в мае 2015 г. их дочери, но, подарив жизнь ей, они при этом сочли возможным лишить жизни других ни в чем неповинных людей. Чем привлекла эту, казалось бы, добропорядочную на первый взгляд мусульманскую семейную пару, идеология ИГ, проповедуемая, по высказыванию Барака Обамы, «бандой убийц, поклоняющихся культу смерти и не имеющих никакого отношения к исламу»? [2] Попытаемся, по мере возможности, понять, что могло заставить эту тихую домохозяйку с ребенком на руках и ее мужа — обычного государственного  служащего взяться за оружие и совершить столь кровавый теракт.

Рожденный в США в семье пакистанских иммигрантов 28-летний Сайед Ризван Фаруки познакомился со своей будущей женой 29-летней Ташфин Малик на сайте знакомств в социальных сетях. Его супруга родилась в Пакистане. Однако еще в раннем детстве ее семья переехала в Саудовскую Аравию (1989 г.), где и продолжает проживать по настоящее время. При этом  Малик не теряла связь со своей родиной Пакистаном. В 2007-2013 г.г. она успешно обучалась по специальности фармакология в университете им. Бахауддина Закария (основан в 1975 г.). Вуз находится в г. Мултан — административном центре одноименной области на юге пакистанской провинции Панджаб. Именно здесь, в южных районах Панджаба, отмечается концентрация многочисленных исламистских группировок и организаций. Свою учебу в университете Ташфин Малик совмещала с посещением 18-ти месячных вечерних курсов женского исламского образования «Ал-худа». В мае 2014 г. в связи с предстоящим замужеством она оставила свою учебу и покинула Пакистан.[3]

Стоит сказать, что Институт исламского образования «Ал-худа» был основан в Исламабаде в 1994 г. исламским богословом-женщиной Фархат Хашми (1957 г.), которая получила соответствующее образование и имеет степени магистра в области арабского языка (Панджабский университет) и доктора наук по хадисологии (университет Глазго, Великобритания). В настоящее время «Ал-худа» насчитывает в целом почти 200 учебных центров не только в самом Пакистане, но и за рубежом. В процессе завершения находится строительство Международных учебных комплексов этой сети женского религиозного образования на базе имеющихся образовательных центров в Исламабаде и Карачи. Количество выпускниц «Ал-худа» исчисляется уже не тысячами, а миллионами мусульманок, получившими религиозное образование различного уровня. В современном виде эта международная организация по исламскому образованию для женщин представляет собой Международный благотворительный Фонд, имеющий свои представительства во многих странах мира, включая Великобританию, Индию, Канаду, США, Объединенные Арабские Эмираты и т.д. Данный фонд получил государственную регистрацию в качестве неправительственной организации и существует в основном на доходы, получаемые за счет предоставления образовательных услуг, а также многочисленных пожертвований граждан.

Религиозное обучение в «Ал-худа» базируется на главном постулате: «Коран для всех – в руках и сердце каждого». [4] Первоначально религиозно-просветительская деятельность осуществлялась в основном среди пакистанских женщин, проживающих в городской местности. Главными формами обучения являлись лекции, диспуты, работа над религиозной литературой, в первую очередь, изучение Корана и Сунны. Коран, хадисология, арабский язык составляли основу обучения. Для работающих женщин занятия проводились в вечернее время. Срок обучения варьировался от 1 недели до 3 лет в зависимости от уровня теологической подготовки. Для нуждающихся  женщин в «Ал-худа» открывались центры профессиональной подготовки по овладению такими традиционными ремеслами, как вышивание, вязание, шитье и т.д. с обязательными курсами изучения Корана и Сунны. Месячное обучение детей (4-10 лет) и девушек (11-13,5 лет) основам ислама по возрастным группам стало практиковаться в летний период времени. Открывались ускоренные курсы базового и теологического обучения для неграмотных девочек и женщин.

Постепенное внедрение в учебный процесс дистанционных форм обучения: телевидения, радио, электронной и мобильной связи — позволило в значительной мере расширить обучающие возможности и степень идейного влияния данных религиозных институтов не  только на представительниц пакистанского общества, но и на мусульманок, проживающих в различных странах мира. Показательно, что учебные материалы и пособия для слушательниц «Ал-худа» издаются не только на урду, пушту, синдхи, арабском, но также на хинди, английском и немецком языках, что позволяет судить о расширении географии охвата мусульманок данной религиозно-просветительской структурой.

Привлекательность учебно-просветительской сети «Ал-худа» среди  мусульманок обеспечивается не в последнюю очередь и за счет предоставления данным Международным благотворительным фондом различного рода консалтинговой поддержки и социальной защиты женщинам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. Он имеет свои собственные бюро для решения многочисленных житейских проблем в соответствии с мусульманской традицией и практикой, будь то организация хаджа, похорон, заключение семейных браков, поиск супруга или работы, оказание медицинской помощи и т.п. На официальном сайте «Ал-худа» имеется также Центр поддержки, куда каждый желающий может обратиться за советом или просьбой о помощи в режиме он-лайн. [5]

Большое внимание уделяется Фондом духовному воспитанию подрастающих правоверных мусульман, как «достойных представителей уммы». С 2010 г. здесь наблюдается активное внедрение системы непрерывного образования для мусульманских детей, начиная с дошкольного возраста. Причем, обучение детей в Международной сети открывающихся детских садов, начальных (1-4 классы) и средних (5-7 классы) школ «Ал-худа» строится на основе синтеза исламской традиции и западного обучения по системе воспитания итальянского педагога Марии Монтессори (1870-1952 гг.), которая была разработана ею еще в первой половине ХХ века. Ее методика раннего развития детей основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку. На него и пытаются опереться преподаватели в своей практической работе, выстраивая при этом учебно-воспитательный процесс на основе изучении в первую очередь Корана и Сунны. В учебные планы школ «Ал-худа» включены также и такие предметы, как урду, арабский, английский, математика, информатика, история, география. Проводятся уроки рисования и физкультуры. Обязательным является соблюдение пятикратных молитв. Сохраняется принцип раздельного обучения девочек и мальчиков после 3 класса начальной школы.

Проведенный анализ организации учебно-воспитательного процесса в «ал-худа» позволяет выявить наметившуюся в нем тенденцию интегрированного подхода, основанного на использовании международных образовательных инновационных методик в парадигме мусульманской традиции просвещения, усиленной образовательной компонентой универсальности и глобальности ислама. При этом излишняя претенциозность в толковании ислама не способствует формированию у учащихся «Ал-худы» толерантного отношения к представителям других мировых конфессий: христианства, индуизма, иудаизма. Напротив, это подпитывает, по выражению пакистанской либеральной элиты, обострение в социуме комплекса «исламомании», появившейся в результате проведения военным руководством страны политики «исламизации» пакистанского общества в период правления Зия-уль Хака (1977-1988 гг.). [6]

Молодые девушки, прошедшие подобную школу усиленного зомбирования в стенах политизированных религиозных учебных заведений, включаясь в виртуальную сеть реальных международных исламистских группировок, оказываются подготовленными не столько для исполнения традиционных для них социальных функций жены и матери, сколько к роли молодой смертницы, уготованной для них исламистами. В своем стремлении к достижению глобального господства исламские радикалы все в большей мере начинают рассчитывать на неиспользованный ранее женский потенциал.

Наряду с сетью женских религиозных институтов «Аль-худа», не надо забывать и о более радикально настроенных студентках сети учебных заведений при «Красной мечети», присягнувших на верность ИГ и открыто выступающих, начиная с 2007 г., за введение шариата в Пакистане. [7]  Несмотря на то, что имам «Красной мечети» Абдул Азиз отверг любую причастность своего религиозного учебного заведения к массовому расстрелу американцев в Калифорнии, все же полностью исключать такую возможность не стоит, исходя из просочившихся в прессу сообщений о его личных контактах с Ташфин Малик.[8] Федеральной бюро раследований США при поддержке пакистанских спецслужб проводится дальнейшее расследование по делу калифорнийских стрелков. Его результаты, как представляется, прямо или косвенно подтвердят пакистанский след в этом новом типе теракта с привлечением молодой супружеской пары исламских радикалов, у которых, понятно, нет уже ни настоящего, ни тем более будущего, как впрочем, и у их идейных вдохновителей, обреченных на поражение.

  1. Об этом см. подробнее: http://abcnews.go.com/US/obama-terrorism-evolving-threat-us-overcome/story?id=35609585
  2. Ibidem.
  3. Dawn, 07.12.2015
  4. Цит. см.: http://alhudapk.com
  5. Ibidem.
  6. Nadeem F. Paracha. Fissures in the middle. – Dawn, 20.12.2012
  7. Об этом см. более полно в предыдущих статьях автора: Пакистан: «Красная мечеть» дает «зеленый свет» «Исламскому государству»?/ http://www.iimes.ru/?p=26556#more-26556; Отзвуки парижских терактов в Пакистане /http://www.iimes.ru/?p=26710#more-26710
  8. The Business Standard, 05.12.2015; The Hindustan Times, 06.12.2015, etc.
52.31MB | MySQL:103 | 0,541sec