Иранский газ: мифы и реальность

В последнее время довольно часто в российском экспертном сообществе звучат заявления о том, что России всерьез стоит опасаться иранского газа, который серьезно понизит конкурентоспособность «Газпрома» на европейском рынке.

В подтверждение своих прогнозов известные аналитики приводят недостоверную информацию о построенных газотранспортных мощностях, позволяющих осуществлять поставки большого объема сырья из Исламской Республики в Европу.

Автор не мог не отреагировать на подобные высказывания, предлагая в настоящей статье объективную оценку реального состояния газового сектора Ирана и его перспектив стать серьезной угрозой «Газпрому».

Существуют несколько стандартов подсчета запасов природного газа. По одному из них в недрах Исламской Республики залегает 34 трлн куб. м сырья, что эквивалентно 18% мировых запасов.

Примечательно, что с такими доказанными объемами Иран занимает первую строчку в мировом рейтинге. Если же применять для подсчета запасов иной стандарт, то тогда на первое место в мире выходит Россия, а Иран идет следом.

В любом случае факт остается фактом – иранские залежи «голубого топлива» весьма внушительны. Этого, правда, нельзя сказать об уровне добычи и экспорта – для такого объема запасов они ничтожно малы.

Основным месторождением Ирана является «Южный Парс» (граничит с катарским месторождением «Северное», фактически составляя одно гигантское газоконденсатное месторождение). «Южный Парс» содержит около 5% мировых запасов газа. По статистике, за прошедший иранский финансовый год, который закончился 21 марта с.г., увеличение производства газа составило 15%, достигнув 130 млрд куб. м.

Исполнительный директор иранской Pars Oil&Gas Company А.А.Шабанпур рассказал, что в текущем финансовом году фазы 17 и 18 будут полностью подготовлены к эксплуатации, а фазы 19, 20 и 21 начнут добычу. Производственная мощность каждой фазы составит 25 млн куб. м в сутки.

Однако эти амбициозные планы могут и не сбыться. Разговоры о том, что Иран уже давно должен был стать одной из крупнейших в мире стран по добыче и экспорту газа, учитывая его обширнейшую ресурсную база, ведутся и в Иране, и за его пределами давно. Тем не менее стоит учитывать важный фактор – разработка иранских месторождений «пробуксовывает» вследствие финансовых, технических и договорных проблем. Каковы же они?

Вполне логично, что «обескровленная» за годы западных санкций экономика Ирана не получала достаточного объема финансовых ресурсов для последующего инвестирования в развитие газовой промышленности. Международные санкции вынудили прекратить или приостановить на время инвестиции в Иран даже китайских компании, которые в 2009–2010 годы укрепились на иранском рынке после ухода оттуда большинства западных концернов, а также компаний из Малайзии и Японии.

Напомним, что в 2013 году Иран расторг контракт с Китайской национальной нефтяной корпорацией на разработку 11-ой фазы «Южного Парса».

Поиск запасов не является приоритетом иранского правительства, поэтому открытия новых месторождений происходит крайне редко, а использование и расходование сырья идет весьма активно.

Помимо использования газа в качестве топлива, Иран ежедневно отправляет 20 млн куб. м на заводы по производству сжатого газа, 14 млн куб. м уходят на нефтехимические заводы в качестве сырья, а 93 млн куб. м в сутки закачиваются в нефтяные месторождения, чтобы поддержать уровень добычи. В год на все эти цели тратится примерно 46 млрд куб. м «голубого топлива».

Мало кто знает, что существенная часть добытого иранского газа обратно закачивается в скважины, а также выброшена в атмосферу и сожжена в факелах.

Обратная закачка газа в пласт играет критическую роль в извлечении иранской нефти, которой также богат Иран. Ожидается, что в ближайшие годы применение этого метода увеличение нефтеотдачи в Иране только увеличится. По разным оценкам, Национальной иранской нефтяной компании (НИИК) на эти цели понадобится 198–226 млн куб. м в сутки.

Помимо этого, Иран сжигает значительную часть газа, поскольку в стране существует нехватка инфраструктуры по утилизации попутного нефтяного газа. В последние годы Иран входит в тройку мировых лидеров по объемам сожженного в факелах газа.

На данный момент месторождение «Южный Парс» обеспечивает половину добычи иранского газа, общей объем производства которого составляет около 260 млрд куб.м в год. Для сравнения: по итогам 2015 года в России всеми производителями газа добыто примерно 635 млрд куб. м, почти в 2,5 раза больше, чем в Иране.

При этом объем газового экспорта в Иране достигает порядка 22,5 млн куб. м сутки, а импорта – 24 млн куб. м. Страна продает газ преимущественно Турции, а покупает в основном у Туркменистана. Почему иранцы, имея солидные запасы сырья, импортируют его?

Это связано с тем, что районы газодобычи и промышленный центр Ирана, нуждающийся в постоянном притоке топлива, находятся в разных частях страны. Из-за большой по площади территории Ирану гораздо выгоднее закупать газ у соседей, чем прокладывать большую по протяженности и трудоемкую из-за особенностей местного ландшафта газотранспортную инфраструктуру внутри государства.

Поставки газа в Иран осуществляет и Азербайджан в целях обеспечения газом Нахчыванской Автономной Республики (НАР), которая находится в блокаде из-за оккупации Арменией 20 процентов азербайджанской территории.

В 2015 году в Иран из Азербайджана для нужд НАР было поставлено около 287 млн куб. м газа.

Азербайджан и Иран связывает газопровод Гази–Магомед–Аcтара–Бинд–Бианд протяженностью почти 1,5 тыс. км. Этот маршрут является веткой трубопровода Газах–Астара–Иран, введенного в эксплуатацию в 1971 году. На газопроводе были построены 3 компрессорные станции (в Гази-Магомеде, Агдаше и Газахе).

В свою очередь, Иран поставляет Армении 1 млн куб. м газа в сутки в обмен на импорт электроэнергии.

Недавно появилась любопытная информация, что иранское правительство намерено повысить цену на газ для негосударственных электростанций, которые планируют экспортировать электроэнергию. Этот шаг непременно добавит напряженности внутри страны, что вовсе не на руку иранскому руководству.

Как пояснил заместитель министра нефтяной промышленности М.М.Рахмати, «формула для продажи газа частным электростанциям, которые экспортируют электричество в соседние страны, должна совпасть с формулой для экспорта газа в те же самые страны».

Согласно неофициальным данным, Турция платила Ирану в 2014 году 490 долларов за 1 тыс. куб. м газа, однако сейчас цену снизили до 225 долларов. В Ирак газ поставляется по цене 440 долларов за 1 тыс. куб. м.

Иран не обнародовал нынешние внутренние цены на газ для электростанций, но в 2013 году это сырье стоило всего 22,85 доллара за 1 тыс. куб. м. В иранском финансовом году, завершившемся в стране 20 марта 2015 года, электрогенерация получила 48,98 млрд куб. м газа.

На экспорт страна в 2014-м финансовом году отправила 9,96 млрд КВт*ч электричества, его потребителями стали Армения, Турция, Пакистан, Афганистан, Туркмения и Ирак. Годом ранее этот объем составил с 11,58 млрд Квт*ч.

Говоря об экспорте газа, стоит отметить, что не так давно Иран официально начал экспорт сжиженного природного газа (СПГ). Об этом сообщил глава иранской Ассоциации нефтехимических промышленных корпораций А.Махдави, напомнив, что до 16 января с.г. продажа СПГ за рубеж была запрещена из-за наложенных на страну международных санкций. «Весь СПГ, производимый на иранских нефтехимических комплексах, отправляется на мировые рынки после удовлетворения внутреннего спроса», – заявил иранец.

Пока весь иранский сжиженный природный газ транспортируется иностранным потребителям на специальных судах, которые приобретают иранские частные компании. По информации А.Махдави, первый европейский танкер для перевозки СПГ пришвартовался в Парсе в 12 апреля с.г.

Тем не менее, как ранее сообщал автор, иранец не стал отрицать, что сохраняются некоторые проблемы в предоставлении страхового покрытия для иранских судов, поставляющих нефтехимическую и полимерную продукцию.

По его словам, для экспорта сжиженного газа используются иностранные суда – Иран планирует фрахтовать в Европе танкеры типа FLNG, являющиеся небольшими плавучими установками для сжижения газа.

Иран нашел быстрое решение для организации поставок своего природного газа в Европу. В условиях, когда перспективы прокладки магистрального трубопровода через нестабильные страны Ближнего и Среднего Востока довольно туманны, а строительство берегового СПГ-завода займет много времени, Тегеран решил воспользоваться флотом небольших FLNG — судов, способных сжижать газ собственными установками и затем доставлять покупателю.

В частности, в начале апреля с.г. заместитель главы ИННК по инвестициям и финансам А.Кардор объявил, что некая норвежская компания ведет переговоры с иранской стороной об использовании своих FLNG. Он не уточнил название компании, но из достоверных источников в иранских бизнес-кругах удалось узнать, что это Golar LNG.

Эта норвежская компания владеет одним из самых больших флотов FLNG в мире. И в настоящее время она не только договаривается об отправке своих судов в Иран, но и собирается построить новые специально для Тегерана.

А.Кардор также пояснил, что Иран намерен отправлять таким способом на экспорт нефтяной газ с месторождений Персидского залива, в частности из области Форузан, которую он делит с Саудовской Аравией. Этот газ будет сжижаться и транспортироваться судами FLNG.

Такие суда могут принимать газ с шельфовых добывающих комплексов, охлаждать до минус 162 градусов Цельсия, уменьшая тем самым его объем в 600 раз, и затем транспортировать до регазификационного терминала в стране покупателя.

Ранее исполнительный директор Национальной иранской газоэкспортной компании А.Камели заявил, что Иран ведет переговоры с Golar LNG о строительстве крупных плавучих заводов по сжижению газа. Однако первое из таких предприяти будет готово не ранее, чем через два года.

В настоящее время страна не располагает прибрежным заводом по производству СПГ. Строить его накладно и довольно долго. Так что использование зарубежных судов FLNG – единственный способ вывести иранский сжиженный газ на международные рынки.

Причем масштабная экспансия иранского СПГ на европейский рынок в ближайшее время не возможна. На азиатском направлении ситуация куда лучше, но все равно далека от идеальной.

Индия выразила готовность построить завод по производству СПГ в порту Чахбахар в Иране. Это сообщение индийской государственной нефтегазовой компании появилось по итогам визита министра нефти и газа Д.Прадхана в Иран (9–10 апреля с.г.).

Взамен Д.Прадхан попросил у своего иранского коллеги Б.Н.Зангане «благоприятного обращения в вопросе цены газа для Индии, а также поставок конденсатного газа по конкурентоспособной цене на долгосрочной основе на время всего жизненного цикла совместных проектов, в создании которых заинтересованы индийские компании».

Индийский министр напомнил, что компании Индии заинтересованы сделать инвестиции в Иран и готовы вложить примерно 20 млрд долларов в развитие порта Чахбахар, а также строительство нефтеперабатывающего завода (НПЗ) и завода по производству удобрений как с государственными, так и с частными иранскими предприятиями.

МИД Индии заявил, что обе стороны уже согласовали контракт по развитию порта Чахбахар на юге Ирана и индийские власти одобрили кредит на этот проект в 150 млн долларов. Его предоставит индийский EXIM Bank.

Напомним, что весной же 2015 года министры транспорта Ирана и Индии подписали меморандум о взаимопонимании. Согласно документу, индийская сторона обязалась взять в лизинг на 10 лет два терминала первой фазы порта Чахбахар в Иране. Индия инвестирует в проект 85,21 млн долларов с ежегодными траншами 22,95 млн долларов.

Любопытно, что Иран продолжает увеличивать долю евро в своих расчета за экспорт нефти. В частности, по заявлению иранского министра нефти Б.Н.Зангане, теперь Тегеран будет получать в этой валюте выплаты за поставки «черного золота» в Индию, отказавшись от расчетов в рупиях.

При этом Иран намерен увеличить объем экспорта углеводородов в Индию. В настоящее время его ежесуточные поставки в эту страну достигают порядка 350 тыс. баррелей. Однако только нефтью иранский углеводородный экспорт в Индию не ограничится.

В начале марта с.г. в Тегеране побывала делегация представителей индийского государственного регулятора Gas Authority India и крупнейшего нефтепереработчика Indian Oil Corp. Стороны обсудили проект нового газопровода, который Индия и Иран хотят построить в Оманском заливе в обход Пакистана.

Проект предполагает строительство магистрали, которая протянется от берегов Ирана до индийского штата Гуджарат. Газопровод, по которому будет прокачиваться 31,5 млн куб. м газа в сутки, предполагается проложить в течение 2 лет.

В настоящее время ведутся переговоры с компанией South Asia Gas Enterprise (SAGE). Планируется, что именно она займется строительством подводного участка, длина которого оставит 1,4 тыс. км в обход исключительной экономической зоны Пакистана.

Пока, правда, не решено окончательно, какое месторождение станет ресурсной базой газопровода. Ранее, в сентябре 2015 года индийская компания ONGC Videsh представила предложение по развитию газовой области Farzad B, предусматривающее вложения в размере 10 млрд долларов.

В этих залежах, по предварительной оценке, содержится 12,5 трлн куб. м газа. ONGC Videsh обнаружила месторождение еще в 2008 году, но так и не собралась начать его разработку, а потом было уже поздно из-за введения санкций. В сентябре 2014 года Иран внес Farzad B в список областей для продажи на аукционе, поскольку так и не дождался предложений от индийцев.

Однако в апреле 2015 года Нью-Дели спохватился, и команда индийских чиновников Министерства нефтяной промышленности прибыла в Тегеран, чтобы убедить его все же заключить контракт на развитие области с ONGC. Нужно учитывать, что 31 млн куб. м суточной добычи – это только первая фаза развития Farzad B. В дальнейшем предусматривается еще две фазы мощностью 46 млн и 34 млн млн куб. м газа в сутки.

Наблюдая за индийской активностью на иранском рынке, Пакистан не собирается сидеть сложа руки и в ближайшее время планирует окончательно договориться о поставках газа, соглашение по которым было подписано во время визита иранского президента Х.Роухани в Исламабад в марте с.г.

Стоит особо подчеркнуть, что Х.Роухани стал первым иранским президентом за минувшие 14 лет, посетившим Пакистан. В ходе визита иранский президент заявил, что Исламская Республика готова обеспечить нужды энергетической безопасности Пакистана. На фоне визита также состоялся форум с участием пакистанских и иранских бизнесменов, представляющих как частный, так и общественный секторы.

Пакистан, единственная исламская страна, располагающая ядерным оружием, традиционно остается союзником Саудовской Аравии, главного соперника Ирана на Ближнем Востоке. Вместе с тем, пакистанские власти не примкнули к саудовской коалиции, воюющей против йеменских повстанцев-хоуситов.

В ближайшем будущем Иран и Пакистан постараются завершить строительство ирано-пакистанского газопровода под названием «Трубопровод мира». Согласно проекту, Пакистан должен получать 22 млн куб. м газа в сутки.

Напомним, что магистраль предназначена для экспорта «голубого топлива» с иранского месторождения «Южный Парс» в пакистанский город Ассалуе. Главный, иранский, участок трубопровода длиной 900 км построен уже на 3/4, осталось 200 км. Причем Тегеран давно призывает Исламабад достроить свой участок, но Пакистан пока никак не может это сделать из-за отсутствия необходимых средств.

Плавно переходя к планам Ирана выйти на европейский рынок со своим трубопроводным газом, вспомним начало статьи, где автор обращал особое внимание на некомпетентность некоторых оценок, высказанных рядом экспертов. Прежде всего, это касается построенных трубопроводов для поставки иранского «голубого топлива» в Европу.

Иран действительно ищет новые возможности для добычи и экспорта природного газа, включая развитие мощностей по сжижению сырья.

Например, один из проектов предполагает возобновление работ по проекту Iran LNG, который был завершен на 40% до введения международных санкций в 2012 году. По самым оптимистическим оценкам, ля завершения проекта потребуется не менее 3–4 лет.

Еще одним проектом, который может быть реализован в течение ближайших лет, может стать газопровод из Ирана в Оман, где уже есть мощности по сжижению газа.

В долгосрочной перспективе Иран хотел бы довести экспорт газа в Европейский союз до 30 млрд кубометров в год. Однако пока предпосылок к этому нет.

Несмотря на солидные запасы газа, Исламская Республика поставляет в соседние страны лишь около 9 млрд куб. м в год.

Для сравнения: по данным Федеральной таможенной службы, российский экспорт природного газа вырос со 172,6 млрд куб. м в 2014 году до 185,5 млрд куб. м в 2015 году.

Примечательно, что даже амбициозные иранцы, которые умело овладели приемами информационной войны и часто не только в СМИ, но даже в официальных заявлениях должностных лиц выдают желаемое за действительное, молчат по поводу имеющихся у них газотранспортных мощностей для экспорта в Европу (которые неведомым образом вдруг отыскали некоторые российские эксперты).

В Тегеране не исключают возможности прокладки трубопровода для поставок газа в Европу, но никакого решения о строительстве такой магистрали нет. По этому поводу высказался посол Ирана в России М.Санаи: «Что есть определенные решения, я не в курсе». Для этого (прокладки трубы – Э.К.) нужны инвестиции и другие предпосылки».

Для того чтобы появилась полная и объективная картина возможных путей сетевого (трубопроводного, магистрального) иранского газа на европейский рынок, ниже назовем и подробно проанализируем вероятные варианты.

Первый и наиболее перспективный сценарий связан с проектом под названием «Южный газовый коридор». К 2020 году, когда его планируют закончить, проект обеспечит потребности стран ЕС на 10–20%. Изначально предполагалось, что поставщиками сырья в проекте выступят Туркменистан, Азербайджан и Ирак. На данном этапе ожидается, что главной ресурсной базой газопровода станет азербайджанское месторождение «Шах-Дениз». Однако министр энергетики Азербайджана Н.Алиев заявил, что к проекту могут присоединиться Иран и Израиль.

Газопровод планируют тянуть через Грузию и Турцию. Частью проекта станут Южнокавказский (Баку–Тбилиси–Эрзурум), Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический (TAP) трубопроводы. Последний предназначен, главным образом, для Греции, Албании и Италии и рассчитан на транспортировку 20 млрд куб. м в год.

В пользу этого варианта говорит и то, что уже известно о заинтересованности Тегерана в присоединении к азербайджанско-турецкому газопроводу TANAP. Об этом, в частности, заявляли президент Государственной нефтяной компании Азербайджана Р.Абдуллаев и министр энергетики и природных ресурсов Турции Т.Йылдыз.

На начальном этапе пропускная способность трубы составит 16 млрд куб. м в год, но впоследствии может возрасти до 31 млрд куб м. Постепенное расширение позволит поставлять иранский газ в Европу не раньше 2020 году (после строительства TAP, если проект запустят в срок без отлагательств).

Вторым путем иранского газа европейским клиентам может стать проект «Парс». Он остался нереализованным из-за введенных против Ирана санкций.

«Парс» предполагает сообщение иранского месторождения «Южный Парс» с Турцией. Далее газ должен был пойти в Грецию и Италию, а затем по двум маршрутам: первый – в Германию, Австрию и Швейцарию, второй – во Францию и Испанию.

Строительство этого трубопровода крайне необходимо, ведь существующая труба Тебриз (Иран) – Анкара (Турция) пропускает всего 14 млрд куб.

Нашумевший Проект Nabucco, на разных этапах застопорившийся из-за иранской ядерной программы, конфликта вокруг Южной Осетии, политики Азербайджана в отношении Армении и отказа Турции, все еще может быть реализован.

Еще в 2013 году было объявлено, что к проекту снова может присоединиться Иран. Об этом заявляли не только иранцы, но и президент Турции Р.Т.Эрдоган.

Транзит иранского сырья возможен по территории Азербайджана, Грузии и Турции. Выше названные проекты TANAP и TAP (в случае успеха) также станут частью нового Nabucco West, по которому иранский газ (как и азербайджанский) из Болгарии будет направляться в Румынию и Венгрию.

Геополитические разногласия между Анкарой и Тегераном по ситуации в Сирии и Йемене, не должны помешать реализации одного из вышеназванных проектов. Тегерану нужны инвестиции и надежные проекты, поэтому страна находится не в самой благоприятной ситуации, чтобы бескомпромиссно диктовать свои условия зарубежным партнерам. Другое дело, что в данном случае многое зависит от Турции.

Наименее реальный, но наиболее выигрышный для Ирана проект – строительство газопровода Иран–Армения–Грузия. С территории последней по дну Черного моря газ может быть транспортирован в Болгарию и дальше в Европу.

Проект привлекателен тем, что, во-первых, он был бы наименее затратным. Во-вторых, труба в обход Азербайджана и Турции была бы на руку не только Тегерану, но и Еревану.

Однако, как отмечают специалисты, сложности вполне могут возникнуть уже на этапе согласования из-за позиции Армении, которая вряд ли предпочтет Ирану Россию, которая, в свою очередь, не заинтересована в конкуренции. Ирану же для строительства новой трубы нужны не только финансы, но и гарантии бесперебойной работы на армянской территории.

Наконец, Иран может прибегнуть к схеме своповых (обменных поставок). Так, например, Тегеран может продавать свой газ Азербайджану, который направит его на внутренний рынок, а газ собственной добычи будет продавать в Европу. Правда, в таком случае объем поставок не превысит 16 млрд куб. м в год. Именно столько в 2018 году (если запуск состоится) сможет пропускать газопровод TANAP.

Подобный механизм возможет и в партнерстве с Россией, что подтверждали министр энергетики России А.В.Новак после мартовского визита в Тегеран и посол Ирана в России М.Санаи. Важные детали этой схемы двустороннего энергетического сотрудничества автор раскрывал в недавней публикации.

Государственная нефтегазовая компания Азербайджана SOCAR ведет переговоры с «Газпромом» и Ираном о приобретении 3 млрд куб. м природного газа в год для закачки в пласты на блоке месторождений «Азери–Чираг–Гюнешли», чтобы поддержать стабильный уровень нефтедобычи.

Как заявил глава компании Р.Абдулаев, Азербайджан хочет предложить Ирану в летний период закачивать иранский газ в собственные газохранилища, а зимой отдавать сырье обратно Исламской Республике.

Дело в том, что в летнее время у иранцев остается много неиспользованного газа. В настоящее время сторонами обсуждаются технические вопросы сделки.

Кроме того, Иран планирует в кратчайшие сроки начать поставлять природный газ в Грузию, заявил А.Камели. Стороны ведут переговоры о поставке 200 млн куб. м газа в течение 7 месяцев (около 1 млн куб. м в сутки).

Однако Иран и Грузия пока не приняли решения относительно маршрута, по которому будет вестись экспорт иранского топлива. Предполагается, что для поставок может быть задействована российская газопроводная сеть. Однако в этом случае Тбилиси необходимо получить разрешение на транзит от Армении.

В свою очередь, министр энергетики Грузии К.Каладзе заявил, что переговоры относительно объема и цены продолжатся. «Возможен обмен иранского газа на грузинское электричество», – отметил грузинский министр, пояснив, что его страна предполагает импортировать электроэнергию из Ирана в холодный сезон и экспортировать обратно в теплый.

Напомним, что существует 2 маршрута поставок иранского газа в Грузию: через Азербайджан или через Армению. Однако представители азербайджанской государственной компании Socar заявили, что экспорт иранского газа в Армению и далее в Грузию невозможен технически.

Единственный вариант, который они считают реальным, – задействовать российский «Газпром» и экспортировать иранский газ в Грузию с помощью обменных схем. В частности, Россия может отдать часть газа, который экспортируется в Армению через Грузию, грузинским потребителям, а в обмен Иран увеличит экспорт газа в Армению на те же объемы.

Завершая анализ текущего состояния и перспектив газового сектора иранской экономики, стоит подчеркнуть, что наряду с отменой санкций позитивным событием для Исламской Республики стала приостановка проекта «Турецкий поток», по которому предполагался экспорт российского «голубого топлива» сначала в Турцию, а затем в Европу. Об этом газотранспортном проекте автор подробно рассказывал в одной из статей.

Таким образом, нынешние добычные и экспортные возможности иранского газового сектора сильно преувеличены как многими представителями иранской стороны (что вполне объяснимо), так и некоторыми российскими аналитиками (что прискорбно).

России не стоит бояться стремительного наплыва иранских углеводородов на традиционный для нас рынок Европы, поскольку в нынешних реалиях ни технологические, ни логистические, ни контрактные возможности Ирана не позволяют ему перевести в практическую плоскость обширные планы по выходу на региональные газовые рынки.

Что касается азиатского направления, которое является перспективным для сбыта отечественного газа, то и здесь мы вполне конкурентоспособны. При эффективной энергетической дипломатии и плотной поддержке со стороны высшего руководства России вполне по силам закрепиться на рынке Азии, невзирая на иранские объемы сырья, которые в скором времени там окажутся.

52.51MB | MySQL:103 | 0,459sec