Размышления после неформального совещания экспортеров нефти в Стамбуле

В ходе Всемирного энергетического конгресса (10–13 октября с.г., Стамбул) состоялись неформальные консультация основных экспортеров нефти. Участниками встречи стали члены Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), а также государства, которые не входят в картель (включая Россию).

Накануне министр нефти Венесуэлы Э.Пино заявил, что Россия присоединится к переговорам ОПЕК, чтобы обсудить условия участия стран, не входящих в картель, в соглашении по ограничению добычи. В Стамбуле присутствовали профильные министры Саудовской Аравии, Алжира, Катара, ОАЭ.

«После алжирских договоренностей было принято решение встретиться и обсудить текущее состояние рынка и механизмы взаимодействия между странами, входящими и не входящими в ОПЕК, чтобы в дальнейшем выработать “дорожную карту”, – высказался по итогам мероприятия министр энергетики России А.В.Новак.

Напомним, что 28 сентября с.г. на полях международного энергетического форума в Алжире члены картеля обсудили перспективы сокращения добычи сырья с целью стабилизации глобального рынка «черного золота». По итогам этих переговоров была достигнута предварительная договоренность сократить объем производства сырья участниками ОПЕК, установив потолок ежесуточной добычи в диапазоне 32,5–33 млн баррелей. Однако персональные квоты для членов организации по итогам алжирских консультаций не были обозначены.

Примечательно, что приглашение на это совещание, как и на июньскую министерскую встречу картеля, российская сторона не получила. В Стамбуле все обстояло иначе.

«Мы получили приглашение от наших коллег из  секретариата ОПЕК принять участие в технических консультациях на экспертном уровне, которые пройдут 29 октября с.г. в Вене. Мы конструктивно обсудили ситуацию и наметили шаги для дальнейших действий», – подчеркнул А.В.Новак.

Как отметил министр, на прошедших в Стамбуле консультациях не были представлены конкретные показатели ограничения добычи.

«Мы не обсуждали конкретные цифры. Мы обсуждали механизм взаимодействия стран ОПЕК и не-ОПЕК и ту аналитику, которая имеется в наших странах, чтобы выработать механизм взаимодействия. Что касается цифр, то эта работа еще впереди. Думаю, 29 октября с.г. уже удастся обсудить более-менее определенные параметры», – сказал А.В.Новак.

По информации Министерства энергетики России, секретариат ОПЕК планирует направить соответствующие приглашения на предстоящую встречу всем крупнейшим нефтедобывающим странам, не входящим в организацию.

Как сообщил генеральный секретарь ОПЕК М.Баркиндо, специальный комитет картеля по реализации алжирских договоренностей впервые соберется в Вене 28–29 октября с.г.

Ранее министр энергетики Катара М.Сада заявил, что персональные квоты добычи в ОПЕК должны быть определена уже в октябре с.г. При этом некоторые члены картеля считают чрезвычайно важным, чтобы нефтеэкспортирующие государства, не входящие в ОПЕК (прежде всего Россия), участвовали в заморозке добычи.

По словам венесуэльского министра нефти, члены организации могут снизить производство только на 700 тыс. баррелей в сутки. При этом он надеется, что страны, не входящие в картель, смогут сократить производство еще на 500 тыс. баррелей. При таком сценарии, считает Э.Пино, удастся привести к равновесию глобальный нефтяной рынок.

В свою очередь, министр энергетики Алжира Н.Бутерфа заявил, что ОПЕК может при необходимости сократить добычу больше, чем было оговорено на встрече в Алжире. Н.Бутерфа полагает, что ОПЕК может снизить добычу на 1% сверх плана. При этом ориентиром для картеля станет цена на нефть в диапазоне 50–55 долларов за баррель.

Как недавно заявил министр экономического развития России А.В.Улюкаев, «уровень заморозки – это обсуждаемый вопрос, но в целом мы готовы поддержать это действие».

В свою очередь, говоря о готовности российских компаний присоединиться к ограничению добычи, А.В.Новак в Стамбуле отметил: «Нефтяная отрасль в России абсолютно рыночная, компании сами определяют объем добычи. Мы обсуждали ситуацию на мировом рынке нефти с нашими производителями, еще когда выходили с предложениями о заморозке в начале этого года. Компании уже тогда выразили готовность участвовать в совместных действиях. Сегодня компании также готовы рассматривать предложения, которые будут сделаны на основе алжирских решений».

С сентябре с.г. добыча в России составила 11,11 млн баррелей в сутки. Заморозка на текущем уровне не пугает российские компании. При этом нужно не забывать, что технологически им сложно оперативно увеличивать или сокращать добычу в отличие, скажем, от Саудовской Аравии или Ирана.

Сначала страны ОПЕК должны договориться по распределению квот, а потом уже Россия, возможно, поддержит эту инициативу. Также присоединиться к соглашению о заморозке смогут Азербайджан и Норвегия, не входящие в картель.

В пресс-службе российского Министерства энергетики пояснили, что страны, не входящие в ОПЕК, в том числе Россия, будут принимать решение о присоединении к ограничению добычи, рассматривая именно окончательные параметры соглашения членов ОПЕК, которые специальная комиссия выработает в течение октября–ноября текущего года.

Оставив за скобками тот ажиотаж, который средства массовой информации «раздули» накануне неформального совещания нефтеэкспортирующих стран в Турции, можно смело констатировать следующее. Прошедшее мероприятие не дало никаких положительных результатов. Напротив, по итогам встречи цены на нефть опустились на 1,3–1,5%.

Цена североморского сорта Brent опустилась ниже 52 долларов за баррель. Американская марка WTI опускалась ниже 50 долларов за баррель.

Для автора, который накануне предрекал такой сценарий поведения нефтяных котировок, никаких неожиданностей по итогам стамбульских консультаций не никто. Однако инвесторы ожидали какое-либо громкое заявление, которое подбодрило бы их в ожидании официальной встречи ОПЕК (30 ноября с.г., Вена).

Выступая на пленарной сессии стамбульского конгресса, посвященной обсуждению ситуации на мировом рынке углеводородов, А.В.Новак подчеркнул, что произошедшее падение цен на нефть стало серьезным вызовом для всех участников рынка, как производителей, так и потребителей.

По мнению министра, при сохранении низкой цены и недоинвестировании уже в ближайшей перспективе нарастают риски возникновения дефицита углеводородов, чреватые непредсказуемыми и резкими скачками цен на нефть, которые могут ударить по потребителям.

Отдельное внимание в своем выступлении глава ведомства уделил усилиям, которые Россия совместно с другими ведущими экспортерами нефти предпринимает для стабилизации ситуации на мировом рынке.

«В текущих условиях заморозка или даже сокращение добычи на определенное время – правильное решение для мировой энергетики. При этом мы не считаем, что такая мера нарушает работу рыночных механизмов. Напротив, она поможет ускорить ребалансировку рынка, которая в любом случае произошла бы в силу постоянно растущего глобального спроса на нефть. Будучи краткосрочной мерой, ограничение добычи способно снизить волатильность на рынке и сделать его более устойчивым. Надеюсь, что все участники рынка, заинтересованные в сохранении стабильной и справедливой мировой цены на энергоносители, смогут достичь компромисса и договориться о необходимых мерах», – заявил А.В.Новак.

В кулуарах стамбульского конгресса министр энергетики ОАЭ С.аль-Мазруи заявил, что цена «черного золота» в районе 40 долларов за баррель недостаточна для стабилизации рынка и ОПЕК должна работать для ее повышения.

Прогнозировать будущую цену на нефть при таком «штормящем» рынке трудно, но в обозримой перспективе возможен кратковременный рост котировок выше 55 долларов за баррель.

В конкурентной борьбе за экспортные ниши с основными соперниками (Россией, Ираном, США) Саудовская Аравия заигралась, потеряв огромные деньги на низкой цене топлива. Больше держать нефть ниже 50 долларов за «бочку» по экономическим соображениям королевство не может, что вынуждает Эр-Рияд вспомнить статью 2 Устава ОПЕК, в которой прописана одна из главных функций этой организации – стабилизация нефтяного рынка.

52.27MB | MySQL:103 | 0,481sec