Алжир возвращается к идее использования сланцевого газа

Алжирское руководство вновь возвращается к теме добычи сланцевого газа на своей территории для решения усиливающихся экономических проблем. Это следует из расширенного заседания нового правительства страны с участием не только его председателя Абдельмаджида Теббуна, но и самого ее президента Абдельазиза Бутефлики, проведенного 15 июня.

Главной темой обсуждения стало повышение доходов казны, поскольку объем золотовалютных резервов АНДР сократился за неполных три года почти вдвое и сейчас они составляют немногим более 100 млрд долларов.

Кроме обсуждения предполагаемых мер экономии, включая уменьшение различных социальных расходов, дотаций и льгот, особое внимание президента было обращено на развитии энергетического сектора, дававшего до последнего времени 97 процентов поступлений в казну.

Примечательно, что А.Бутефлика лично указал на необходимость его всесторонней модернизации и отхода от прежней модели, согласно которой основная ставка делалась лишь на «традиционные» энергоресурсы – нефть и газ.

Известно, что в этой связи президент поручил правительству «обратить большее внимание на все ресурсы и богатства, которыми располагает наша страна, включая нетрадиционные, чтобы в условиях продолжающегося и нарастающего кризиса с падением доходов,… восполнить дефицит».

Иными словами, речь идет о возможном возвращении алжирского руководства к теме добычи сланцевого газа. О серьезности его намерений свидетельствует то, что его эксплуатация внесена в «План действий правительства» в главе «Оценка национального богатства».

Необходимо напомнить, что власти АНДР колебались относительно практической реализации у себя «сланцевой революции» последние несколько лет. Причем весной текущего года, как мы уже писали, некоторые высокопоставленные представители алжирской энергетической отрасли заявили о том, что руководство страны отказывается от ее осуществления, но оставляет за собой право впоследствии вернуться к данной теме.

Этому предшествовало проведение в 2015 году геологоразведки в южных регионах страны, призванной определить наличие конкретных объемов сланцевого газа. Однако до сих пор точных данных относительно ее результатов обнародовано не было.

После этого представители энергетической отрасли страны неоднократно высказывались в пользу того, что более эффективно будет сосредоточиться на реализации использования альтернативных источников энергии (прежде всего солнечной), а также на доразведке и добыче традиционных нефти и газа.

Подобные «колебания» алжирских лидеров породили появление предположений о том, что прогнозы относительно гигантских объемов сланцевого газа, которыми якобы располагает АНДР (согласно предварительным оценкам американских специалистов, Алжир обладал третьими запасами данного ресурса в мире после Китая и Аргентины, варьировавшимися от 30 до 60 трлн кубометров.

Однако сейчас появились более точные данные, согласно которым разведанные запасы алжирского сланцевого газа составляют 19.8 трлн кубометров. Основные его объемы сосредоточены в бассейнах Муйдир, Ахнет, Беркин-Гадамес, Тимимун, Регган и Тиндуф. Впрочем, подробностей относительно извлекаемости и рентабельности добычи алжирского сланцевого газа приведено не было.

Впрочем, такие запасы, кажется, вполне достаточны для начала его эксплуатации, которую отложили по двум основным причинам. Во-первых, это заметное снижение стоимости энергоресурсов на мировом рынке при колоссальной стоимости запуска сланцевой революции. Так, для закупки соответствующих технологий и оборудования, по разным данным, алжирским властям пришлось бы потратить не менее 100 млрд долларов.

Во-вторых, отказ от использования сланцевого газа был вызван ожесточенным сопротивлением населения юга страны, прежде всего, районов Ин-Салах и Уаргла. Там находятся экспериментальные «полигоны» государственной энергетической компании Sonatrach, на которых в том числе и проводились изыскания по нетрадиционным углеводородам. Однако в 2015 году эти работы были блокированы в течение нескольких недель местным населением, протестовавшим против добычи «газа смерти».

Протесты были вызваны опасениями, что используемые технологии производства приведут к загрязнению жизненно важных для всей страны грунтовых вод. Несмотря на то, что уже бывший премьер-министр АНДР Абдельмалек Селлаль пытался успокоить недовольных, убеждая их в безопасности такого производства, его попытки ни к чему не привели.

Таким образом, можно предположить, что в случае возобновления работ на сланцевом направлении протестная активность населения снова резко вырастет и возникают большие вопросы, сможет ли правительство А.Теббуна быть более убедительным, чем кабинет А.Селлаля.

Между тем, существуют определенные соображения относительно таких «метаний» алжирского руководства.

Разумеется, ему нужны новые источники пополнения бюджета вместо прежних «пересохших» потоков нефте- и газодолларов.

Однако на пути «сланцевой революции» по-прежнему возвышаются старые «рифы», включая недовольное население и низкие цены на углеводороды, из-за чего переход на нетрадиционные источники энергии не выглядит оправданным экономически.

В любом случае, согласно данным американских специалистов, ранее 2022 года невозможно начать добычу сланцевого газа в Алжире. Пять лет уйдет на подготовку к полноценному его использованию, включая прокладку необходимых коммуникаций для производства и экспорта, а также подготовку персонала.

Учитывая эти соображения, эксперты энергетической отрасли указывают более продуктивным для лидеров АНДР сосредоточиться на комбинированном использовании традиционных и альтернативных источников энергии.

По их данным, проведенные в последние годы эксперименты с использованием смешанной «фотоэлектрической» («газо-солнечной») станции оказались успешными. И именно на запуске по всей стране подобных объектов следовало бы сконцентрироваться алжирскому руководству вместо ненужных растрат стремительно «усыхающих» денежных резервов.

В этой связи среди некоторых алжирских оппозиционных деятелей вновь распространяются несколько преувеличенные данные о «прогрессирующей неадекватности и слабоумии Бутефлики, принимающего более чем странные и в то же время опасные для всей страны решения».

На наш взгляд, они могут быть продиктованы и другими моментами. Как мы уже писали ранее, в марте текущего года на руководящих постах алжирской энергоотрасли стали утверждаться лица, являющиеся выпускниками американских учебных заведений. Не исключено, что через них с предложением традиционных для «газовых» сделок страны «откатов» и лоббируется дорогостоящий для Алжира, но доходный для американских компаний переход на «сланцевые» технологии.

Другая возможная причина появления информационных вбросов относительно использования сланцевого газа – возможное стремление столкнуть лбами само алжирское население.

Лидеры страны прекрасно осознают, что алжирцы юга страны, где предполагалось начать добычу, снова встретят это решение «в штыки». И в данном случае нельзя исключать организации целенаправленного политического «театра» — дескать, «кое-кто из собственных эгоистических побуждений не желает, чтобы страна стала зарабатывать деньги, и поэтому мы вынуждены урезать вам льготы и дотации». Иными словами – перевести накапливающееся социальное недовольство одной части населения на другую.

Как бы там ни было, внезапное возвращение «сланцевой» темы свидетельствует о заметном усугублении проблем у алжирского руководства, демонстрирующего неспособность справиться с вызовами и растрачивающего драгоценные ресурсы – не только деньги, но и время, необходимое для воплощения в жизнь планов по коренному реформированию страны.

52.24MB | MySQL:103 | 0,501sec