О 28-м заседании Исполнительного совета Форума стран – экспортеров газа

В Дохе под председательством директора департамента международного сотрудничества Министерства энергетики России Р.А.Маршавина состоялось 28-е заседание Исполнительного совета Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ)[i]. Мероприятие прошло 3–4 июля с.г., хотя ранее в официальном пресс-релизе организации сообщалось, что оно состоится 2–3 июля 2017 года[ii]. На заседании также присутствовали представители Алжира, Боливии, Венесуэлы, Ирана, Ливии, Нигерии и Тринидада и Тобаго при участии генерального секретаря и сотрудников секретариата ФСЭГ.

Исполнительный совет рассмотрел ряд вопросов в рамках своей компетенции, включая  исполнение бюджета и политику использования резервного фонда в организации, а также проект 5-летнего плана работы и предварительные результаты исследования перспектив проекта газового института ФСЭГ. Помимо этого, члены Исполнительного совета провели интервью с кандидатами на пост генерального секретаря Форума, выборы которого состоятся в ходе министерской встречи ФСЭГ в Москве, запланированной на октябрь 2017 года[iii].

Несмотря на то, что организация создавалась при активном участии и незыблемом авторитете России, нынешние позиции нашей страны в Форуме заметно ослабли после расширения ФСЭГ за счет арабских участников, которые, честно говоря, не самым дружественным образом настроены в отношении Москвы. Арабские страны вполне способны создать эффективную коалицию против России и всячески препятствовать ее деятельности в рамках Форума. Ситуацию усугубляет то, что штаб-квартира организации находится в Катаре. Это позволяет ему косвенно влиять на ее политику. Генеральным секретарем Форума после российского представителя стал иранец М.Х.Адели, что также частично понизило значимость нашей страны в рамках Форума.

За два срока нахождения у руля ФСЭГ Л.В.Бохановский проделал всю первоначальную работу, связанную с периодом становления организации, наладил контакты между Форумом и ООН, Международным энергетическим агентством (МЭА), а также многими серьезными игроками газовых рынков.

Основная уставная цель ФСЭГ – защита суверенного права стран-участниц на их запасы природного газа. Для достижения этой цели участниками Форума осуществляется обмен опытом, мнениями, информацией по ключевым аспектам развития газовой промышленности, подробно перечисленным в ст. 3 Устава ФСЭГ.

Идея превращения Форума из дискуссионной площадки в эффективную международную организацию, которая могла бы серьезно влиять на механизм ценообразования в сфере экспорта природного газа, существует и в той или иной степени лоббируется некоторыми членами ФСЭГ. Если проводить параллели с Организацией стран – экспортеров нефти, которая занимается квотированием добычи «черного золота», тем самым влияя на ценообразование, то желание участников Форума регулировать для потребителей стоимость «голубого топлива» выглядит вполне логичным. Однако добиться этого не так просто, как может показаться на первый взгляд. Здесь необходимо принимать во внимание отсутствие единого мирового газового рынка. Де-факто можно говорить лишь о региональных рынках, которые заметно различаются по балансу спроса и предложения, ценам, условиям конкуренции СПГ и трубопроводного газа.

В 2011 году в Дохе прошел 1-й саммит (встреча глав государств и правительств) Форума. Две последующие встречи состоялись в Москве в 2013 году и Тегеране в 2015 году. Осенью в Боливии ожидается очередной саммит организации. Каковы перспективы этого мероприятия?

Перспективы весьма туманны. По линии МИД России автор участвовал в ряде мероприятий ФСЭГ в составе официальных делегаций и не понаслышке знаком с деятельностью этой международной организации.

С момента проведения 1-го саммита Форума в 2011 году повестка мероприятия практически не меняется. При этом участникам организации все так же тяжело прийти к общему знаменателю по ключевым вопросам. В результате в итоговую декларацию тегеранской встречи в верхах попали второстепенные вопросы вроде абсолютного суверенитета государств – производителей газа над их природными ресурсами.

Напомним, по итогам 3-го саммита 23 ноября 2015 г. была принята Тегеранская декларация. Документ подтвердил приверженность членов Форума следующему:

  • приоритетам на международных газовых рынках, закрепленным в Дохийской декларации (15 ноября 2011 года) и Московской декларации (1 июля 2013 года), в том числе определяющему значению долгосрочных контрактов;
  • абсолютному суверенитету государств ФСЭГ над своими природными ресурсами и праву распоряжаться ими в интересах собственных народов;
  • необходимости сохранения привязки цен на газ к ценам на нефть и нефтепродукты; экологичности природного газа в сравнении с другими видами углеводородного топлива, позволяющей ему занять достойное место в процессе достижения мирового устойчивого энергетического развития;
  • готовности участников Форума прилагать совместные усилия по недопущению применения односторонних, политически мотивированных ограничений и экономических санкций государствами – потребителями газа против государств-производителей.

[i]Об итогах предыдущего заседания Исполнительно совета ФСЭГ см.: Касаев Э.О. О поставках катарского газа в Европу. Часть 5 // Институт Ближнего Востока, 12.06.2017. URL: http://www.iimes.ru/?p=35563

[ii]28th GECF Executive Board Meeting // Официальный сайт ФСЭГ. URL: https://www.gecf.org/events/28th-gecf-executive-board-meeting

[iii]Состоялось 28-е заседание Исполнительного совета Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) // Официальный сайт Министерства энергетики России, 05.07.2017. URL: https://minenergo.gov.ru/node/8609

 

52.29MB | MySQL:103 | 0,468sec