Теракт в Барселоне: беспечность европейских властей продолжает удивлять

Казалось бы, после резонансных терактов последних лет в Париже, Лондоне, Манчестере, Брюсселе, Ницце, Стокгольме, Берлине и других крупных и не очень городах и местах европейского континента можно было бы хотя бы попытаться доработать меры безопасности таким образом, чтобы свести к минимуму или даже полностью исключить вероятность терактов в известных туристических местах с большим скоплением людей в разгар сезона. Однако беспечное отношение европейских властей к вопросам безопасности граждан и туристов, а также к проблеме противостояния исламистскому экстремизму на территории своих стран не перестает удивлять. Заполненная до отказа туристами со всего мира барселонский бульвар Рамбла в августе – вероятно, самая очевидная цель для резонансной атаки исламистов в это время года. Но, как показывает произошедшая 17 августа 2017 г. в Барселоне трагедия, каталонскими властями (а ответственность за просчеты в обеспечении безопасности в условиях стремления к отделению от Испании лежит именно на местных властях) не было сделано ровным счётом ничего, чтобы предотвратить теракт. Метод нападения, пожалуй, иллюстрирует это наиболее выпукло.

В результате наезда белого автофургона, которым управлял исламист, (по текущим данным это был либо выходец из Марокко Дрисс Укабир, либо его 18-летний брат, гражданин Испании из африканского анклава Мелилья Мусса Укабир), погибло по меньшей мере 13 и пострадало больше 100 человек из 34 стран мира. Террорист двигался зигзагообразно, стремясь задавить как можно больше людей. На бульвар он въехал беспрепятственно, поскольку на Рамбле отсутствуют ограждения, отделяющие улицу от проезжей части. Ответственность за атаку в кратчайшие сроки взяла на себя террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ).

На этом фоне даже не важно, что случилось затем в порту Камбрильса той же ночью, где исламисты, по данным El Pais, также совершили наезд на пешеходов и были затем ликвидированы полицией. Не имеет значения, был ли взрыв в Альканаре накануне утром действительно попыткой теракта/результатом неудачно собранной бомбы или всё-таки взрывом газа. Там, где правоохранительные органы, местные власти и спецслужбы (впрочем, о каких спецслужбах можно говорить применительно к Каталонии!) допускают такие проколы, как в случае с Рамблой, неизбежно будут и другие, относительно успешные атаки. Не имеет принципиального значения личность террориста, организация и структура террористических ячеек, то, как исламисты попадают в Европу или радикализируются, если они в ней родились – ничто из этого не является новым, по крайней мере настолько, чтобы правоохранительные органы не могли к этому адаптироваться. Даже метод атаки с применением автотранспорта, к сожалению, уже вполне можно считать проверенным и испытанным. Новой каждый раз является только беспечность властей очередной европейской страны, где произошел теракт.

Что же касается атаки на Рамбле, то в связи с этим возникает несколько вопросов. Если подобное случилось на набережной Ниццы во время одного из главных национальных праздников или на рождественской ярмарке в Берлине, то что же позволяло каталонским властям считать, что такая всемирно известная достопримечательность как Рамбла в пик туристического сезона не попадет в перечень самых очевидных целей для террористической атаки и, соответственно, не проводить, например, работы по установке ограждения или принять какие-то другие меры? Сегодня в контексте случившегося некоторые комментаторы и официальные лица отвечают, что подобные изменения неприемлемы несмотря ни на что, и де «Рамбла останется для всех» (хотя неясно, как установка ограждения могла бы этому помешать а «террористы не смогут никого запугать». Что ж, во-первых, фактор запугивания и без того уже не работает, а во-вторых, после теракта в аэропорту Брюсселя в 2016 г. там все же были приняты наконец необходимые меры безопасности (что очевидно является проявлением здравомыслия, а вовсе не страха). Аэропорт же по-прежнему работает «для всех». Так в чем принципиальное отличие в этом контексте бульвар Рамбла от того же бельгийского аэропорта?

Примечательно, что принятые в Бельгии меры безопасности, поначалу вызывавшие серьезный скептицизм у многих комментаторов и экспертов, всё-таки дали результаты, когда 23 марта 2017 г., через день после атаки в Лондоне на Вестминстерском мосту, подобное нападение было предотвращено в Антверпене. Полицейские, патрулирующие в большом количестве с автоматами бельгийские города, легко задержали водителя-исламиста, когда он притормозил после того как пешеходы, которых он хотел задавить, попросту разбежались. В июне попытка теракта была предотвращена уже на вокзале в Брюсселе, когда солдаты оперативно ликвидировали исламиста, пытавшегося привести в действие взрывное устройство.

Что касается Испании в целом и Каталонии в частности, то в новейшее время они никогда не относились к территориям с низким уровнем террористической угрозы. Начиная со взрывов в Мадриде в 2004 г. мечта различных исламистов о возрождении Аль-Андалуса лишь укреплялась. А Каталония традиционно является в современной Испании одним из лидеров по количеству мусульманских общин, среди которых исламисты могут удобно затеряться. Там же, по оценке Института Гейтстоуна (Gatestone Institute), расположено большинство действующих молельных центров и мечетей страны. Как минимум в 100 из них, по информации мадридской ABC Newspaper, активно проповедуют салафиты и радикальные имамы всех мастей. В этих условиях новые попытки экстремистов дестабилизировать ситуацию в стране и заявить о своих притязаниях на возрождение халифата на Пиренейском полуострове посредством террористических атак были лишь вопросом времени.

А ведь принять элементарные меры безопасности, которые бы существенно затруднили террористу доступ на бульвар, было не так уж и сложно. Для этого не обязательно даже ставить постоянное ограждение, что потребовало бы существенных затрат и навсегда бы изменило облик мировой достопримечательности. Достаточно было в пик сезона ввести въезд автотранспорта по пропускам в район Рамблы и близлежащих узких улочек готического квартала. Или и вовсе два раза в год, перед началом и после окончания туристического сезона, устанавливать по периметру бульвара бетонные ограждения по примеру тех, что использовались во Франции во время Евро-2016. Тогда эта мера хорошо сработала, и исламистам не удалось провести ни одной подобной атаки (вот только сразу после завершения чемпионата полиция посчитала такие меры излишними, за что поплатились жертвы теракта в Ницце, где таких ограждений уже не было). К тому же чуждые архитектурному облику Барселоны примитивные бетонные конструкции будут лишний раз напоминать горожанам и праздным туристам о том, что происходит на самом деле – о той войне, которую исламисты объявили европейскому континенту и той бойне, которую они устраивают. Но каталонским политикам вопросы безопасности, судя по всему, кажутся не существенными, ведь уже много лет в местной повестке дня есть только одна по-настоящему стоящая внимания проблема – отделение от Испании.

52.21MB | MySQL:103 | 0,498sec