О визите министра обороны США Джеймса Мэттиса в Анкару

Буквально неделю спустя после посещения Анкары начальником Генерального штаба ВС ИРИ генералом Мохаммадом Багери (ссылка на статью: http://www.iimes.ru/?p=37240), 23 августа турецкую столицу посетил министр обороны США Джеймс Мэттис. Визит главы Пентагона был непродолжительным – семичасовым и завершал его поездку по региону, с посещением Аммана, Багдада и Эрбиля. Правда, в отличие от упомянутых мест посещения, по итогам встречи в Анкаре не только не состоялась итоговая пресс-конференция (в случае США, от этой практики некоторое время назад в Турции отказались, имея в виду возникающие с завидной регулярностью бурные дискуссии), но и не было сделано официальное совместное заявление.

Впрочем, на сайте посольства США в Турции был обнародован пресс-релиз, в котором указывается на факт первой встречи генерала Дж.Мэттиса с министром обороны Нуреттином Джаникли и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

На многое в подобных релизах рассчитывать не приходится за рамками устойчивых оборотов про «открытый и честный диалог»,  к которому, в данном случае, были добавлены слова про приверженность территориальной целостности Сирии и Ирака и про «вредное влияние» Ирана на безопасность региона (особенно своевременно прозвучало на фоне только что завершившегося визита в Анкару начальника иранского Генштаба – А.В.).

Как сообщает американское посольство, между двумя министрами обороны состоялся диалог относительно решимости по уничтожению ИГ («Исламское государство» – запрещенная в России террористическая группировка). С президентом же Р.Т.Эрдоганом говорилось о региональной безопасности и стратегии (надо понимать совместных действий – А.В.). В ходе встречи, Дж.Мэттис дал ответ на «законную обеспокоенность Турции» вопросами своей безопасности. Стороны сошлись на том, что формирование условий для более стабильного и безопасного региона несёт выгоды для обеих сторон.

Как сообщается, на приеме главы Пентагона президентом Р.Т.Эрдоганом также присутствовали министр обороны Турции Нуреттин Джаникли, спикер президента Ибрагим Калын и глава Национальной разведывательной организации Хакан Фидан. Встреча продлилась 1 час 10 минут. Посла США Джона Басса, ввиду отсутствия в Анкаре не было. Его замещал советник посольства США.

Распространенное после встречи официальное заявление администрации президента Турции, в принципе, повторяет таковое от посольства США в Турции. За исключением некоторых, существенных для турецкой стороны нюансов про решимость борьбы двух стран со всеми террористическими организациями, включая ИГ  и РПК (!).  Касательно референдума в Ираке было подчеркнуто, что этот шаг руководства автономии – неправильный.

Также президент Турции выразил обеспокоенность (уже традиционно) в связи с продолжающейся поддержкой ПДС/ОНС со стороны США. Кроме того, Р.Т.Эрдоган подчеркнул необходимость оставления освобожденных от ИГ территорий местному населению, а также поддержки зон безопасности в Сирии. В ряду других прозвучавших на встрече вопросов указывается на совместную борьбу в РПК в Ираке (Кандиль и Синджар), сотрудничество в сфере оборонно-промышленного комплекса при подчеркивании стратегического характера отношений между США и НАТО.

На что обратили внимание и на что указали обозреватели в связи с визитом Дж.Мэттиса в Анкару, в условиях отсутствия каких бы то ни было официальных заявлений из уст сторон переговоров?

Понятно, что в лацкане пиджака Дж.Мэттиса они с удовлетворением отметили наличие значка с флагами обеих государств. Однако, куда как более символичным следует считать непосещение главой Пентагона Мавзолея Ататюрка с традиционной церемонией возложения венка на усыпальницу основателя и первого президента Турецкой Республики. Это – явное отступление от стандартного для таких случаев протокола и своего рода послание турецкой стороне, демонстрирующей во всем, что касается Мустафы Кемаля Ататюрка, повышенную чувствительность.

Кроме того, сообщает турецкая пресса (в частности, влиятельное издание Haber Turk), основывающееся на своих источниках о пяти посланиях, сделанных американской стороне, включая:

  1. Турецкая сторона обратила внимание на необходимость улучшения имиджа США в Турции с учётом невозврата ей беглого проповедника Фетхуллаха Гюлена и американской поддержки сирийских курдов. При этом в самой Турции усиливаются анти-американские настроения, что недопустимо для стратегического союзника, с которым, напротив, надо укреплять региональное сотрудничество.
  2. Как указала турецкая сторона, проведение референдума в Северном Ираке, за которым последуют местные выборы в курдских кантонах на севере Сирии, открывает дорогу созданию в регионе курдского образования. Это – неприемлемо для турецкой стороны, которая оставляет за собой право на ответные действия.
  3. Турецкая сторона напомнила американской о присутствии в Манбидже сторонников курдской ПДС и потребовала выполнения взятых на себя ранее обязательств. При этом была подчеркнута озабоченность сотрудничеством США с ПДС. Как сообщает турецкая пресса, Дж.Мэттис представил исчерпывающий отчет относительно сотрудничества с сирийскими курдами. Турция, в очередной раз, затребовала гарантии по неиспользованию в её отношении оружия полученного от США и по его возврату после завершения операции в Сирии.
  4. На встрече обсуждалось положение в Идлибе и в Африне. В частности, указывалось на то, что «Тахрир аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра», запрещена в России) изменили баланс сил в Идлибе и в этой связи затрагивались совместные действия между США и Турцией. С другой стороны, Турция указывала на обеспокоенность наличием ПДС в Африне и готовность к использованию военной силы.
  5. Турция выразила обеспокоенность США, оказывающим воздушную поддержку операции в Талль-Афаре, в связи с шиитским ополчением «Аль-Хашед аш-Шаби» и указала на необходимость сохранения демографической структуры в населенном пункте.

Как можно видеть, у турецкой стороны накопилось значительное число вопросов к американскому военному ведомству, не получивших, впрочем, в очередной раз своего разрешения, как можно сделать из скупых официальных заявлений сторон по итогам встречи. Впрочем, в тот же самый день в резиденции Партии справедливости и развития президент Р.Т.Эрдоган принимал госминистра Катара по делам обороны Халида аль-Аттыйю. Хотя бы исходя из факта последовательных встреч, буквально за 1 неделю, турецкого руководства с главами военных ведомств Ирана, США и Катара, можно говорить о том, что Турция, пусть и не являющаяся игроком первого ряда в регионе, продолжает оставаться силой, с которой нужно считаться. Как регулярно подчеркивают в самой Анкаре, может быть Турция не в состоянии повлиять на принятие каких-то решений, но уж точно в состоянии препятствовать их практической реализации.

52.3MB | MySQL:103 | 0,583sec