Подъем технологичного и инновационного терроризма. Часть 10

В конце мая этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Стратегия ДАИШ (ИГ – запрещённая в РФ террористическая организация) в сфере БПЛА. Подъем технологичного и инновационного терроризма».

Продолжаем рассматривать раздел, озаглавленный «Выбор транспортного средства», рассматривающий, как это следует из названия, вопросы выбора и подготовки транспорта с целью нанесения ударов смертниками ИГ. Напомним в предыдущей статье мы остановились на повышении изощренности нанесения террористами своих ударов, в частности, в координации с БЛА и в ночное время, что заставило войска коалиции прервать операцию в Мосуле (см. Часть 9 — http://www.iimes.ru/?p=36804 ).

На рис.18 ниже показаны мосты через реку Тигр, по которым были совершены бомбовые атаки со стороны сил международной коалиции. Для облегчения последующего восстановления мосты не были полностью разрушены – удары были нанесены лишь по подъездным путям с целью воспрепятствовать прохождению транспортов ИГ. Однако, эти мероприятия не остановили трафик машин-смертников с запада на восток города; организация начала использовать плавсредства для доставки смертников в восточную часть города. Следующим шагом стало фокусирование войск коалиции на нанесении воздушных ударов уже по речным транспортам ИГ, которые были уничтожены в значительном количестве.

Рис. 18. Нанесение воздушных ударов по мостам в Ираке войсками международной коалиции.

Следующий раздел отчёта озаглавлен «Нападения с использование БЛА».

Как указывают авторы, в дополнение к использованию БЛА с целью воздушного наблюдения и разведки, а также координации своих атак, ИГ начало применять беспилотники непосредственно для нанесения ударов. Для осуществления этого вида деятельности, сопряженного с несением боезарядов, ИГ использует специальным образом модернизированные БЛА, а атаки осуществляются по заранее определенным целям. Для нападения с применением БЛА террористами используются ручные гранаты, боеголовки ракет, а также другие лёгкие боеприпасы. Как отмечается в документе, найти подобные виды боеприпасов в Ираке и Сирии для оснащения ими БЛА не составляет для террористов труда, что существенно облегчает им задачу. Невзирая на то, что подобные нападения не могут тягаться в эффективности с минометным огнем, однако, они позволяют наносить чувствительные удары.

Авторы напоминают тот очевидный факт, что те атаки, которые осуществляются БЛА (с применением взрывных устройств), преследуют своей целью внесение разлада в ряды противников. Высокопоставленный британский генерал в Ираке Руперт Джонс, в частности, подчеркнул, что на фоне приближения контртеррористической операций к своему завершению использование ИГ БЛА с целью атак по гражданским объектам и силам безопасности является для террористов наилучшей альтернативой, чья опасность растёт буквально на глазах.

Рис. 19. Боеприпасы, сбрасываемые на иракские силы безопасности.

На рис.19, приведённом выше, показано бомбометание по столпившемуся личному составу иракских сил безопасности. При анализе видео, опубликованного со стороны ИГ при этом становится очевидным, что эффективность 40-мм боеприпаса не слишком велика и, разумеется, она уступает по своей эффективности атаке с использованием транспорта-смертника. Однако, как подчеркивают авторы доклада, БЛА с простым механизмом позволяет причинить урон живой силе иракских сил безопасности и, даже нанеся нелетальные ранения, вывести солдат из строя. Наличествует и серьёзный психологический эффект от атаки: в районе нанесения удара начинает наблюдаться паника, начинается отстуление живой силы и техники. Иногда ИГ использует следующую тактику: сначала он создает панику через нанесение серии ударов с БЛА, а затем уже наносит скоординированный удар с помощью автомашины-смертника по начавшему отступать соединению. Таким образом, многократно повышается эффективность террористической акции.

Рис. 20. Нанесение удара по танку иракских сил безопасности.

На рис.20 показана другая атака, осуществленная сторонниками ИГ. Здесь удар наносится не по скоплению живой силы иракских сил безопасности, а по бронетехнике – танку. Видно, насколько низка эффективность боезаряда, сброшенного с БЛА. Однако, даже невзирая на то обстоятельство, что боеприпас не в состоянии пробить броню ни танка, ни бронемашины, он всё же позволяет нанести достаточный урон для выведения бронетехники из строя, вынуждая отправлять её на ремонт. На рис.21 показан удар, нанесенный по транспорту иракских сил безопасности.

Рис. 21. Экран с видеозаписи, опубликованной со стороны ИГ.

Как указывают авторы, тот же самый тип террористических атак, что в Ираке используется ИГ и в Сирии против сил режима —  в Дейр-эз-Зоре, а также против курдских подразделений ПДС – РПК под Раккой. Однако, боезаряды, используемые террористами в Сирии, отличаются от таковых, применяемых в Ираке. Речь, в частности, идёт о зарядах от РПГ-7. Таким образом, авторами доклада констатируется тот факт, что в Сирии по сравнению с Ираком используются боеприпасы большей мощности, а, следовательно, и эффективность атак БЛА становится выше. Впрочем, следов этого повышения возможностей и потенциала ИГ в отличие от Сирии в Ираке не зафиксировано.

52.26MB | MySQL:108 | 0,484sec