Энергетическая политика в Восточном Средиземноморье и роль Турции. Часть 17

В конце сентября месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Роль Восточного Средиземноморья в становлении Турции в качестве центра энергетической торговли». Завершаем рассмотрение этого документа и его заключительной части под заголовком «Выводы и предложения» с третьего пункта (ссылка на предыдущий материал: http://www.iimes.ru/?p=40128).

  1. Авторы документа говорят о том, что поставки природного газа Восточного Средиземноморья являются для страны «полезными». Прежде всего с точки зрения диверсификации источников поставок и энергетической безопасности Турции. Безопасность поставок в Турцию важна ещё и с точки зрения достижения Турцией своей давнишней цели по превращению себя в центр энергетической торговли. В этом смысле важным, по мнению авторов, представляется уравновешивать доли поставок природного газа из России, Азербайджана и Ирана газом Восточного Средиземноморья.
  2. Как отмечают авторы документа, Европейскому союзу следует рассматривать страны Восточного Средиземноморья не только с точки зрения членства, но и в рамках Европейской политики соседства (European Neighborhood Policy). Которая, как известно, подразумевает набор мер социально-экономической поддержки странам, которые пусть и не являются непосредственными соседями ЕС, но находятся в непосредственной близости (точнее в зоне европейских интересов – В.К.). И в этом контексте запасы природного газа должны рассматриваться в качестве инструмента для достижения устойчивого мира и процветания Восточного Средиземноморья. ЕС могли бы, как пишут авторы документа, сыграть балансирующую роль в разрешении застарелого конфликта между Республикой Кипр и Турецкой Республикой Северного Кипра. Использование европейцами инструментов «мягкой силы» было бы важным с точки зрения имиджа Европы на международной арене.
  3. Египетский газ, по мнению авторов документа, является как подспорьем египетской экономике, так и возможностью для стран региона поучиться на опыте Египта, на протяжении многих лет являющегося экспортёром природного газа.
  4. Невзирая на обнаружение газовых месторождений в Палестине, проблемы с регулярными веерными отключениями электроэнергии продолжаются. С учётом этого, деятельность компаний Delek и Noble Energy, действующих в интересах Израиля в исключительной экономической зоне Палестины (точнее, в секторе Газа) на месторождении Marine, должна быть подвергнута переосмыслению. Главной же целью является дать возможность народу Палестины извлечь для себя пользу из месторождения. При этом авторы документа напоминают о факте продолжающейся блокады Газы и указывают на необходимость решения палестинского вопроса при участии международных посредников.

Авторы справедливо замечают, что разработка газовых месторождений Восточного Средиземноморья требует от региональных акторов значительных по своему размеру инвестиций и, таким образом, сужает им пространство для манёвра. В частности, ни одна из двух частей острова Кипр не имеет газовой инфраструктуры, а, следовательно, им придётся начинать все работы буквально с нуля. А это обстоятельство не может не оказать своего влияния на поставочные цены газа, которые могут оказаться завышенными по сравнению с другими экспортёрами. В этой связи самым подходящим покупателем может оказаться именно Турция, которая а) географически близка газовым месторождениям, б) готова приобретать газ по ценам, более высоким по сравнению с принятыми на европейском рынке. Таким образом, самым привлекательным рынком для газа Восточного Средиземноморья должна стать именно Турецкая Республика.

Ожидается, что Турция станет важным коридором поставок газа на европейские рынки с учётом того набора проектов, который в настоящее время находится в стадии реализации. В частности, TANAP, TAP и «Турецкий поток». Если к каспийскому и российскому газу ещё прибавится и средиземноморский, то Турция выйдет за рамки имиджа просто газового коридора и станет полноценным центром торговли природным газом, поставляемом на Запад через турецкую территорию со всех направлений, включая восток, север и юг. При этом Турция может стать удобным и безопасным коридором поставок. С другой стороны, у Турции появятся, при наличии стольких источников поставок, хорошие рычаги к тому, чтобы вести успешные переговоры по снижению цен на поставляемое «голубое топливо». Свой отчёт авторы завершают прогнозом того, что следует ожидать роста числа компаний, работающих в Восточном Средиземноморье, и повышения привлекательности региона в глазах инвесторов.

Подводя черту под опубликованным отчётом заметим несколько немаловажных обстоятельств. Во-первых, экономические расчёты турецкой стороны представляются верными. Действительно, Турция является для стран региона оптимальным партнёром и коридором поставки. Во-вторых, из расчётов авторов документа исключен фактор политики. А в этом смысле у Турции серьёзные проблемы в отношениях буквально со всеми упомянутыми в документе странами, включая Египет, Израиль и Республику Кипр. Разве что Палестина выпадает из общего перечня, при этом явно не являясь в нем заметной стороной. И, в-третьих, в какой мере экономические интересы превысят политические проблемы – это большой вопрос. Но пока признаков нормализации отношении между турками и прочими обладателями газовых месторождений не наблюдается, а, следовательно, говорить пока о том, что Турция в обозримой перспективе станет горидором для «голубого топлива» с юга пока не приходится. Про «центр газовой торговли» и говорить не стоит, ибо транзит – это транзит, а биржа энергоносителей – это биржа. Тут авторы явно путаются в понятиях.

62.83MB | MySQL:102 | 0,505sec