Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 29

Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха – в частности, раздела «Экономика». Напомним, что предыдущий материал (ссылка на статью — http://www.iimes.ru/?p=42572) был посвящен макроэкономическим показателям, в частности, ВВП страны и занятости. Как можно судить из приведенных в Альманахе цифр, темпы роста турецкой экономики остаются на уровне заметно выше среднемировых, однако, наибольшую обеспокоенность составителей вызывает вопрос занятости населения. Следующий подраздел Альманаха называется «Внешняя торговля и торговый дефицит».

Как пишут авторы документа, восстановление глобальной экономики после кризиса сказалось положительно на экспортных поставках Турции. Далее они приводят показатели роста за первые 10 месяцев 2017 года (то есть, с января по октябрь) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего, 2016 года. За этот период времени, в долларовом эквиваленте, экспорт вырос на 10,3%, а импорт на 16,5%. Дефицит внешней торговли при этом составил 61,2 млрд долл. Соотношение экспорта к импорту, составив в 2016 году 71,6%, в 2017 году уменьшилось до 71,6%.

Зная уже то, что не знали составители Альманаха на момент его написания, отметим, что итоговый объем турецкого экспорта в 2017 году, продемонстрировав 10%-й рост, увеличился со 142 (данные 2016 года) до 157 млрд долл. В тот же самый период времени, импорт возрос на 18% — со 198 до 234 млрд долл. Таким образом, фиксируем рост торгового дефицита с 56 до 77 млрд долл. Тут же, заодно, приведем данные о туристическом потоке, который в 2016 году составлял 31 млн человек, а в 2017 году уже вырос до 38 млн. (пиковым годом для Турции был 2014 год, когда в страну приехало 41 млн человек). Так что, если в экспорте можно видеть нарастающую проблему для турецкой экономики, то в вопросе туристического потока произошло восстановление после кризиса в отношениях с Россией и «переворотного» 2016 года.

Если рассматривать внешнюю торговлю в региональном разрезе, то важнейшим направлением турецкого экспорта является европейский рынок (28 стран ЕС), на который приходится 46,9% турецкого экспорта. Вторым по значению является объединенный рынок стран Ближнего Востока и Центральной Азии, на долю которого приходится 23,1%. И, заметим то немаловажное обстоятельство, что на долю африканских рынков приходится 7,3% турецкого экспорта (здесь они уже начали опережать североамериканское направление с их 7,1%, благодаря турецкой экономической экспансии на континент – В.К.). Доля «другой Европы», к которой относится и Россия, в турецком экспорте составляет 6,1% (подчеркнем ещё раз, Россия – это в большей мере потенциальный, чем фактический рынок для турецких экспортёров – В.К.).

Аналогичным образом разберемся и с импортом. На долю европейских поставок в Турцию приходится 35,95%. За различными азиатскими странами – 25,5%. И за «прочей Европой» — 13,41%.

Если не вдаваться в подробную разбивку поставляемых и закупаемых Турцией товарных групп, то получится приблизительно следующая картина: турецкий экспорт – относительно диверсифицированный, без ярко выраженных пиков и перекосов. В то время, как импорт в страну – это, прежде всего, энергоносители, полезные ископаемые и на другом крае товарных групп – высокотехнологичные товары с большой добавленной стоимостью.

«Ловушка средней добавленной стоимости» — это то, о чем в Турции говорят на протяжении уже многих лет, но, впрочем, можно констатировать, что в деле выхода из неё страна постепенно начинает демонстрировать определенные успехи, как через развитие собственного производства, так и через технологические трансферы, а также сделки слияния-поглощения. Одной из заметных сделок в этом смысле стала покупка знаменитой в прошлом немецкой марки «Грюндиг» в 2009 году турецкой компанией «Арчелик», которая сейчас занимается её активным ребрендингом и продвижением.

В подтверждение этого тезиса составителями Альманаха приводится довольно любопытная таблица, из которой следует, что доля товаров с высокой добавленной стоимостью в турецком экспорте с 2016 по 2017 год выросла с 3,4% до 3,8%. В то время, как высокотехнологичный экспорт демонстрировал заметную тенденцию к снижению – с 17 до 14,9%.

Следующий подраздел Альманаха называется «Государственные финансы».

Здесь составители указывают на то, что невзирая на растущие геополитические риски и финансовые спекуляции, турецкая экономика демонстрирует высокие показатели. При этом государство вело осмотрительную бюджетную политику, пытаясь инвестировать в реальные отрасли экономики. В этом смысле, в период с 2018 по 2020 год, согласно среднесрочной экономической политике, рост ВВП в 2017 году составлял около 5,5%, в которых рост потребления государственного сектора составил 2,7%, а частного – 4,6%. Если смотреть на инвестиционные показатели, то рост инвестиций госсектора составлял 4,7%, в то время, как частного – 4,8%. Дальнейшие действия турецкого руководства направлены на поощрение частного потребления, а также создание новых рабочих мест. Главным инструментом решения поставленной задачи являются временные налоговые послабления.

52.41MB | MySQL:103 | 0,512sec