Катар-ФРГ: инвестиции и сотрудничество

7 сентября 2018 года во время встречи в Берлине с канцлером ФРГ Ангелой Меркель эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани заявил о своих планах инвестировать в ближайшие пять лет порядка  10 млрд евро (11,64 млрд долларов) в немецкую экономику, чтобы «показать веру Катара в силу немецкой экономики и важность инвестиций в нее»[i]. В своем вступительном слове на германо-катарской инвестиционной конференции в Берлине эмир Катара рассказал, что «товарооборот между двумя странами за последние несколько лет удвоился и составил около 2,8 млрд евро, однако в 2017 году объем немного снизился», однако он заметил, что «полон оптимизма в отношении дальнейшего развития отношений с Германией»[ii]. Он уточнил, что Катар инвестирует в такие отрасли немецкой экономики, как производство машин, информационные технологии, банки, при этом он отметил, что ныне в Катаре, несмотря на саудовские санкции, работают более 300 немецких компаний. Он подчеркнул, что Доха  «гордится своим сотрудничеством с ФРГ»[iii]. В то же время эмир призвал немецкие компании инвестировать в Катар. Канцлер Ангела Меркель, которая выступила на конференции, сказала, что «приветствует заинтересованность Катара в инвестициях в Германию, а также отметила «возможности расширения сотрудничества между странами в энергетическом секторе»[iv]. Она также отметила, что ФРГ в силу хорошей экономической ситуации является «очень привлекательным местом» для вложения капитала, и, по ее словам, «за немецкими компаниями в мире закрепилась выдающаяся репутация». Министр финансов Катара Али Шериф аль-Эмади также подчеркнул, что Доха рассматривает Германию как «ключевого игрока в мировой экономике и с большим оптимизмом смотрит на немецкий рынок». Он заявил СМИ, что на сегодня изучаются «несколько проектов», не уточнив при этом конкретно каких, и, тем не менее, близкие к теме источники немецкой деловой газеты Handelsblatt говорят, что Катар много внимания уделяет малым и средним по размеру немецким компаниям в сегменте обрабатывающего производства[v]. Не будем забывать, что Доха уже инвестировала в такие большие немецкие концерны, как Siemens, Volkswagen, Hapag-Lloyd и Deutsche Bank, общая сумма финансовых вложений оцениваются в 20 млрд долларов[vi].

Германия также является основным партнером катарской национальной  программы «Видение Катара 2030 года», особенно в отношении развития экономики, основанной на технологиях и знаниях. Немецкая компания программного обеспечения SAP имеет партнерство с Катарским научно-технологическим парком, чтобы обеспечить необходимый механизм разработки программ и приложений для передачи знаний и технологий[vii]. Это способствует подготовке молодежи Катара в технических и цифровых областях и позволяет им занять соответствующее место в новом мире XXI века.

Но есть еще один очень важный аспект сотрудничества Дохи и Берлина. Не стоит забывать, что Катар – это крупнейший мировой экспортер сжиженного газа[viii]. Германия же, будучи крупнейшим импортером газа в Европе, является при этом единственной большой страной Евросоюза, которая не имеет собственного терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ). В преддверии визита эмира Тамима в Германию,  глава катарской государственной нефтегазовой компании Qatar Petroleum (QP) Саад аль-Кааби в интервью газете Handelsblatt сделал недвусмысленное заявление о том, что они «очень серьезно заинтересованы в участии в немецком СПГ-терминале и ведут переговоры с обеими фирмами — Uniper и RWE». Саад аль-Кааби подчеркнул, что Катар хочет «стать частью решения вопроса о поставках газа в Германию, ведь если она хочет иметь собственный терминал и снабжение из разных источников, то мы готовы поставлять из Катара, а также по линии QP из других стран мира»[ix]. Это был прямой намек на американский сжиженный газ: катарская компания вложила немалые средства в производство СПГ в США и теперь, естественно, ищет для него рынки сбыта. Саад аль-Кааби также сообщил, что «обсуждается две модели участия Qatar Petroleum в сооружении СПГ-терминала: заключить договор на часть мощности терминала и таким образом получить возможности поставки СПГ или стать акционером предприятия, которое займется строительством и эксплуатацией СПГ-терминала»[x].

Ангела Меркель согласилась с тем, что «в энергетической сфере имеется значительный потенциал для расширения экономических отношений между нашими странами», а также заметила, что  «сжиженный газ будет способствовать диверсификации источников поставок, и тем самым энергетической безопасности». Но есть одно «но»: ведь  газовая сеть Германии уже подключена к СПГ-терминалам в соседних странах — Нидерландах, Бельгии и Польше, а, следовательно, возникает вопрос, стоит ли тратить деньги на его строительство, если в условиях единого энергетического рынка ЕС всегда можно закупить нужные объемы у соседних стран, тем более что их мощности по приему сжиженного газа, во всяком случае пока, не слишком загружены. И, тем не менее,  Ангела Меркель отметила, что ФРГ «работает над тем, чтобы самим развивать в Германии инфраструктуру для сжиженного газа», и что «у немецких компаний уже имеются планы сооружения терминалов СПГ (есть, по сути дела, два проекта)». Она подытожила свое выступление тем, что сказала, что «в Германии решающее слово в энергетическом секторе имеет бизнес, а не политическое руководство», поскольку это «немецкие предприятия принимают решения о закупках газа, руководствуясь, естественно, экономическими критериями». Для Берлина строительство терминалов СПГ, таким образом, становится более чем реальным: ведь настойчивые  усилия Катара в той или иной форме выйти на немецкий рынок газа наверняка ускорят реализацию этого проекта, так как финансирование будет идти из Дохи, а также от частных немецких энергетических компаний.  Сооружение же такого технологического объекта на побережье Северного моря во-первых, будет способствовать экономическому развитию относительно слабого в промышленном отношении региона Брунсбюттель (в федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн – неподалеку от Гамбурга), а во-вторых, сдача терминала в эксплуатацию снизит зависимость ФРГ от трубопроводного и, прежде всего, российского газа[xi].  Тем не менее, конкуренции между Катаром и Россией не возникнет, так как СПГ очень сложно конкурировать с дешевым трубопроводным газом[xii]. А вот более чем вероятная конкуренция катарского газа с СПГ из США будет довольно острая. Предполагаемое строительство начнется в 2019 году, а закончится к 2022 году, а стоимость самого проекта оценивается в 600 млн евро[xiii].

Итак, нетрудно заметить, что бойкот и разрыв дипломатических отношений, объявленный Катару со стороны Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта, Бахрейна и других солидарных с ними стран, не помешал Германии продолжить сотрудничество с Дохой. В ближневосточных кулуарах говорят, что решение Катара об инвестициях в ФРГ  –  это своего рода выражение благодарности эмира Тамима за то, какую позицию заняла Германия в отношении катарского кризиса[xiv], и что эти огромные инвестиции являются «авансом» за удобную Катару политику последней в условиях бойкота против него (ведь Доха определенно не собирается идти на попятную). Министр иностранных дел Катара шейх Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани не раз подчеркивал, что «Катар очень ценит позицию ФРГ по решению кризиса», ведь Доха понимает, что  Германия является «неформальным лидером» Европы, и на нее ориентируются другие европейские государства[xv].  Напомним, что в самом начале кризиса глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль, совершив ряд визитов в Саудовскую Аравию, ОАЭ, Кувейт и Катар, твердо заявил, что кризис может быть разрешен «только дипломатическим, а не военным путем», а сама Ангела Меркель сказала, что «Германия и мировое сообщество сильно обеспокоены тем, что происходит в регионе Персидского залива, и призывают к деэскалации конфликта». Официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт также выразил обеспокоенность и заявил, что «продолжающаяся изоляция одного единственного государства нецелесообразна»[xvi]. В целом можно сказать, что, внешне заняв  нейтральную позицию в отношении этой проблемы, Германия, в сущности, не изменила свою дружественную политику по отношению к Катару, будучи больше обеспокоенной тем, что данный  кризис может представлять угрозу экономическим интересам ФРГ в регионе. Ведь Катар был и является важным для Германии поставщиком нефти и газа, а это значит, что его блокада в перспективе может привести к изменению цен на сырье, что отрицательно скажется на работе промышленных предприятий ФРГ[xvii]. Поэтому в интересах Германии было сохранять доброжелательные отношения с Катаром, что она с успехом и продолжает делать. ФРГ заинтересована в щедрых инвестициях Катара, однако же, по мнению многих ближневосточных экспертов, для последнего выгода здесь не столько экономическая, сколько политическая, поскольку реальной целью является углубление и укрепление политических связей с Берлином. Катар еще раз продемонстрировал Саудовской Аравии и странам, солидарным с ней, а также всему  международному сообществу, что, несмотря на бойкот и режим санкций, он продолжает развиваться экономически и политически и двигаться вперед. Благодаря новым инвестициям, в лице Германии Катар имеет надежного политического партнера, который в этих тяжелых для эмирата условиях  стоит на его стороне.

[i] https://www.cnbc.com/world/?region=world «Qatar’s emir says to invest 10 billion euros in Germany»

[ii] https://www.alaraby.co.uk/economy/2018/9/5/استثمارات-في-البنية-التحتية-والغاز-خلال-منتدى-قطري-ألماني

[iii] http://www.qatarisbooming.com/article/qatar-and-germany-shared-visions-strong-economic-partnerships

[iv] https://www.dw.com/ru/катар-намерен-инвестировать-в-фрг-10-млрд-евро-в-течение-5-лет/a-45395013

[v] http://www.elbilad.net/flash/detail?id=54829

[vi] http://alkhaleejonline.net/فيديوهات/استثمارات-قطر-تجوب-العالم

[vii] http://www.aljazeera.net/news/ebusiness/2018/9/3/قطر-استثمارات-كبيرة-مرتقبة-بألمانيا

[viii] https://global.handelsblatt.com/politics/qatar-wants-supply-gas-germany-compete-russias-nord-stream-2-960966

[ix] https://www.pipeline-journal.net/news/qatar-support-liquid-gas-terminal-germany

[x] http://www.iarex.ru/articles/59927.html

[xi] https://www.dw.com/ru/катар-настойчиво-подталкивает-германию-к-строительству-терминала-спг/a-45433075

[xii] https://ru.journal-neo.org/2018/09/26/katar-umely-j-i-v-pusty-ne-vy-rastit-pal-mu-poslovitsa/

[xiii] https://teknoblog.ru/2018/09/05/92550

[xiv] https://raseef22.com/politics/2018/09/06/تميم-في-ألمانيا-وتقارير-عن-استثمارات-ب/

[xv] http://www.iarex.ru/articles/59927.html  «КАТАР-ГЕРМАНИЯ: УСПЕШНЫЙ ВИЗИТ ЭМИРА В БЕРЛИН»

[xvi] https://www.dw.com/ru/фрг-призвала-к-разрядке-кризиса-вокруг-катара/a-39152145

[xvii] http://www.iimes.ru/?p=36247 Демидюк В.Д. «Позиция ФРГ по дипломатическому кризису вокруг Катара»

52.2MB | MySQL:103 | 0,461sec