Ситуация в Тунисе: июль 2019 г.

В день 62-й годовщины Тунисской Республики из жизни ушел тунисский президент Беджи Каид ас-Себси. По праву замещения высший государственный пост занял председатель парламента Мухаммед ан-Насер. Внеочередные президентские выборы пройдут 15 сентября 2019 г. В ноябре, как и планировалось, пройдут парламентские. О намерении участвовать в них объявил, в частности, лидер исламистов Рашид Ганнуши. Кроме того, получили регистрацию ряд новых партий, в их числе — партия военных в отставке.

Несколько недель назад тунисского президента Беджи Каида ас-Себси госпитализировали по причине недомогания, и сразу появились слухи о том, что 92-летний политик уже не поправится. Некоторые даже преждевременно объявили о его кончине, но сообщение было тут же опровергнуто. [1] Казалось, последние сомнения в трудоспособности президента были развеяны, когда 5 июля он подписал ряд важных указов: об очередном продлении чрезвычайного положения в стране, введенного после терактов 2015 г., а также указ о датах проведения предстоящих президентских и парламентских выборов. При этом Каид ас-Себси отказался визировать указ о поправках в закон о выборах [2] и таким образом завершить процедуру принятия этих поправок. Советник президента Нуреддин Бен Тиша сообщил 20 июля, что президент не намерен подписывать этот указ, чтобы не отстранять от электорального процесса какую-либо социальную группу. Последний раз президента видели на публике в сопровождении министра обороны Абделькарима Збиди 22 июля во время официальных мероприятий.

25 июля тунисские граждане ожидали услышать поздравительную речь Беджи Каида ас-Себси по поводу 62-й годовщины провозглашения Тунисской Республики, однако официальные источники сообщили о кончине президента в военном госпитале, куда его доставили после резкого ухудшения самочувствия. До окончания срока своих полномочий Каид ас-Себси не дожил всего несколько месяцев. В Тунисе был объявлен недельный траур. В знак солидарности Алжир, Мавритания, Ливия, Египет, Иордания и Ливан также объявили трехдневный траур.

На торжественные похороны старейшего после королевы Великобритании Елизавета II правителя съехались видные политические лидеры: президент Франции Эманнуэль Макрон, президент Португалии Марсело Ребело де Соуза, король Испании Филипп VI, эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани, палестинский лидер Махмуд Аббас, временный президент Алжира Абделькадер Бенсалех, глава Правительства национального согласия Ливии Фаиз Сарадж и многие другие. Президент Франции сказал над могилой усопшего, что он был из тех, «кто смело стоял за просвещённый, открытый и преданный общемировым ценностям Тунис».  Направлявшийся от президентской резиденции в Карфагене до кладбища Джеллаз траурный кортеж проехал по столичным улицам, где тысячи сограждан провожали своего президента в последний путь. В этой толпе, не знающей социально-политических различий, скорбели всем сердцем пыльный оборванец и разодетый франт, закутанные в мусульманский платок и здесь же легко одетые европейского вида женщины, по праву считавшие Каида ас-Себси продолжателем светских реформ и своим покровителем.

Исполняющим обязанности президента, как предусмотрено конституцией, стал спикер парламента Мухаммед ан-Насер (85 лет). Один из депутатов парламента и бывший член партии «Нидаа Тунис» («Призыв Туниса») Башра бен Хамида заметил, что «сейчас в переходный период для Туниса самое главное – это преемственность, и ан-Насер в состоянии обеспечить эту преемственность с уважением к Конституции». Коллеги характеризовали ан-Насера как выдержанного и высоко культурного человека, который к тому же состоит в числе организаторов ежегодных творческих музыкальных фестивалей, проходящих в его родном городе Эль-Джем.

Друг и соратник покойного Каида ас-Себси, новый временный президент Мухаммед ан-Насер — политик эпохи первого тунисского президента Хабиба Бургибы.  Один из воспитанников престижного тунисского коллежа Садыкийа, в 1976 г. он защитил диссертацию по гражданскому праву в университете Сорбонны, после чего был министром социального развития в кабинете Хеди Нуиры (премьер-министр в 1970-1980 гг.), а затем Мухаммеда Мзали (1980-1986 гг.). В период правления Бен Али (1987 – 2011 гг.) ан-Насер представлял Тунис в ООН. В 2011 г. он согласился работать в команде Каида ас-Себси, который тогда возглавил правительство. В 2014 г. вступил в партию «Призыв Туниса», основанную Каидом ас-Себси. После победы этой партии на выборах 2014 г. он получил парламентский мандат, а затем был избран председателем парламента.

После полудня 25 июля ан-Насер принес присягу в присутствии временного органа, действующего в отсутствии легитимно избранного Конституционного собрания. Согласно Основному закону, временный президент не может выдвигать инициативы по внесению изменений в Конституцию и распускать парламент. Кроме того, по ст. 84 Конституции, временный президент исполняет свои обязанности в течение срока от 45 до 90 дней. По истечении этого периода должен быть избран постоянный президент, поэтому внеочередные президентские выборы пройдут 15 сентября, а не 17 ноября, как планировалось ранее. Дата проведения парламентских выборов осталась прежней — 6 октября 2019 г. По данным Высшей независимой избирательной комиссии, для участия в предстоящих выборах было зарегистрировано 7 млн 155 тыс. избирателей при общей численности населения 11 млн человек.

С приближением выборов политическая борьба активизировалась. Пока вопрос об изменении избирательного законодательства оставался открытым, политические конкуренты популярного кандидата в президенты Набиля Карви, кажется, придумали другой способ подорвать его авторитет. 8 июля судебным решением медиамагнат Карви был обвинен в незаконном отмывании денег. Его банковские счета были арестованы, а сам он лишен права выезда из страны. Набиль Карви со своим братом Гази еще в 2017 г. попали под следствие по делу о финансовом хищении, когда неправительственная организация «Ана Якыз» («Стою на страже») обратилась в суд с просьбой провести против них антикоррупционное расследование, но дело всплыло именно в момент подготовки в выборам. Карви сообщил, что намерен оправдать себя и бороться за свои права. В новой партии, которую Набиль Карви учредил под названием «Кальб Тунис» («Сердце Туниса»), также выразили недоумение по поводу обвинений. «Калб Тунис» родилась в результате переименования 25 июня партии «Ас-Сильм аль-Иджтимаий ат-«Тунисский общественный мир»). В качестве своей эмблемы партия изобразила красную голову льва. [3]

Согласно опросу общественного мнения, опубликованному 10 июля компанией «Сигма Консей» и газетой «Магриб», партия «Кальб Тунис» и ее председатель Набиль Карви устойчиво обгоняли в рейтинге популярности других потенциальных кандидатов. В случае голосования в июле партия «Кальб Тунис» завоевала бы около 30% голосов, заняв первое место. На втором бы оказалось движение умеренных исламистов «Ан-Нахда» (15%), на третьем – «Хизб ад-Дустурий аль-Хурр» («Свободная демократическая партия») с 12% и лишь на четвертом – партия премьер-министра «Тахйа Тунис» («Да здравсвует Тунис») с 8%. Как показал опрос, за премьер-министра Юсефа Шахеда отдали бы свои голоса в июле лишь 7% избирателей, т.е. столько же, сколько были готовы проголосовать за бывшего и.о. президента Монсефа Марзуки. Зато Набиль Карви набрал бы не меньше 23% голосов и имел бы все шансы на победу. [4]

В ближайшее время в Тунисе может появиться еще один сильный игрок и влиятельный противовес исламистам в лице военных. С момента создания Тунисской Республики в 1956 г. военные не имели права участвовать в политической жизни, и армия не играла такой существенной роли, как в Египте или Алжире. Вместе с тем авторитет людей в погонах в стране сильно вырос, особенно после того, как начальник штаба Сухопутных войск генерал Рашид Аммар вышел к революционерам зимой 2011 г. и сказал, что он и «армия с народом». Военные в отставке 11 июля 2019 г. впервые зарегистрировали свою партию под названием «Халлюму ли Тунис» («Действуем ради Туниса»). И пусть даже кто-то сразу распустил слух о подготовке военного переворота, бывшие военные убеждены, что они, как и все остальные, имеют право быть в политике. Вполне вероятно, что партию военных ждет успех, учитывая присущий военным дух единства, выдержки, дисциплины, высокой самоорганизации, а также принимая во внимание опыт других арабских стран, где армия является гарантом стабильности и неотъемлемой частью политической системы. Активисты новой партии уверили, что будут соблюдать дистанцию с другими партиями, особенно такими, как «Ан-Нахда» или «Нидаа Тунис», и хотят навести в стране порядок, как в политике, так и в экономике и обществе. По этой причине они заявили о намерении проявить себя на парламентских выборах. [5]

Тенденция усиления армии в Тунисе еще более отчетливо проявилась, когда под конец июля стали поговаривать о вероятности выдвижения на пост президента министра обороны Абделькарима Збиди.  Несмотря на то, что сам министр не сделал никаких пояснительных заявлений на этот счет, 15 депутатов парламента подписали петицию в поддержку Збиди. В СМИ стали обращать внимание, что после выхода из больницы президент Каид ас-Себси появился на людях именно в сопровождении Збиди, что могло быть воспринято как послание и последняя воля президента в отношении своего преемника. Кроме того, аналитики указали на важность нескольких последних визитов, предпринятых Збиди после встречи с ныне покойным президентом. В тот день, 22 июля, он провел беседу с тогда еще спикером парламента Мухаммедом ан-Насером, а днем позже — с послом США в Тунисе Дональдом Блоумом (Donald Blome). Некоторые французские источники распространили информацию, что политическая этила и бизнес-сообщество, представленное влиятельным предпринимателем Кемаля Латифа, опасается политического триумфа исламистов и более того, готово оказать всяческую поддержку Абделькариму Збиди, которого и Вашингтон считает приемлемой фигурой. [6]

Между тем движение умеренных исламистов «Ан-Нахда» в июле объявило о желании своего лидера Рашида Ганнуши возглавить на парламентских выборах избирательный список движения по столичному округу «Тунис-1». Аналитики отметили, что в случае победы на выборах исламистов Ганнуши сможет претендовать на должность спикера парламента или премьер-министра. Таким образом, предпочитавший ранее играть роль «серого кардинала» Рашид Ганнуши решил использовать свой шанс и выйти на авансцену. Если среди исламистов когда-либо и были разногласия, то авторитет одного из основателей движения никогда не ставился под сомнение, даже за пределами движения. Пойдя ва-банк, Ганнуши однозначно рассчитывает на победу.

При этом уровень безопасности в Тунисе за несколько месяцев до выборов оставался сравнительно низким.  В тунисской столице 3 июля вновь был предотвращён теракт. В ходе антитеррористической операции полиции удалось окружить террориста, который имел связи с бандой, организовавшей взрывы в тунисской столице 27 июня. Одетый в женский никаб молодой человек, пытался бежать из окружения, но затем привел в действие надетый на себя пояс со взрывчаткой. В результате взрыва никто не пострадал, однако последовала незамедлительная реакция дипмиссий. В следствие третьего за короткий промежуток времени теракта посольство США в Тунисе перенесло празднование Дня независимости (4 июля) на сентябрь и сократило график своей работы, а МИД Великобритании сделал предписание своим подданным, находящихся в Тунисе, воздержаться от посещения приграничных территорий. Безусловно, границы Туниса с Алжиром и Ливией – места сосредоточения нелегального трафика наркотиков и оружия, представляют опасность. Там постоянно проводятся облавы и операции по борьбе с терроризмом.

На фоне этих событий премьер-министр Юсеф Шахед подписал 6 июля постановление о запрете на ношение никаба (мусульманского платка) в общественных местах из соображений безопасности. По словам очевидцев, террорист, устроивший в июне взрывы в тунисской столице, был также облачен в никаб, но полиция этот факт стала через некоторое время отрицать. Ранее сотрудникам МВД выдавалось предписание особенно тщательно следить за девушками, носящими никаб, чтобы это не служило поводом ухода от правосудия. [7] Нарушитель, который появится в транспорте, вузе, банке, больнице или другом общественном месте «с закрытым лицом», будет приговорен к 5 суткам лишения свободы и штрафу в размере 2 доллара. Меры предосторожности с пониманием были восприняты правозащитными организациями, которые обычно их критикуют. Так, председатель Тунисской лиги по защите прав человека Джемаль Мсаллем заявил: «Вообще-то мы всецело за право человека выбирать, что ему носить, однако сегодня и в сложившихся обстоятельствах, в условиях террористической угрозы в Тунисе и в регионе полагаем это решение обоснованным». [8]

Представляется, что меры укрепления безопасности способствуют проведению выборов в Тунисе в назначенный срок. В августе должен окончательно определиться круг кандидатов в президенты.

[1] http://www.iimes.ru/?p=57874

[2] http://www.iimes.ru/?p=57853

[3] https://ultratunisia.ultrasawt.com/%D9%86%D8%A8%D9%8A%D9%84-%D8%A7%D9%84%D9%82%D8%B1%D9%88%D9%8A-%D8%B1%D8%A6%D9%8A%D8%B3%D9%8B%D8%A7-%D9%84%D8%AD%D8%B2%D8%A8-%D9%82%D9%84%D8%A8-%D8%AA%D9%88%D9%86%D8%B3/%D8%A7%D9%84%D8%AA%D8%B1%D8%A7-%D8%AA%D9%88%D9%86%D8%B3/%D8%B3%DB%8C%D8%A7%D8%B3%D8%A9/%D8%A7%D9%94%D8%AE%D8%A8%D8%A7%D8%B1

[4] https://www.babnet.net/cadredetail-185473.asp

[5] https://www.aljazeera.net/news/politics/2019/7/11/%D8%B9%D8%B3%D9%83%D8%B1-%D8%AD%D8%B2%D8%A8-%D8%B3%D9%8A%D8%A7%D8%B3%D9%8A-%D8%AC%D9%8A%D8%B4-%D8%AA%D9%88%D9%86%D8%B3

[6] https://middle-east-online.com/%D8%B9%D8%A8%D8%AF%D8%A7%D9%84%D9%83%D8%B1%D9%8A%D9%85-%D8%A7%D9%84%D8%B2%D8%A8%D9%8A%D8%AF%D9%8A-%D9%88%D8%B1%D9%82%D8%A9-%D8%B1%D8%A7%D8%A8%D8%AD%D8%A9-%D9%84%D8%AE%D9%84%D8%A7%D9%81%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D8%B3%D8%A8%D8%B3%D9%8A

[7] http://www.bbc.com/arabic/middleeast-48884487

[8] https://www.aljazeera.net/news/politics/2019/7/6/%D8%AA%D9%88%D9%86%D8%B3-%D9%86%D9%82%D8%A7%D8%A8-%D9%8A%D9%88%D8%B3%D9%81-%D8%A7%D9%84%D8%B4%D8%A7%D9%87%D8%AF-%D8%AD%D9%83%D9%88%D9%85%D8%A9-%D9%85%D9%88%D8%A7%D9%82%D8%B9-%D8%A7%D9%84%D8%AA%D9%88%D8%A7%D8%B5%D9%84-%D8%A7%D9%84%D8%A7%D8%AC%D8%AA%D9%85%D8%A7%D8%B9%D9%8A-%D8%AC%D8%AF%D9%84

53.48MB | MySQL:103 | 0,522sec