Об опасениях иракских экспертов по поводу создания свободной экономической зоны с Кувейтом

В последнее время ряд иракских экспертов высказывают свою озабоченность в связи с экономическими соглашениями, подписанными между Кувейтом и Ираком. Они предостерегают официальный Багдад от «политической вежливости» в ущерб интересам своей страны, имея в виду предполагаемое создание свободной экономической зоны на границе между иракским городом Басра и Кувейтом, обсуждение темы которой начались в начале 2019 года [i].

Член Совета Басры (Тhe Council of Basra) Мухаммед аль-Фатлави сказал, что скептически относится к идее ее создания, указывая на то, «данная свободная экономическая зона негативно скажется на иракском порту Аль-Фао (Al-Faw), который строится на водах Персидского залива». Он пояснил, что «Импорт товаров из Кувейта в Ирак почти в двести раз превышает экспорт иракских товаров в Кувейт». М.аль-Фатлави подчеркнул, что «наличие свободной экономической зоны будет означает, что  этот порт фактически станет бесполезен», так как «суда приходят в порт Мубарак Аль-Кабир (Mubarak Al-Kabeer Port) в Кувейте и разгружаются там, и грузы прибывают в свободную экономическую зону без уплаты каких-либо сборов. Это получается для них выгоднее, чем остановка в порту Аль-Фао, где достаточно высокие тарифы»[ii].

Джамаль аль-Мохаммадави, член иракского Комитета по нефти и энергетике (Тhe Oil and Energy Committee), также согласился с мнением, что свободная экономическая зона может оказать негативное воздействие на порт Аль-Фао. Он сказал в интервью Тhe New Arab, что «мы будем настоятельно рекомендовать нашему правительству принять этот вопрос во внимание, чтобы не было никаких соглашений, которые бы повредили торговле и импорту из иракских портов». Дж.аль-Мохаммадави отметил, что «в этом году (2019 г. —  авт.) из иракского бюджета было выделено 400 млн долларов на завершение строительства порта Аль-Фао, и если вопрос о свободной экономической зоне будет решен, то суда и корабли будут прибывать в кувейтский порт Мубарак аль-Кабир, или же сразу в свободную зону, не имея необходимости заходить в иракский порт Аль-Фао».

Напомним, что модернизация порта Аль-Фао была в планах Министерства транспорта Ирака с 2010 года. Важность его состоит в том, что он  свяжет Персидский залив с Северной Европой через Турцию. Осуществление планов иракской стороны множество раз откладывалось из-за нестабильной политической ситуации в Ираке, прогрессирующей коррупции, а также по причине начала реализации Кувейтом проекта по строительству порта Мубарак аль-Кабир[iii]. Кувейтский же порт  Мубарак аль-Кабир на острове Бубиян, недалеко от побережья Ирака, является   альтернативой порта Аль-Фао и средством для ежегодного увеличения объема импорта в Кувейт, а также коммерческим решением для увеличения инвестиций между Кувейтом и Ираком. Этот порт уже не раз вызывал кризисные ситуации между двумя странами из-за того, что его строительство снизит важность иракских портов и ограничит навигацию по проливу Абдулла, ведущему к  иракским портам Умм-Каср и Хор-аль-Зубайр[iv]. Это фактически делает проект порта Аль-Фао бесполезным, потому как он не сможет обеспечивать большую долю запланированных торговых сделок с Азией и Европой.

Кувейт же стремится укрепить свой статус важного центра региональной экономики. Его порт Мубарак аль-Кабир на острове Бубиян состоит из 60 причалов, благодаря чему он может ежегодно обрабатывать около 1,8 млн контейнеров в год. Это поможет ему стать крупным центром региональной транспортной системы и важной частью в секторе транзитной торговли, а также одним из крупнейших портов в Персидском заливе. Подобные результаты окажут негативное влияние на порты Ирака, поскольку уменьшат их значение и создадут трудности из-за того, что Кувейт планирует увеличить своей экономический потенциал на 45%[v].

Что же касается свободной экономической зоны между странами, то опять же здесь Кувейт наверняка будет в выигрыше гораздо больше, чем Ирак. Именно поэтому в Ираке  целесообразность ее создания вызывает большие сомнения, и, скорее всего, этот проект останется пока на стадии разработки.

[i]                       http://www.iraq-businessnews.com/2019/03/08/kuwait-iraq-free-zone-plan/

[ii]                      https://www.middleeastmonitor.com/20190810-iraq-experts-fear-free-economic-zone-with-kuwait/

[iii]                     http://www.iimes.ru/?p=17010  Субх М.А. «К вопросу о некоторых проблемных моментах в двусторонних отношениях Кувейта с Ираком в свете недавнего приграничного инцидента»

[iv]                     http://www.iraq-businessnews.com/2011/05/18/new-kuwaiti-port-could-scupper-iraqs-grand-faw/

[v]                      http://www.noonpost.com/content/21645 مقالات:الشرق الأوسط من الواجهة البحرية.. تأثيرات مشاريع الموانئ على السياسة والاقتصادميناء مبارك الكبير يشعل النيران بين الكويت والعراق

43.86MB | MySQL:92 | 1,139sec