О деятельности зарубежных средств массовой информации в Турции. Часть 8

Мы продолжаем рассматривать Отчет Фонда SETAV (Фонд политических, экономических и социальных исследований), озаглавленный «Турецкие ответвления международных средств массовой информации» и анализирующий деятельность зарубежных СМИ, ведущих свою работу на турецком языке и на турецкую аудиторию.

Напомним, что в предыдущей публикации мы закончили рассмотрение деятельности европейского Euronews (ссылка на статью: http://www.iimes.ru/?p=59141).

Переходим к работе в Турции CRI Turk (Международное китайское радио – Турция), которое начало свою вещательную жизнь в Пекине в 1941-м году. Международное вещание было начато этой радиостанцией в 1978-м году. Опять же, как и ранее, опускаем общие цели и задачи радиостанции, которые, впрочем, в случае китайской радиостанции, вместе со своими идеологическими установками, — должны быть достаточно понятны отечественным читателям.

Буквально несколько слов о деятельности этой радиостанции за рубежом.

Первая местная точка радиовещания за рубежом у этого китайского радио открылась в 2006 году в Кении, в столице – г. Найроби. В 2011-м году была создана Международная китайская сеть вещания (CIBN). Первые небольшие программы радиостанции на турецком языке начали выходить в далеком 1957-м году. Первое независимое вещание на турецком языке было начато CRI в 1961-м году. Спикерами являлись проживающие в Китае граждане уйгурской национальности.

Как указывает Отчет SETAV, CRI прикладывали усилия к тому, чтобы завоевать турецкие симпатии. Так, в 1960-м году в свет начала выходить программа под заголовком «Мусульманская жизнь в Китае».

С 2004 года общий объем ежедневного вещания CRI составлял один час. При этом предусматривалось 4 повтора передач. По-прежнему, объем вещания радиостанции на турецком языке составляет один час в день. Материалы публикуются в специальном, турецком разделе интернет-страницы радиостанции. Приблизительно 20 – 25 минут в программах отведено под новости. А также предусматривается включение в передачи китайской музыки, в разделе под заголовком «Ветры с Дальнего Востока».

В 2016-м году, на турецком направлении, произошли достаточно серьезные изменения. Было создано отдельное, независимое CRI Turk. У этой радиостанции появилась своя независимая интернет-страница. Таким образом, возникло CRI Turk FM. Вещание на радиостанции начало выходить под заголовком «Хорошая музыка, правильные новости». Одной из целей радиостанции, которая была заявлена, стала прямая презентация Китая в Турции. В том числе, для продвижения интересов банков и технологических фирм. Также было заявлено о том, что в самое ближайшее время планируется открыть канал китайского телевидения, который будет вещать на турецком языке.

В Турции китайская радиостанция вещает на следующие города. Перечисляем: Стамбул, Анкара, Измир, Анталья, Бодрум, Эскишехир, Адана, Коджаэли, Бурса, Текирдаг, Газиантеп и Кайсери. В передачах обсуждаются следующие вопросы: экономика, спорт, музыка, политика, в том числе, в рамках специальных выпусков. Наряду с этим можно постоянно слушать популярную музыку. Помимо обычного радиовещания, у радиостанции есть свое приложение для мобильных телефонов, установив которое можно слушать её тематические каналы: CRI Turk Easy, CRT Turk Info, CRI Turk Music Plus, CRI Turk Klasik, CRI Turk Mutfak. Кроме того, можно смотреть онлайн-телевидение, демонстрирующее документальные фильмы (CRI Turk Belgesel Web TV).

CRI Turk к созданию контента, ориентированного на турецкую аудиторию, в последнее время, начали привлекать широкую команду авторов как из самого Китая, так и из Турции. Их целью является рост как в плане радиовещания, так и с точки зрения цифровых медиа. Как заявляет руководство радиостанции, их целью в Турции является занять лидирующие позиции в развитии экономических и культурных связей между странами.

Обратимся к тому, как китайское СМИ реагировало на критические и просто важные для Турции событие, начав, разумеется, с попытки военного переворота, предпринятой в ночь с 15 на 16 июля 2016 года.

Тут нас поджидает сюрприз, впрочем, во вполне китайском духе. Публикаций, посвященных попытке переворота в Турции, китайцами не было сделано вообще. В современном мире, чтобы средство массовой информации проигнорировало попытку военного переворота даже в небольшом государстве, не говоря уже о Турции – большой стране, крупной экономике и партнере Китая по целому ряду важных вопросов – такого представить себе просто невозможно. Однако, китайская модель государственного управления позволяет такие вещи регулировать и просчитывать возможные последствия перекосов публикаций в ту или иную сторону. Чтобы, в результате, попросту отказаться о того, чтобы реагировать на сенсационную новость, в принципе.

Следующей лакмусовой бумажкой для турок является реакция на борьбу Турции с терроризмом, включая Рабочую партию Курдистана, а также задержания депутатов прокурдской Партии демократии народов. Итак, как же на них отреагировало китайское СМИ при том, что китайцев не может не интересовать самих борьба с терроризмом.

Начиная с событий 2015-го года, когда, после серии терактов, мирный процесс с Рабочей партией Курдистана был турецким руководством свернут, китайское СМИ самым пристальным образом следило и делилось со своими слушателями новостями о развитии событий.

При этом китайская радиостанция на первый план выводила тезис турецкого руководства, озвученный, в частности, министром внутренних дел Сулейманом Сойлу, о политике «нулевой терпимости к терроризму». Столкновения, которые наблюдались в Джизре и в Суре, как пишет Отчет SETAV, были китайцами охарактеризованы более объективно, чем теми же западными СМИ. Последние писали про беспорядки в качестве «столкновения государства с курдскими гражданами». Аналогичным образом, то есть, в контексте борьбы с терроризмом, CRI Turk оценили и задержания сопредседателей прокурдской Партии демократии народов, а также ряда депутатов.

В своих публикациях, посвященных задержаниям курдских депутатов, китайское СМИ приводило различные точки зрения на вопрос: «осуждение и обеспокоенность» со стороны Европейского союза, мировое общественное мнение и позицию зарубежных СМИ, а также реакцию и ответы со стороны турецкого руководства страны. При этом, китайское СМИ несколько раз в своих публикациях подчеркивало тот факт, что причиной задержания прокурдских депутатов стал тот факт, что они не явились для дачи показаний. В этом турецкие обозреватели усматривают тот факт, что китайцам важно было показать не просто факт задержания, но и быть четкими в плане причины задержания депутатов прокурдской партии, то есть, избежать каких-либо иных контекстов. Такая позиция китайского СМИ резко контрастирует с позицией Запада и их медиа о том, что задержание депутатов – это «попрание демократических норм». Как указывают авторы Отчета SETAV, не указание западными источниками причины задержания депутатов Великого национального собрания (Меджлиса) Турции смотрится, как минимум, удивительно.

Не вдаваясь в подробности того, как именно китайское СМИ освещало вопросы, связанные с преследованиями прокурдской Партии демократии народов (турки, как раз, написали об этом достаточно подробно, с кем как и когда брались интервью, и какие оценки публиковались – В.К.), просто заметим общий вывод, сделанный со стороны SETAV: он заключается в том, что позиция CRI Turk резко контрастирует с позицией западных СМИ в сторону большей нейтральности и объективности. В целом, китайское СМИ не раз выражало свою поддержку Турецкой Республике в её деле борьбы с терроризмом.

Следующим важным вопросом является освещение внешней политики политики Турции на сирийском направлении, а также операций Вооруженных сил Турции в Сирии. Особенно это интересно в контексте того, что в противостоянии Б.Асад – оппозиция, официальное китайское руководство, очевидным образом, занимало проасадовскую позицию.

Как указывают обозреватели SETAV, поскольку на момент операции Вооруженных сил Турциив Джараблусе CRI Turk ещё не начали свое вещание, то материалов, ей посвященных, — достаточно немного. Но о том, что турецкие обозреватели у китайцев на эту тему нашли, они пишут следующим образом: «Можно сказать, что новости, которые в дальнейшем публиковались (CRI Turk – В.К.) в отношении операции, служили тому пониманию деятельности СМИ, которое направлено на борьбу с терроризмом, а также беспристрастному и честному вещанию».

Другим вопросом, на который обратили свое внимание обозреватели SETAV, стало освещение китайским СМИ кризиса между США и Турции, касающегося поддержки американцами «Сил народной самообороны». Помимо этого, обратили на себя внимание новости, посвященные попыткам балансирования в регионе, которые предпринимаются со стороны Турции и России, а также борьбе с курдскими сепаратистами.

Как указывается обозревателями SETAV, общая оценка, сделанная китайцами в отношении турецких операций в Сирии, вписывается в концепцию «обеспечения безопасности турецкой границы».

Что же до второй операции ВС  Турции в Сирии – «Оливковая ветвь» – то к тому времени китайское СМИ уже начало свое вещание на Турцию. Публикации китайского СМИ шли четко под «грифом» борьбы Турции с терроризмом. Аудитория CRI Turk первую информацию об операции «Оливковая ветвь» получила из уст лично президента страны Р.Т.Эрдогана, которые принял участие в сессии «вопрос – ответ» по этому поводу. Новости CRI Turk сопровождались их словами поддержки Турции в её деле борьбы с терроризмом. Отмечалось, что Вооруженные силы Турции занимаются «очисткой региона от террористов, оружия и взрывчатых веществ».

Внимание турецких обозревателей обратил на себя факт публикации CRI Turk письма, написанного главой Константинопольской православной церкви Варфоломея в адрес президента Турции Р.Т.Эрдогана со словами поддержки операции «Оливковая ветвь».

Также китайское СМИ уделяло постоянное внимание публикациям относительно успехов турецких Вооруженных Сил в ходе операции. Вплоть до того, что китайским СМИ были подведены итоги операции, заключающиеся в освобождении от террористов РПК / СНС трех населенных пунктов и уничтожении 782 целей, принадлежащих террористам. Отдельных слов заслужило уничтожение «мемориала Оджалана» в ходе операции «Оливковая ветвь». При этом турецкие обозреватели, с удовлетворением, отметили тот факт, что китайские СМИ при описании этого сооружения использовали слова «так называемый мемориал Оджалана».

(так называемый «мемориал Оджалана», уничтоженный Вооруженными силами Турции)

Иными словами, как заключают эксперты SETAV, подготовившие Отчет, CRI Turk, в ходе своего вещания, создают образ, направленный на поддержку операций, которые проводятся в Сирии Вооруженными силами Турции.

Переходим к следующему вопросу, а именно к тому, как китайское CRI Turk оценивает реализацию турецким руководством крупных строительных проектов, в первую очередь, в сфере инфраструктуры.

Напомним, что составители Отчета SETAV сконцентрировались на выявлении подхода к двум самым свежим «кейсам» в этом смысле – к строительству третьего моста через пролив Босфор (имени султана Селима Явуза) и к третьему аэропорту в городе Стамбул.

Как и в случае с операцией «Щит Евфрата», на момент введения в эксплуатацию вышеупомянутого моста через Босфор, китайское CRI Turk ещё не начало свое полноценное вещание на Турции. А, следовательно, никаких материалов по этому объекту обнаружить не удалось.

Однако, что касается третьего аэропорта в г. Стамбул, то здесь китайское СМИ пишет об этом проекте, как о важном этапе развития страны. Внимание турецких обозревателей привлек тот факт, что в заголовок новостей, посвященных открытию третьего аэропорта, было вынесено выступление спикера Меджлиса Бинали Йылдырыма, который говорил о том, что новый объект является хорошим подарком Турецкой Республике в её юбилей (открытие состоялось в 95-й юбилей Турецкой Республики, который отмечался 29 октября 2018 года – В.К.). Торжественная церемония открытия освещалась достаточно полно, включая выступления официальных лиц, включая упомянутого Б. Йылдырыма, брифинг, общение с рабочими, участвовавшими в реализации проекта и т.д.

Заголовок одной из статей CRI Turk прямо пишет о том, что сооружение в Стамбуле третьего аэропорта уже обеспечило занятость для 16 тыс. человек, а до 2025-го года всего будет обеспечена занятость для 225 тыс. человек. Зря, безусловно, в корень произошедшего, CRI Turk отметило, что строительство нового аэропорта в Стамбуле будет способствовать превращению этого мегаполиса в «центр транзитной торговли». В то время, как другие (получается, что все, включая «Спутник – Турция» — В.К.) зарубежные средства массовой информации, которые рассматриваются Отчетом SETAV, говоря о турецких крупных стройках, сфокусированы на забастовках рабочих и на заявлениях о вреде для турецкой экономики, китайское СМИ для этой новости использует другой язык и другую подачу материала, демонстрируя проектам свою поддержку.

Переходим к рассмотрению ещё одного, крайне важного, вопроса для турецкой стороны – а именно к тем экономическим потрясениям, которые страна пережила в середине 2018-го года.

Здесь китайское СМИ самое пристальное внимание уделило тому кризису в турецко–американских отношениях, который возник из-за задержания на территории Турции пастора Э.Брансона. И, разумеется, пишет о тех экономических последствиях, которые из-за этого факта возникли для Турции. В этой связи CRI Turk широко перепечатывало заявления президента Р.Т.Эрдогана, который призывал турецких граждан, в непростой для страны момент, к единству и солидарности. При этом, китайское СМИ говорило о Турции, как о таком союзнике США, который не рассматривает для себя возможность потери Вашингтона. Также обращает внимание на себя характер публикаций CRI Turk, которые говорят о поддержке со стороны Китая и Катара, которая оказывается Турции в её противостоянии с США.

Падение курса национальной валюты – турецкой лиры – китайское издание не связало с положением дел в турецкой экономике, а с делом пастора Э. Брансона и экономическим давлением, оказанным на Турцию со стороны США.

За этим последовала публикация, со стороны китайского правительства, Отчета под заголовком «Китай и Всемирная торговая организация», где указывается на то, что США начали, в одностороннем порядке торговые войны, но американцам не удастся выйти из них победителями. Нашлась в этом документе и цитата, посвященная Турции и современным турецко–китайским торгово-экономическим отношениям: «Китай, протянув руку дружбы Турции, объединив свои силы, ставит своей целью развитие многосторонней системы торговли в направлении большей открытости, инклюзивности, справедливости, сбалансированности, а также совместного заработка для всех».

Здесь опять же наблюдается разительный контраст между тем, как об экономических потрясениях в Турции говорят другие зарубежные СМИ, и тем, как о них рассказывает китайское СМИ с акцентом на то, что турецкая экономика является здоровой, а причиной падения курса национальной валюты стало дело пастора Э.Брансона. Сообщения китайского СМИ в адрес турецкой аудитории эксперты SETAV оценивают в качестве «мотивирующих» и «позитивных». Из чего делается вывод, что и в этом вопросе китайское СМИ заняло место подле Турции.

52.31MB | MySQL:108 | 0,576sec