К вопросу о создании новых политических партий и о внутриполитических трендах в Турции. Часть 2

11 марта 2020 года ещё одно политическое движение оформило свою заявку на то, чтобы бороться за место под турецким внутриполитическим солнцем. Речь идёт о Партии DEVA (в буквальном переводе означает «лекарство», а расшифровывается как Партия демократии и прорыва), созданной представителем так называемой «старой гвардии» Партии справедливости и развития и бывшим соратником президента Р.Т.Эрдогана – Али Бабаджаном.

Продолжаем анализ эффекта от создания новых политических движений на внутриполитический расклад и перспективы в Турецкой Республике (ссылка на Часть 1 публикации на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=67973).

DEVA – уже второе политическое движение, созданное за последнее время людьми, занимавшими, ещё в недалеком прошлом, высокие государственные посты и имевшими опыт долгого нахождения в непосредственной близости к президенту Р.Т.Эрдогану. До этого, в конце прошлого года, свою Партию будущего учредил А.Давутоглу – бывший премьер-министр страны и министр иностранных дел.

Как Али Бабаджана следует считать одним из отцов экономических успехов Турции первого десятилетия 21-го века, так и проф. Ахмета Давутоглу, автора широко известной книги «Стратегическая глубина», можно рассматривать в качестве одного из тех людей, которые внесли важнейшую лепту в формирование нынешнего внешнеполитического курса страны.

Касаясь последнего, впрочем, стоит отметить, что Ахмет Давутоглу придерживался «мягких» взглядов – в том смысле, что именно инструменты так называемой «мягкой силы» являлись в его системе координат доминирующими и предпочтительными для того, чтобы превратить 21-й век в век Турции. Его идеей «фикс» был слоган «ноль проблем с соседями», который, в нынешней международной обстановке вокруг Турции, может рассматриваться лишь в качестве неуместной шутки.

В то время, как нынешний министр М. Чавушоглу придерживается той точки зрения, что стране пора переходить уже и к жесткому отстаиванию своих внешнеполитических интересов, перестав стесняться использовать военную силу. В итоге, Турция имеет войны и конфликты практически по всему периметру своих границ.

Почему опасны и А.Бабаджан со своей Партией демократии и прорыва и А.Давутоглу со своей Партией будущего?

На это существует, как минимум, две серьезных причины.

Во-первых, и тот и другой долгие годы находились внутри находящейся у властного штурвала системы, причем на самой вершине, и у них есть более чем адекватное представление о внутренней кухне Партии справедливости и развития и, называя вещи своими именами, о прегрешениях её руководства.

Тут, разумеется, существует оговорка: если устроить войну компроматов, то часть его выльется и на самих устроителей. Поэтому такие решения должны приниматься крайне взвешенно.

Однако, следует считать, что в руках А. Бабаджана и А. Давутоглу – столько всего, что неудивительна нервозная реакция высшего турецкого руководства, включая президента Р.Т.Эрдогана, на их возвращение в большую политику в качестве независимых игроков (тут, конечно, партия власти сильно прокололась – костяк «старой гвардии» следовало бы держать любой ценой, а, в качестве разменной монеты, использовать так называемых «молодых технократов» — В.К.).

Во-вторых, это — текущий расклад в Великом национальном собрании (Меджлисе) Турции. Партия справедливости и развития лишь только своим альянсом с турецкими националистами из Партии националистического действия ещё пока удерживают большинство в парламенте.

Появление в ВНСТ, вдобавок к ним, ещё трех движений в лице Народно-республиканской партии (НРП), Хорошей партии (ХП) и Партии демократии народов (ПДН) поставило страну на грань перехода к коалиционному правительству. До него остались, буквально, всего одни выборы, которые пройдут, по политическим меркам, уже буквально «завтра» — в 2023 году. Причем, с учетом нынешней обстановке в стране, эти три партии, как представляется, с этой задачей справились бы и сами. Без каких-либо новых игроков.

Однако, когда возникает ещё две партии, возглавляемые сильными лидерами, то тут ПСР, самое время, хвататься за голову. Стоит только Партии демократии и прорыва и Партии будущего взять на двоих хотя бы 10% на ближайших парламентских выборах, и Турция, на следующее утро после выборов, проснется уже совершенно другой страной. Гегемония Партии справедливости и развития будет прервана.

«Спасибо» надо, конечно, сказать поправкам, внесенным Партией справедливости и развития в избирательное законодательство – тем, что касаются возможности для партий формировать коалиции и вместе преодолевать 10%-й избирательный барьер на пути в Меджлис. Не было бы этого новшества и жизнь ПСР была бы намного проще. Похоже, правящая партия «сама себе выстрелила в ногу», в свое время, посчитав, что Народно-республиканская партия и Хорошая партия не сформируют между собой альянса. А прокурдская Партия демократии народов не будет действовать скоординировано — с теми же республиканцами.

Сейчас повторяется то же заблуждение. Тщетны надежды на то, что оппозиция «старая» и «новая» между собой не договорится. И что Кемаль Кылычдароглу не будет разговаривать ни с Али Бабаджаном, ни с Ахметом Давутоглу, как с выходцами из «ненавистной ему» Партией справедливости и развития, «замаранной» нахождением во власти.

Во-первых, надо ещё посмотреть на рейтинги партий ближе к выборам: совсем не исключено, что А.Бабаджану и А.Давутоглу будет достаточно просто договориться лишь между собой. Если политический барометр им, на двоих, покажет 10% голосов избирателей, то можно будет сформировать партийную коалицию и идти на выборы. Вовсе необязательно идти на переговоры с Кемалем Кылычдароглу, который со своими 25% рейтинга среди избирателей, по определению, будет пытаться с ними разговаривать с позиции силы.

А, во-вторых, нетрудно себе представить ситуацию, что и НРП с ХП договорятся с бывшими членами ПСР. А что им, собственно мешает? Бэкграунд А.Бабаджана и А.Давутоглу?  Так он, напротив, — отличный. И с точки зрения своего диссидентствующего образа и в плане знания своего «врага» — ПСР – изнутри. С такими людьми надо договариваться, вне всяких сомнений. Это будет большим подспорьем, если те устроят накануне выборов пару «сеансов разоблачения» действующей власти. К ним ещё можно будет добавить бывшего президента А.Гюля, который, до сих пор, никак не решится на то, чтобы обозначить себя в качестве политической фигуры. Но, бывает, и выступит и книгу напишет. Между строк которой просматривается что-то не совсем приятное для президента Р.Т.Эрдогана и его сторонников.

Так что нынешняя парламентская оппозиция с удовольствием будет договариваться об открытом или скрытом сотрудничестве с новыми игроками, памятуя о старом политическом правиле, выведенном бывшим президентом и премьер-министром Турции Сулейманом Демирелем: «Вчера – это вчера, а сегодня – это сегодня».

Разумеется, эти договоренности, с учетом исключительной ревнивости и амбиций председателя НРП К.Кылычдароглу не будут достигнуты легко, но они представляют собой уникальную возможность по приходу ко власти его партии в качестве коалиционного лидера. Давно стало понятно, что в одиночку Народно-республиканская партия ко власти прийти не сможет.

А, следовательно, личностями будущих партнёров можно будет с легкостью пренебречь, попытавшись их даже использовать с выгодой для себя.

Однако, с чем же АлиБабаджан и Ахмет Давутоглу идут в большую турецкую политику, в качестве самостоятельных игроков?

Обратимся к их политическим платформам, начиная с Али Бабаджана и его Партии демократии и прорыва (DEVA).

11 марта Али Бабаджан озвучил политическую платформу вновь созданной партии. Обратимся к основным озвученным им тезисам, максимально приближенным к формулировкам председателя партии.

  • Страна постоянно теряет под ногами почву. Особенную обеспокоенность выражает молодежь страны.
  • Наблюдается ограничение прав и свобод людей. Общество задыхается.
  • Женщины в стране находятся под давлением и подвергаются постоянному насилию.
  • Демократия – слаба, закон – постоянно нарушается, правосудие – ограничено.
  • Народ не может достучаться до власти. Власть проводит дискриминационную риторику, усиливающую раскол в народе.
  • Все устали от политики страха.
  • Работающие люди живут в постоянном страхе потери работы. Все категории граждан, с большим трудом, сводят концы с концами.
  • Будущего страны не видят ни промышленники страны, ни инвесторы. Они просто борются за свое выживание.
  • Образование является одной из самых больших проблем.
  • Система здравоохранения демонстрирует тренд к стремительному ухудшению.
  • Турецкие города стремительно «бетонируются» (то есть, теряют свой естественный, комфортный для жизни людей облик – В.К.).
  • Наносится ущерб окружающей среде – почве, воздуху, водным ресурсам страны.
  • Вновь создаваемая Партия демократии и прорыва является «лекарством» (обыгрывая аббревиатуру партийного названия – В.К.) для перечисленных выше проблем. Причем, партия является «быстродействующим средством», обещая быстрый прорыв.
  • Политика для ПДП – объединительная, то есть обращена ко всем категориям турецких граждан, и основана на принципе разделения власти.
  • В основе политики ПДП – принцип свободы образа жизни и вероисповедания. Более того, религия в стране не должна использоваться в качестве политического инструмента. Также религия не будет использоваться в качестве инструмента пропаганды.
  • Конституционный порядок, к которому стремится ПДП, основан на принципе светскости и верховенства закона, а также идеологического нейтралитета государства.
  • ПДП предлагает укрепление местных органов самоуправления, а также усиление гражданского общества.
  • В сфере избирательного законодательства предлагается снизить избирательный порог (сейчас – 10%) в Великое национальное собрание (Меджлис) Турции.
  • При приеме на работу в государственные органы, экзамены будут выявлять справедливость, честность, а также «прозрачность» кандидатов.
  • Будет обеспечиваться полная прозрачность при процедурах государственных конкурсных процедур и государственных закупок – о них будет, должным образом, информироваться все общество.
  • Важнейшей задачей для партии является борьба с безработицей, в первую очередь, — среди женщин и молодежи.
  • Планируется делать акцент на поощрении производства и экспорта в противоположность заполонившей все сейчас экономике ренты (бесконечные строительные проекты: «строй – продай или сдай в аренду» — В.К.).
  • Государственные расходы будут сбалансированы за счет предотвращения отходов. Бюджетные статьи, касающиеся разного рода отходов, — непомерно велики. Бюджетные средства сейчас расходуются неэффективно.
  • Образование является одним из важнейших приоритетов ПДП. В частности, предполагается обучение детей, с ранних лет, второму иностранному языку. Уважение к профессии преподавателей будет повышено.
  • Возраст начала дошкольного образования, поэтапно, будет снижен до трех лет. Дошкольное образование будет сделано бесплатным.
  • Вместо проведения одного экзамена в течение года в университет, будет проводиться несколько экзаменов. То есть, школьникам, после завершения 12 лет обучения, будет даваться не один, а несколько возможностей для поступления в университет.
  • Совет по высшему образованию (в турецкой аббревиатуре – YÖK – В.К.) – это ведомство, чья миссия, к настоящему времени, закончена. Это ведомство, в настоящее время, является лишь препятствием на пути к получению высшего образования. Совет по высшему образованию будет ликвидирован.
  • Система здравоохранения должна обеспечить полное участие граждан страны, включая людей с ограниченными возможностями, в трудовой жизни страны.
  • Молодежи интернет будет предоставляться на бесплатной основе.
  • Партия рассматривает социальные медиа в качестве самого мощного инструмента для самовыражения молодежи. С этой точки зрения, все барьеры для выражения молодежью своего мнения будут сняты. Молодежь, не боясь, сможет размещать свои твиты в Сети, не боясь «лайкать» какие-то посты.
  • В каждом районе будут созданы библиотеки и интернет-кафе для молодежи. То есть, число мест, где молодежь сможет получать знания и информацию, будет кардинально увеличено.
  • Будет обеспечено бесплатное, вплоть до 25 лет, приобщение молодежи к культуре и искусству.
  • Политика страны в сфере культуры и искусства будет очищена от политических, экономических, этнических и прочих элементов. Культура и искусство будут преследовать своей целью не разделение, а объединение общества. Иными словами, они будут деидеологизированы и деполитизированы. Не будет разделения на «своих» и «чужих» деятелей искусства.
  • Культура и искусство не будут использоваться государством в качестве своих инструментов.
  • Будут защищаться права животных, как на основе принципов совести, так и с внедрением современных международных стандартов в этой сфере.
  • Земля, леса и водные ресурсы будут выведены из-под экономики ренты.
  • Не будут допускаться нарушения архитектурных планов в ходе урбанизации. Будет положен конец бездумной застройке, которая является источником доходов для местных органов власти.
  • Террористическая организация Фетхуллаха Гюлена, «Исламское государство» (запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.) и Рабочая партия Курдистана и похожие организации являются угрозами безопасности, конституционному порядку и территориальной целостности Турции. С другой стороны, они являются препятствиями для построения в стране лучшего будущего. С этими и похожими структурами, будет продолжена решительная и непрерывная борьба.
  • Будет проводиться решительная борьба с организованной преступностью, включая различные банды и мафию. Будет воспрепятствовано просачивание этих структур в органы власти.
  • Вооруженные силы будут являться объектом демократического надзора и контроля. Современные и сильные Вооруженные силы являются условием. Большое внимание будет уделяться кадровой политике – укреплению кадрового состава ключевого персонала ВС Турции.
  • Практика обязательной воинской повинности, при наличии платной воинской службы (точнее, неслужбы – В.К.), будет прекращена. Турция, целиком и полностью, перейдет на профессиональную армию.
  • С каждым днем, все большую важность приобретают миграционные вопросы. Сегодня это – вопрос, который интересует практически каждую страну.
  • После того, как будут приняты меры по защите сирийских беженцев (на турецкой территории – В.К.), будут созданы условия по их возвращению на свою родину. Для этого будут предложены соответствующие решения.
  • Внешняя политика Турции будет строиться на двух основополагающих принципах. Во-первых, на обеспечении национальной безопасности страны, что подразумевает территориальную целостность и суверенитет страны. Во-вторых, на обеспечении экономического благосостояния и его роста. Есть – лишь две важных цели. Других целей – нет.
  • В трудные времена, Али Бабаджан и его коллеги сделали все возможное для страны. В самые короткие сроки, через правильное видение и через решительные шаги, был обеспечен большой рывок. Если бы эта решимость была продолжена, если то же видение продолжило бы реализовываться, если бы страна не отвернулась бы от принципов демократии и справедливости, то Турция, все ещё, продолжала бы свою историю успеха.
  • Однако, к сожалению, тот путь, который был намечен, и тот путь, которому страна следует сегодня, — это два разных пути.
  • Все вместе, ПДД приведут к созданию свободной и сильной Турции. Турция больше не остается без «лекарства» (обыгрывается название партии – В.К.). ПДП является «лекарством» для страны.
52.28MB | MySQL:103 | 0,486sec