О продолжении антикоррупционной кампании в Саудовской Аравии

Новостной сайт Middle East Eye несколько дней назад сообщил о том, что саудовские власти арестовали по меньшей мере 45 человек, включая военных офицеров и государственных служащих, в рамках так называемой «антикоррупционной кампании» королевства[i].  Комиссия по контролю и противодействию коррупции, известная как Назаха (Nazaha), сообщила в своем заявлении от 15 октября, что она начала почти 900 расследований по уголовным и дисциплинарным делам, включая расследование «подозрений в коррупции, спекуляции и торговле влиянием на государственные должности»[ii]. Среди арестованных были 4 армейских офицера и 5 подрядчиков Министерства обороны по подозрению в спекуляции на проекте. Еще 14 человек, в том числе 2 сотрудника полиции, были задержаны по подозрению в растрате и взяточничестве. Многие из них работали в министерствах юстиции, транспорта и трудовых  ресурсов страны. Власти также наложили арест на денежные средства и недвижимость на сумму  602 млн саудовских риалов (160 млн долларов), говорится в заявлении Назахи[iii]. Информационный портал Zawya назвал это событие «самой большой антикоррупционной кампанией в КСА»[iv].

Ахмед аль-Хусейн, пресс-секретарь Назахи в Эр-Рияде, сообщил телеканалу «Аль-Эхбария» (Al-Ekhbariya TV), что в дополнение к судебным выводам допрошенные сами признались в своих преступлениях[v]. Абдулмаджид аль-Муса, юрисконсульт в Эр-Рияде, считает, что аресты, проведенные Комиссией по контролю и противодействию коррупции, показывают, что саудовские власти привержены делу прекращения коррупции в королевстве. «Работа, проделанная Назахой, посылает ясный сигнал всем, кто собирается взяться за подобные начинания… В то же время эти усилия защищают государственные средства», — сказал А.аль-Муса. Он также напомнил, что у антикоррупционного органа Назаха действует бесплатный номер телефона, а также есть аккаунт в соцсетях чтобы люди могли анонимно сообщать о любых фактах коррупции и злоупотребления властью.  Саудовский адвокат Фейсал аль-Тайи сказал «Аль-Эхбарии»: «Я горжусь тем, что подобные действия предпринимаются в отношении коррупции, а уровень прозрачности, достигнутый в заявлении, опубликованном Назахой, беспрецедентен и детализирован, и это внушает большое доверие». Он сказал, что «таким образом власти еще раз показали всем, что не имеет значения, насколько высокопоставленным является чиновник, никто не стоит выше закона».

Отметим, что предыдущие антикоррупционные дела и аресты — в частности, знаменитая «Саудовская чистка» (Saudi Purge), были широко осуждены международными правозащитными организациями и СМИ, которые обвиняли наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана в том, что проводимые им мероприятия больше напоминают «дворцовый переворот», «чистку рядов» и т.д., главной целью которых  является  борьба с политическими противниками и получение в свое пользование значительных финансовых активов, а не реальные меры по борьбе с коррупцией.  По их мнению, все волны арестов, которые прошли в королевстве, служит для того, чтобы  обеспечить наследному принцу беспрепятственный переход власти в его руки. Напомним, что в 2017 году десятки представителей экономической и политической элиты королевства были задержаны и содержались в отеле Ritz-Carlton в Эр-Рияде. Они провели в так называемой  «самой роскошной пятизвездочной тюрьме» почти 100 дней и были отпущены только после того, как согласились возместить государству убытки.  Таким образом Мухаммед бен Сальман недвусмысленно дал всем понять, что саудовские власти имеют свой «черных список коррупционеров», в который может быть внесен любой высокопоставленный чиновник и даже член королевской семьи, если он не будет следовать «генеральной линии». Высший совет улемов Саудовской Аравии также поддержал проведенные мероприятия, заявив: «Борьба с коррупцией также важна, как и борьба с терроризмом»[vi]. Несмотря на красивые слова, вышеупомянутое антикоррупционное расследование, в ходе которого саудовские власти арестовали ряд лидеров бизнеса, внушили серьезные опасения по поводу верховенства закона в королевстве среди иностранных инвесторов (что негативно повлияло на осуществление амбициозной программы развития «Видение 2030» — авт.).

Постепенно шум вокруг коррупционной кампании поутих, но в марте этого года агентство Bloomberg снова сообщило о том, что были выдвинуты обвинения в коррупции и в этот раз даже в государственной измене против потенциальных соперников Мухаммеда бен Сальмана — принца Мухаммеда бен Найефа (Prince Mohammed bin Nayef), который был первым в очереди на престол и занимал пост министра внутренних дел КСА до того, как был лишен своих полномочий в 2017 году, его брата Навафа (Nawaf), а также принца Ахмеда бен Абдель Азиза Аль Сауда (Prince Ahmed bin Abdulaziz al Saud) [vii].      Все они до сих пор находятся под арестом.

В марте с. г. власти Саудовской Аравии арестовали 298 человек по обвинению в коррупции, отмывании средств и злоупотреблении полномочиями. Среди арестованных — 8 офицеров, в том числе один в генеральском чине. Кроме того, среди подозреваемых есть должностные лица в одном из университетов Эр-Рияда, министерствах обороны, внутренних дел, здравоохранения и образования. Как отметила саудовская газета «Оказ», всего Комиссия по контролю и противодействию коррупции рассмотрела дела свыше 600 подозреваемых, из которых 298 — были арестованы. Общая сумма, о которой идет речь, в ходе всех дел составляет 379 млн саудовских риалов.

Как сообщил новостной сайт The New Arab, в середине августа король Сальман бен Абдель Азиз подписал королевский указ об увольнении ряда чиновников из-за «юридических нарушений» в проектах КСА в районе Красного моря (включая северо-западный исторический объект Аль-Ула и другие мегапроекты королевства). По данным Королевской комиссии провинции Аль-Ула, The Red Sea Company и Тhe Souda Development Company сообщили о более чем 5000 фактах различных нарушений, которые могут нанести ущерб окружающей среде и помешать осуществлению масштабных проектов[viii]. Среди уволенных были главы северных прибрежных городов Амладж и Аль-Вадж, глава пограничной службы и чиновники Министерства внутренних дел.

В начале сентября командующий Вооруженными силами КСА Фахд бен Турки Аль Сауд (Prince Fahd bin Turki bin Abdulaziz Al Saud), заместитель губернатора провинции Эль-Джауф, а также несколько офицеров и гражданских служащих Минобороны были отправлены в отставку из-за подозрений в коррупции («подозрительные финансовые операции в Министерстве обороны», как отмечает агентство Reuters – авт.)[ix]. Указ об их отставке был подписан королем Сальманом бен Абдель Азизом. Новым командующим вооруженными силами стал заместитель начальника Генштаба ВС КСА генерал-лейтенант Мутлак бен Салем аль-Азима (Mutlaq bin Salem bin Mutlaq Al-Azima).

19 сентября онлайн-издание Ajel.sa сообщила о том, что наследный принц выразил  благодарность сотрудникам Комиссии по контролю и противодействию коррупции.  В благодарственном послании сотрудникам комиссии Мухаммед бен Сальман подчеркнул, что они «ведут ожесточенную борьбу с коррупцией». В ответ председатель комиссии Мазен аль-Кахмус поблагодарил наследного принца за его оценку и подчеркнул, что функционирование органа во многом возможно только благодаря поддержке наследного принца. «Комиссия полна решимости выявить и арестовать любого, кто злоупотребляет государственными средствами или своим положением для достижения личной выгоды или нанесения ущерба общественным интересам», — добавил чиновник[x].

Как считает Дэвид Хеарст, главный редактор Middle East Eye, увольнение Фахда бен Турки Аль Сауда — это одно из ярких проявлений неуверенности и «параноидальных тенденций» Мухаммеда бен Сальмана в отношении своего окружения в высших эшелонах руководства КСА.  Именно отсюда идет эта тенденция проводить периодические «чистки» под прикрытием «борьбы с коррупцией» и т.д[xi].

Сайт Saudi Leaks также отмечает, что Мухаммед бен Сальман (МБС) нажил себе немало врагов среди своих некогда могущественных многочисленных кузенов и дядей. Сайт отмечает, что «МБС совершил немало ошибок, будучи у власти (венцом которых является, конечно, дело об убийстве Дж.Хашогги – авт.), и на сегодняшний день КСА гораздо слабее в военном и экономическом отношении, чем когда-либо в своей современной истории»[xii]. Поэтому МБС действует по принципу «лучшая оборона — это нападение»: наследный принц всеми силами старается укрепить свои позиции и право на власть, проводя «антикоррупционные кампании» и расследования в высших эшелонах власти, дискредитируя своих потенциальных соперников. Вопрос в том, как долго будет работать подобная стратегия.

[i] https://www.middleeasteye.net/news/saudi-purge-arrest-45-anti-corruption

[ii] https://z5h64q92x9.net/proxy_u/en-ru.ru/https/www.nazaha.gov.sa/en-us/MediaCenter/news/Pages/news1302.aspx  The Oversight and Anti-Corruption Authority initiates (889) Criminal and Disciplinary cases

[iii] https://www.aa.com.tr/en/middle-east/saudi-arabia-arrests-45-in-anti-corruption-drive/2008805

[iv] https://www.zawya.com/mena/en/legal/story/Saudi_authorities_arrest_22_seize_160mln_in_KSAs_largest_case_of_corruption-SNG_187312765/

[v] https://www.arabnews.com/node/1750016/saudi-arabia

[vi] http://www.iimes.ru/?p=38987

[vii] https://www.aljazeera.com/economy/2020/3/7/saudi-crackdown-king-salmans-brother-and-nephew-detained

[viii] https://english.alaraby.co.uk/english/news/2020/8/21/saudi-officials-sacked-over-violations-in-red-sea-project

[ix] https://www.reuters.com/article/saudi-king-defense-int-idUSKBN25R2YA

[x] https://ajelen.com/saudi-crown-prince-commends-national-anti-corruption-commissions-role/

Saudi Crown Prince commends National Anti-Corruption Commission’s Role

[xi] https://www.middleeasteye.net/opinion/saudi-purges-why-mohammed-bin-salman-can-never-rest

[xii] https://saudileaks.org/en/saudi-purge-why-mohammed-bin-salman-can-never-rest/

52.35MB | MySQL:103 | 0,763sec