Российско-турецкое энергетическое сотрудничество по состоянию на 2020 год. Часть 5

Перспективы российско-турецкого сотрудничества в сфере поставок природного газа, в последние месяцы, вызывают заметные вопросы.

Речь идет о заметном снижении закупок природного газа Турцией у России и сложностями с получением российской стороной платежей за невыбранный российский газ, предусмотренных условием take or pay («бери или плати») ранее подписанных соглашений.

Впрочем, представляется, что это — лишь одно из проявлений системных проблем в «российско-турецком многоплановом энергетическом партнёрстве», которое было провозглашено на рубеже первого – второго десятилетий 21-го века.

Можно говорить о том, что энергетическое партнёрство в прежнем, достаточно комфортном, для России виде с Турцией подходит к своему концу. Со всей очевидностью, прежнего доминирования «Газпрома» в Турции уже не будет, причем, это может случиться уже в обозримой перспективе – приблизительно в течение 5 лет.

Это – полностью соответствует энергетической политике Турции по диверсификации источников закупки энергоносителей и по уходу от энергетической зависимости от России, про которую так часто можно слышать на различных тематических мероприятиях, посвященных энергетике.

Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что далеко не все эксперты за рубежом и в самой Турции именно в таком ключе – грамотная диверсификация источников поставки и стратегический уход от энергетической зависимости от России – оценивают действия и заявления нынешнего турецкого руководства. Это побуждает зарубежные профильные ведомства к поиску достоверных источников информации о реальном положении дел, касающемся заявлений президента Р.Т.Эрдогана.

Отметим достаточно любопытную информацию, которая была опубликована 21 октября с.г. самой влиятельной турецкой англоязычной газетой Daily Sabah под заголовком «Заместитель управляющего энергетической компании и еще 5 человек арестованы за шпионаж в Турции».

Процитируем: «Высокопоставленная представительница международной частной энергетической компании со штаб-квартирой в Стамбуле и еще пять человек были арестованы в Турции по обвинению в шпионаже в критическое для страны время, когда в Черном море было обнаружено 405 миллиардов кубометров природного газа.

Эмель Озтюрк, которая был заместителем генерального директора Bosphorus Gaz Corp., вместе с пятью другими была арестована за политический и военный шпионаж, поскольку расследование показало, что они передавали конфиденциальную информацию об импорте энергоресурсов в Турцию в интересах иностранного энергетического гиганта.

Группа была поймана турецкими силами безопасности с поличным в рамках расследования Национальной разведывательной организации (MIT) и Стамбульского отделения по борьбе с финансовыми преступлениями под руководством государственного прокурора Стамбула Гёкальпа Кёкчу.

Информация об энергетическом шпионаже была получена 6 апреля после того, как было проведено расследование после уведомления в прокуратуру Стамбула.

В ходе расследования выяснилось, что Озтюрк находилась в прямом контакте с тремя должностными лицами иностранной энергетической компании, названными B.V.Y, L.S.S. и L.D.O. Было подчеркнуто, что Озтюрк передала B.V.Y информацию, которая может привести к миллиардам экономических убытков, по электронной почте. Подозреваемая, в одном из разговоров, по электронной почте сказала, что «наши иностранные друзья ожидают информации в этом месяце».

В ходе расследования было также установлено, что подозреваемая была романтически связан с офицером разведки иностранного посольства, Г.С., который также поделился с ней полученной информацией.

Дальнейшее расследование того, как и от кого Озтюрк получила секретную информацию, выявило еще пять человек, которые участвовали в шпионаже. Подсудимые были задержаны в прошлом месяце по уголовным обвинениям.

В рамках судебного процесса документы, обнаруженные в учетных записях электронной почты и мобильных телефонов обвиняемых, были проанализированы в сотрудничестве с Министерством энергетики и природных ресурсов, которое подтвердило тот факт, что переданные данные содержат конфиденциальную коммерческую информацию.

В одном примере иностранные официальные лица запросили и получили ежедневные цены на импорт природного газа в стране от Озтюрк, которая попросила сотрудников энергетического сектора Серкана Озбилгина и Мустафу Ф. получить информацию.

Сообщается, что для получения информации Озбилгин заключил сделку с другим сотрудником энергетического сектора, Гюрканом О., выплачивая им 1500 турецких лир (191 доллар США) в месяц. Мустафа Ф. также подкупил другого сотрудника, Мурата К.

Озтюрк ежемесячно отправляла полученные данные должностным лицам иностранной компании с соответствующими таблицами и графиками.

Прокуратура требовала для обвиняемых различных приговоров: от пожизненного (для Озтюрк) до 21 года для остальных».

Тем временем Мерт Гёксу, генеральный директор компании, где Озтюрк работала заместителем генерального директора, покинул страну. Цифровые материалы в доме Гёксу были конфискованы полицией.

Заметим пару любопытных деталей. Во-первых, и это самое главное: компания Bosphorus Gaz Corp. является многолетним партнёром «Газпрома» в Турции. Её учредители даже являются газпромовскими миноритариями. Кроме того, как сообщается, Эмель Озтюрк говорит на английском, немецком и на русском языках. И, во-вторых, это дело очевидно связано с самой компанией (а не с отдельным сотрудником), в которой работала Эмель Озтюрк, коль скоро генеральный директор компании также скрылся.

Воздержимся от каких-либо оценок, просто зафиксировав тот факт, что арестованы сотрудники компании, с которой тесно сотрудничает «Газпром». При этом данный факт стал достоянием общественности, что может означать, что турецкая сторона отправляет послание «зарубежным заказчикам» информации о реальном положении дел с обнаруженными в Черном море месторождениями газа. Не называя их прямо, очевидно, напрашивается вывод, что речь идет именно о России. Хотя судить об этом пока нельзя с полной гарантией.

Наряду с этим, продолжают раздаваться голоса о том, что действующая в Турции власть ещё больше загоняет страну в зависимость от северного соседа, со всеми вытекающими из этого последствиями для «зависимого государства».

«Турецкий поток», который был оценен проправительственными экспертами в качестве прорывного проекта (прямые поставки природного газа, минуя посредников, означают лучшее ценообразование, плюс, опять же, есть перспектива замкнуть на себя транзитные поставки российского газа в Европу, повысив свой статус транзитного государства – И.С.), как можно увидеть, таких оценок со стороны турецкой оппозиции не получает. К слову сказать, никаких положительных оценок со стороны оппозиции не получает и другой «флагман» российско-турецкого энергетического сотрудничества – АЭС «Аккую». Хотя преимущества и выигрыши от этого проекта для Турции – налицо.

В связи с проектом «Турецкий поток» стоит обратить внимание на оценки, данные в начале этого года оппозиционному изданию Cumhuriyet со стороны главы Рабочей группы по энергетической политике турецкой Палаты инженеров-нефтяников Недждета Памира.

Напомним, что в предыдущей Части 4 нашей статьи (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=73901) мы остановились на той мысли Н.Памира, что Турция с поставками газа и нефти из-за рубежа не становится центром энергетической торговли.

Заметим справедливость этого замечания, поскольку не раз можно слышать от действующей турецкой власти тезис о том, что Турция является «энергетическим хабом».

Если воспринимать это понятие, как относящееся к транзитному государству, то это соответствует действительности. Турция постепенно замыкает на себя поставку и транспортировку газа в Европу. Причем, газа, конкурирующего между собой – российского и каспийского. Однако, Турция не может создать на своей территории полноценного «хаба», в смысле центра энергетической торговли. Чтобы поставки в страну шли бы из-за рубежа с правом дальнейшего реэкспорта со стороны Турции.

При этом, Н.Памир говорит о том, что нельзя воспринимать «Турецкий поток» в качестве «сделки века» для Турции. Просто потому, что обязательство «бери или плати» для этого проекта действует. А это предопределяет обязательство Турции купить и / или оплачивать 15,75 млрд куб. м ежегодно на протяжении 30-летнего срока действия соглашения.

Впрочем, от себя заметим, что не стоит забывать и того, что соглашение по «Голубому потоку» истечет в 2025 году и на каких условиях оно будет переподписано Россией и Турцией – это отдельный вопрос, который будет определяться с учетом того с «какой рукой» две страны подойдут к переговорному процессу. Это – также к вопросу о том, кто мог бы быть бенефициаром конфиденциальной информации, упомянутой выше. Понять реальное положение дел, разумеется, жизненно важно для иностранных игроков и, в первую очередь, для России с точки зрения перспектив своей работы в Турции.

Тем не менее, продолжаем анализировать высказывания представителя турецкого ТЭК.

  • Касательно ценообразования на газ – Турция постоянно говорит о том, что она покупает российский газ по завышенным ценам. А, следовательно, постоянным предметом турецких требований / просьб является получение скидки на газ от «Газпрома». Вот как комментирует эту ситуацию турецкий эксперт.

«…Нет. Мы не будем получать его (российский газ –И.С.) дешево по действующему соглашению. Сегодня азербайджанский газ — самый дешевый газ, который мы покупаем. Российский газ — не такой. Самый дорогой — иранский газ. Например, Германия, Франция, Италия покупают российский газ дешевле нас. Это – к вопросу об эффекте переговоров. Если вы выберете правильный путь в нужное время, то вы снизите цену».

И далее:

«Европейский союз принял ряд решений, чтобы сломить гегемонию России. Именно поэтому возник «Турецкий поток». Россия является одновременно производителем газа и держателем больших долей в трубопроводах, питающих Европу. Она также является акционером различных распределительных компаний в Европе. Таким образом, ЕС пытается сломать здесь монополию России. С этой целью они выпустили (так называемый) «Третий энергопакет», направленный на то, чтобы сломать силу «Газпрома», которая внутри ЕС распространяется на производство, поставку и распределение».

  • Касательно «украинского фактора» в российской энергетической политике и того какую роль в этом процессе сыграла Турция и проект «Турецкий поток».

Цитируем автора:

«…С другой стороны, для России «Украина должна быть наказана» и должен быть дан ответ на давление ЕС. Когда две причины были объединены, этот трубопровод («Турецкий поток» — И.С.) появился. В то время, как сообщение «У меня есть варианты» передается Европе, трубопровод «Турецкий поток» — это название сообщения «Если вы будете сопротивляться мне, я отключу вас» для Украины!

Стороной, предложившей «Турецкий поток», была не Турция, а был Путин. Сначала определилась ситуация по ветке мощностью 15,75 млрд куб. м на Турцию. Потом началась борьба относительно того через какие страны Европы пойдет вторая ветка в 15,75 млрд куб. м. То есть, началась дискуссия на тему, будет ли это Болгария или же Греция? Недавно заговорили о том, что она (вторая ветка «Турецкого потока» – И.С.) пойдет через Болгарию и оттуда будут осуществляться поставки в Сербию. Другими словами, российский «Газпром» пытается использовать аргумент низких цен для Болгарии для того, чтобы обеспечить себе вход в Европу».

На самом деле, следует отметить и то обстоятельство, о котором турецкий автор не говорит. Речь идет о том, что и сама Турция является крайне (!) заинтересованной в том, чтобы получать российский газ, напрямую, минуя протяженный Западный коридор. При этом происходит исключение нестабильной Украины и цепи поставок, что важно с точки зрения энергетической безопасности Турции. Более того, следует отметить и то, что есть фактор цены – ведь каждая страна берет плату по транзит по своей территории и через «Турецкий поток» улучшает свое ценообразование. Если бы Турция не была бы крайне (!) заинтересована в том, чтобы исключить Украину и цепочки поставок, она бы на это не пошла бы. Заметим, что Украина не раз обращалась к Турции с призывом не давать согласия на проект «Турецкого потока». Даже после того, как он был подписан, раздавались достаточно громкие протесты с украинской стороны.

Опять же, заметим, что Турция сегодня строит «особые» отношения с Украиной, рассчитывая на усиление там своего влияния – политического и экономического и лишний раз, без нужды, она бы не стала «раздражать» Украину. В том случае, когда же такая нужда есть, то Украиной можно «пренебречь», как несущественным фактором слабого государства, которое никак не может повлиять не принятие Турцией своих решений.

С другой стороны, как можно заметить, Турции не удалось продавить вопрос закупки российского газа, следующего по «Турецкому потоку» в направлении Европы для последующего реэкспорта. После этого, Турция охладела к этой части проекта и действий по поводу «лоббизма» второй ветки не предпринимает.

  • Касательно «важности или неважности» Турции для России как переговорного фактора (в частности, при переговорах между двумя странами о ценах на поставляемый газ – И.С.).

Цитируем:

«Мы — важны. Но вопрос не ограничивается лишь только экспортом энергии. С одной стороны, вы являетесь членом НАТО, и, в то же время, вы — страна, которая чрезвычайно зависит от России как в природном газе, так и в сырой нефти, и в нефтепродуктах. Мы также сильно зависим от России в отношении угля. Особенно, если будет построена АЭС «Аккую», тогда вы будете на 100% зависимы от атомной энергетики. Но внешнеполитический аспект работы также очень важен… У вас — очень хорошие отношения с Россией, особенно в Сирии, на Ближнем Востоке и даже в Средиземноморском регионе. Чем больше вы опираетесь на Россию против США, тем более уязвимы для России. У вас (возникают) проблемы с отстаиванием вашей позиции на переговорах по природному газу».

И далее, возникает вполне законный вопрос, о чем же сегодня идет речь в отношениях между Россией и Турцией? К настоящему времени, по частоте своего задавания его можно назвать «часто задаваемым».

А именно: идет ли речь о зависимости Турции от России или же о взаимозависимости, которая возникла в отношениях между двумя странами. Применительно к поставкам природного газа идет ли речь о том, что Россия в энергетическом смысле держит Турцию в зависимом положении или же речь идет о том, что и сама Россия также зависит о Турции, как от важного клиента – покупателя крупных объемов российского «голубого топлива».

Подчеркнем, что это – вечный вопрос, ответ на который ищется практически на любом энергетическом мероприятии, которое проводится в Турции. И от позиции по этому вопросу можно легко на этих мероприятиях идентифицировать докладчиков «западников» и докладчиков, настроенных пророссийски. При этом, напомним, что представители компании, которые на протяжении ряда лет являлись важными партнёрами «Газпрома» в Турции буквально только что были арестованы. Впрочем, каких-либо 100%-х выводов на эту тему сделать нельзя, пока не последовало официальных заявлений турецкой стороны.

53MB | MySQL:103 | 0,446sec