К вопросу об интервью посла США в Турции и «Нового старта» для турецко-американских отношений. Часть 2

С момента прихода ко власти в США нового президента Джо Байдена, до сих пор, не было телефонного разговора между ним и президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Этот факт создает в Турции атмосферу неопределенности по одному из ключевых направлений её внешней политики. При этом, заметно, что Турция настойчиво пытается «перебирать» ключи к «замку» американской Администрации в поисках её «болей».

Заметим, что на протяжении всего периода после распада СССР и окончания Холодной войны, Турция ищет для себя новую идентичность и новую роль в отношениях с США и с НАТО. Эти искания, как можно судить, сопровождаются уверенностью, что период кризиса смысла в НАТО, и, соответственно, в турецком участии в нем, был временным и близится к своему концу. Строго говоря, как можно судить из заявлений турецкой стороны, по её мнению, этот период уже можно считать преодоленным.

Турция, вновь, как и прежде, готова выполнять функцию сдерживания России. Но теперь уже на постсоветском пространстве и с более активной вовлеченностью в процесс – в качестве непосредственного участника, причем, находящегося на переднем крае. То есть, выражаясь фигурально, Турция готова выступать в качестве острия этого копья.

Впрочем, до сих пор, это предложение не получило необходимого одобрения со стороны США и НАТО. Турция, разумеется, остается важным региональным партнёром Североатлантического альянса. Однако, страна пока не получила ни статуса «эксклюзивного партнёра», ни карт-бланша на свои независимые действия, направленные, разумеется, в первую очередь, на увеличение роста своего собственного влияния в регионе. Впрочем, последнее «упаковывается» турецкой стороной в ту идею, что турецкое укрепление отвечает интересам Запада, поскольку оно уравновешивает Россию, которая «проводит агрессивную политику».

И даже более того, отчетливо чувствуя обеспокоенность США Китаем, Турция демонстрирует и то, что она может уравновешивать и китайскую экспансию на постсоветском пространстве, которая проходит, в том числе, под флагом проекта «Один пояс один путь». Это — та идея, на которой мы остановились в предыдущей, первой части нашей публикации (доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=76191).

Напомним, что мы разбираем статью в американском издании National Interest известного турецкого обозревателя и комментатора на телеканале TRT World, нередко – закадрового голоса президента Реджепа Тайипа Эрдогана, при переводах последнего на английский язык, Юсуфа Эрима. 7 марта с.г. изданием была опубликована статья его авторства под заголовком «Растущее влияние Турции в Центральной Азии – это возможность для Джо Байдена».

Напомним, что мы остановились на той мысли автора, что Турция, в качестве балансира в регионе, по большому счету, нужна всем глобальным державам, включая США, Китай и Россию. Цитируем:

«Китай уже начал «ухаживать» за Турцией и хочет вывести региональную державу на свою орбиту подальше от Соединенных Штатов. Россия захочет противостоять китайскому влиянию и вновь стать основным игроком в регионе».

И далее:

«Наблюдается тенденция дестабилизации постсоветского пространства от Грузии и Крыма до Донбасса и Карабаха, от чего Москва смогла извлечь геополитические выгоды и расширить свое военное присутствие. Центральная Азия — это театр, где много замороженных конфликтов и споров, которые Кремль может разогреть и эксплуатировать. Если прошлое является индикатором будущего, то Москва продолжит такое поведение, чтобы сохранить контроль над регионом. Соревнование за власть между Россией и Китаем откроет возможности для стран Центральной Азии, но перетягивание каната также создаст стресс и множество проблем».

Вот к чему, по мнению турецкого обозревателя, приведет конкуренция глобальных держав за влияние в регионе:

«Это — вероятные сценарии будущего, в которых странам региона будет очень выгодно действовать в унисон как блок. Растущее влияние Турции в этом регионе и дипломатические каналы с Россией и Китаем обеспечат баланс этой силовой конкуренции и станут важным и надежным союзником для посредничества со сверхдержавами во время эскалации. Хотя Анкара может оказаться эффективной в обеспечении стабильности в регионе, отсутствие одного крупного игрока бросается в глаза».

Итак, прежде чем продолжить разбор статьи Юсуфа Эрима, отметим две основные идеи, которые только что прозвучали от турецкого эксперта – международника.

Во-первых, он говорит о том, что в условиях конкуренции между глобальными державами – Россией и Китаем – за влияние в регионе, для того, чтобы отстаивать свою независимость и свои интересы, для того, чтобы избежать эскалации конфликтов, центральноазиатским государствам следует действовать сообща, в качестве единого блока. То есть, конкуренция между Россией и Китаем создает вектор сплачивания молодых государств – бывших республик СССР в некое новое образование.

О каком образовании идет речь? – Разумеется, о том, где одна из лидирующих ролей будет принадлежать Турции, как стране, которая может быть той стороной, которая будет «уверенно держаться» и перед лицом России, и перед лицом Китая. С учетом того, что было ранее сказано про Тюркский совет, созданный при активном участии Анкары, речь идет о том, чтобы наполнять эту структуру большим объемом смыслов. Постепенно переходя от гуманитарного сотрудничества и нетворкинга, в сторону укрепления экономических и, в особенности, военно-политических связей стран Совета.

Что же до «отсутствия одного крупного игрока», то, о чем, а точнее о ком, идет, собственно речь?

Цитируем:

«Центральная Азия — относительно нетронутый регион для Соединенных Штатов. Век советской власти сделал дипломатию невозможной, и Кремль продолжал крепко контролировать свои бывшие республики, когда они переходили к автономии. Растущее влияние Турции, страны-члена НАТО, создало для Вашингтона окно возможностей для начала конструктивного диалога с регионом, имеющим высокую стратегическую ценность и безграничные экономические перспективы. С географической точки зрения Центральная Азия зажата между двумя крупнейшими соперниками Америки — Россией и Китаем. Любое влияние, созданное Вашингтоном, будет происходить за счет Москвы или Пекина. В то время как Америка поворачивается в сторону Азии в попытке сдержать влияние Китая, эта политика, в основном сосредоточена, на участии Тихоокеанского региона. Проекция американского влияния в Среднюю Азию создаст неожиданный западный фронт конкуренции, который дополнит стратегию Вашингтона против Китая. Черное море — еще одна важная площадка для перспективного сотрудничества. Включение Азербайджана в трансатлантическое пространство, в качестве предпочтительного партнера, послужило бы мультипликатором сил для возможностей НАТО у берегов России. Богатый ресурсами регион также предоставляет множество возможностей для американских компаний, поскольку страны Центральной Азии стремятся улучшить инфраструктуру, модернизировать свои вооруженные силы и развивать энергетические активы. После ста лет коммунистического правления американская мягкая сила обнаружит, что население стремится принять западные ценности».

Итак, если разбираться с приведенным выше, то автор приглашает США к более активному вовлечению в делах Черноморского бассейна, а также Центральной Азии, считая его, по своей значимости, если так уместно выразиться, «открытием Второго фронта» против своих главных геополитических противников – России и Китая. Более того, автор считает этот момент весьма благоприятным и своевременным – с учетом укрепления в регионе Турции. То есть, по сути, турецким автором предлагаются совместные действия между США и Турцией в указанном регионе.

На практике же, по мнению автора, это должно выглядеть следующим образом:

«Центральная Азия — это территория, где совпадают интересы США и Турции. Влияние Турции в регионе быстро расширяется, но Анкара по-прежнему действует осторожно, поскольку Россия является доминирующим игроком на своей бывшей территории. Поддержка США придаст Турции больше уверенности для более глубокого проникновения в эту географию. Тюркская инициатива Анкары и стратегические цели для региона могут синергетически стать частью более широкой стратегии США и служить средством усиления влияния. Вашингтону необходимо внимательно изучить усилия Турции по укреплению единства Центральной Азии и созданию тюркского блока в регионе».

И далее: «Если Америка хочет значимого влияния и присутствия в регионе, она может извлечь выгоду из дипломатического пространства, созданного Анкарой. Хотя у Турции есть ряд общих интересов с Россией и Китаем, ее стремление сохранить баланс в этом регионе и обеспечить симметрию этих двусторонних отношений может стать той нишей, в которой Соединенные Штаты извлекут выгоду, чтобы создать себе операционный простор в этом регионе. Сотрудничество США и Турции также может оказать положительное влияние на двусторонние отношения между двумя союзниками по НАТО, которые находятся на низком уровне. Вместо дальнейшего измельчения вызывающих разногласия вопросов, таких как покупка Турцией российской системы противоракетной обороны С-400 или поддержка Соединенными Штатами курдских групп Сил народной самообороны (СНС), сотрудничество в Центральной Азии могло бы стать новым вопросом для обсуждения на первой встрече между президентом США Джо Байденом и его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. Роль, которую, как Америка надеялась, Турция сыграет в Центральной Азии после распада Советского Союза, постепенно становится реальностью. Выиграет ли Вашингтон от этой меняющейся динамики или это станет еще одной упущенной возможностью?».

На этом, собственно, завершается материал Юсуфа Эрима, который следует рассматривать в качестве попытки предложения положительной повестки для первой встречи / телефонного разговора между президентами Джо Байденом и Реджепом Тайипом Эрдоганом. Который, как мы уже отметили выше, все никак не может состояться, что, заметным образом, начинает уже нервировать турецкую сторону.

Что так нервирует турецкую сторону – то, что у неё провисают «тылы». Как свидетельствует материал выше, Турция хочет развить на постсоветском пространстве свой успех, однако, делать этого не в состоянии, не получив поддержки со стороны США. При этом, возможность получения последней все больше ставится турецкими аналитиками под сомнение. И дело тут не только и не столько в том, что США делает другие ставки в рассматриваемом регионе. А, в принципе, дело в способности США играть свою прежнюю роль.

Неслучайно, тот же самый автор, Юсуф Эрим, в одном из своих недавних прямых эфиров сравнил США с дряхлеющим Диего Марадоной. Который все больше и чаще начинает уступать более молодым и амбициозным игрокам. Тут, конечно же, привлек всеобщее внимание «перформанс» американского президента в ответ на вопрос «убийца или не убийца» Путин.

Конечно же, на турецком телевидении, допустим, на турецком «франшизном» канале CNN Türk, прозвучали достаточно занятные комментарии, в которых комментаторы попытались придать хоть какой-то смысл выпаду американского президента и оправдать его действия.

Мол, сама постановка вопроса «Вы знаете Владимира Путина. Вы думаете, что он убийца?» — внимание! — не предполагала от американского президента ответа иного, чем «да» или «нет». В результате, мол, американский лидер, оказавшись зажатым в тиски постановки вопроса, дал утвердительный ответ, очевидно, желая таким образом продемонстрировать мировому сообществу свою решительность и принципиальность.

Разумеется, ведь не говорить же «нет» — этот вопрос, изначально не рассматривается. И не говорить же, что-то третье многосложное, от «это — та оценка, которую, вообще говоря, выносит суд», до «все сложно в жизни президентов большой страны». И уж, тем более, ни в коем случае, не согласовывать заранее, до интервью, круг вопросов пресс-службой Байдена, отсекая заведомо провокационные и вредные. И, конечно же, не прекращать съемку в том случае, если интервьюер выходит за рамки заранее очерченных вопросов. Тем более, что речь шла о безопасном формате записи передачи. Причем, первой передачи за период 55-дневного молчания вновь избранного американского лидера.

Если Джо Байден и его администрация желали предстать «сильными и принципиальными» в глазах мирового сообщества, то, как минимум, не следовало делать двух вещей.

Во-первых, не стоило после этой фразы про «убийцу» говорить о том, что США продолжит сотрудничать с Россией в вопросах, где есть взаимный интерес. С «убийцами» сотрудничать в приличной компании не принято. А, если и сотрудничают, то это не слишком афишируется. А, напротив, стыдливо прячется от дотошных взглядов.

Во-вторых, не стоило после того, как президент В.В. Путин пожелал американскому президенту «здоровья» Джо Байдену бегать по трапам самолетов и оступаться на камеру. Если он не в состоянии уже бегать, то лучше просто ходить.

Касательно последнего, не стоит недооценивать этот, казалось бы, незначащий инцидент на трапе американского борта №1. Он, вкупе с заявлениями Байдена, был в Турции однозначно воспринят, как подтверждение, не более и не менее, дряхлости. Причем дряхлости не только лично американского президента и не только американской администрации, но и дряхлости всей американской политической системы. В обычной жизни, пожилым людям выказывают уважение и почет. В политической жизни, дряхлости не прощают. Здесь можно выразиться названием известного американского же фильма «Старикам здесь не место».

Никакого почета и уважения Джо Байден своим выпадом в адрес президента России В.Путина в Турции не сыскал. Более того, даже самые проамерикански настроенные комментаторы в Турции не могли отрицать того, что путинский ответ был выдержан и остроумен. Тут даже турецкий лидер Эрдоган высказался: «Это высказывание (про убийцу – И.С.) не пристало главе государства. Путин дал умный и элегантный ответ».

Заметим, что на всей этой истории, как на лакмусовой бумажке, отразилось очень и очень многое. В Турции сделали однозначный вывод о дряхлости американской власти. А дряхлую власть надо использовать в своих интересах. Не вызывает сомнений и то, что с неё Турции есть что взять. Проблема заключается лишь в том, что новая американская власть, до сих пор, не идет на контакт со властью турецкой. Можно сказать, что уже демонстративно не идет на контакт на уровне лидеров двух стран.

Зато, в то время, как после инаугурации Джо Байдена телефонных разговоров между президентами Турции и Эрдогана ещё не было, чрезвычайный и полномочный посол США в Турции Дэвид Саттерфилд 18 марта с.г. провел встречу с турецкой прессой. Можно сказать, что он очертил контуры турецко-американских отношений на «новом витке штопора».

Цитируем американского посла в Турции: «У нас больше вопросов, где у нас единство взглядов, чем расхождений». И далее, подчеркнув, что у двусторонних отношений достаточно продолжительная история, которая отвечает определениям «близкий союзник и стратегический партнёр», Дэвид Саттерфилд указал буквально следующее: «Я не принимаю других определений, которые бы бросали тень на эти определения».

52.31MB | MySQL:103 | 0,550sec