Космическая программа Турции. Часть 7

Продолжаем анализировать Космическую программу Турции, анонсированную президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом 9 февраля с.г. Часть 6 нашего обзора доступна по ссылке http://www.iimes.ru/?p=76289.

Напомним, что мы остановились на планах Турции по созданию, своего рода, организованной промышленной зоны, заточенной специально под космическую индустрию. При этом, как мы обратили внимание, у Турции наличествует серьезный опыт создания различных компактных промышленных кластеров, основу которых составляет малый и средний бизнес. Так что, и в вопросе комической индустрии, нечто подобное может возникнуть.

Хотя, разумеется, надо отдавать себе отчет в том, что процесс этот – небыстрый. С учетом, как минимум, того, что, за исключением отдельных вопросов и направлений, допустим, спутниковой техники, Турция является новичком в космических разработках. Ну, и, кроме того, нынешнее экономическое положение Турции вызывает определенные вопросы – вплоть до того, что в стране раздаются достаточно громкие голоса, что страна стоит на пороге очередного экономического кризиса, за которым снова будет стремительное падение турецкой лиры (до 15 – 20 лир за 1 долл. США, то есть, приблизительно в два раза) и гиперинфляция.

При таком развитии сюжета, разумеется, Турции станет резко не до каких «кораблей, бороздящих просторы Вселенной». Да и турецкому руководству придется заниматься вовсе не инвестициями в дорогостоящие стратегические проекты, а, говоря попросту, заниматься политическим выживанием.

Подчеркнем, экономическая ситуация в стране в ближайшие месяцы определит исход всеобщих президентских и парламентских выборов в 2023 году.

Впрочем, надо отметить одно немаловажное обстоятельство: за последние два десятилетия Турция добилась не количественного, но, скорее качественного скачка. Если то же самое выразить, но на примерах, то получится, к примеру, следующее. Беспилотные летательные аппараты, создаваемые Турцией сейчас, они никуда не денутся. Два десятка лет назад их не было, а сейчас они являются данностью. То же можно, к примеру, сказать и о разработках в сфере создания Турцией собственных спутников связи, наблюдения и разведки. И так далее…

То есть, Турцией за последние два десятка лет сделан качественный скачок и назад она уже не «откатится».

Другой вопрос заключается лишь в том, исчерпала ли Турция – финансово и политически – этот запал, который существовал или нет.

Говоря «политически», имеем в виду нынешнюю турецкую власть. Чьи позиции, с одной стороны, смотрятся незыблемо, как никогда. В том смысле, что турецкая вертикаль контролирует все ветви турецкой власти: исполнительную, законодательную и судебную. Но с другой стороны, у неё из-под ног выбит чуть ли не главный козырь. Который заключается в общественном договоре на предмет того, что власти выдается вотум доверия именно и строго под экономическое развитие страны и, самое главное, рост благосостояния её граждан.

Впрочем, ещё раз заметим, что к Космической программе Турции это имеет ровно то касательство, что успеет нынешнее турецкое руководство сделать? — В том смысле, сколько ещё оно останется на вершине при том, что оппозиция подпирает власть со всех сторон. Вдобавок к существующим оппозиционным движениям, создаются новые политические партии, которые по избирательному закону имеют право блокироваться и выходить на выборы Альянсами. Конечно же, приняв этот закон, власть думала, что она страхует себя от неожиданностей, а получилось с точностью до наоборот: она выстрелила себе в ногу, позволив политическим партиям блокироваться против себя и преодолевать 10%-й избирательный барьер.

После прихода же ко власти оппозиции, когда и если он случится, новая власть будет первое время заниматься другими делами. И, вряд ли, в приоритете будут программы, инициированные действующей турецкой властью.

На рисунке выше приведен план организованной промышленной зоны космических технологий из турецкой Космической программы. Создание которой предусматривается стратегической целью №8 документа.

Вот какая стратегия предусматривается Космической программой на пути к достижению этой цели:

«Вместе со Средневосточным техническим университетом (ODTÜ) будет создана зона развития космических технологий для размещения отечественных и иностранных инвесторов.

При наличии соответствующих механизмов стимулирований, предприятия малого и среднего бизнеса, способные работать в космической сфере, будут включены в зоны развития космических технологий.

Будут приняты законодательные меры для обеспечения максимальной выгоды космической отрасли от зоны развития космических технологий».

Здесь мы видим, пожалуй, самое главное – определение площадки на которой будет создаваться будущая организованная промышленная зона. Ей станет самый, пожалуй, престижный технический ВУЗ страны – Средневосточный технический университет, расположенный в Анкаре. Понятно, что в силу особенностей Анкары – наличие большого количества свободных территорий (в отличие от плотно застроенного Стамбула) – подобные проекты удобнее реализовывать в турецкой столице. Разумеется, фактором является и наличие там же государственных структур и ведомств, непосредственно вовлеченных в реализацию проекта.

От того, что в стране будет создан кластер космической промышленности, по замыслу турецкого руководства, ожидается получение следующих практических выгод:

«Наша страна станет страной, которая сможет производить все компоненты космических технологий и делать это на коммерчески конкурентоспособной основе.

Повысится эффективность космической отрасли

Увеличится экспортный потенциал космической отрасли».

Разумеется, всегда подобного рода создание и развитие новых отраслей упирается в наличие подготовленных кадров. Научно-исследовательских и производственных кадров в Турции в плане космических исследований, по понятным причинам, — минимальное число.

Поэтому следующая, стратегическая цель №9 Космической программы Турции сформулирована как «Осведомленность о космосе и развитие человеческих ресурсов». Описывается эта цель следующим образом: «(целью является) Развивать наши эффективные и компетентные человеческие ресурсы в области космоса».

На пути реализации этой цели предлагается следующая стратегия действий:

«Потребности будут определены, и результаты будут распространены, чтобы гарантировать, что программы в университетах составлены в соответствии с потребностями.

Национальные и международные летние школы, краткосрочные курсы и семинары будут организованы для поддержки образования в области космоса.

Стипендии для ученых степеней и докторантов будут присуждаться в четко определенных областях, в которых они нуждаются.

Будет поощряться и направляться научная и общественная деятельность.

Образование и исследования будут улучшены за счет поддержки проектов университетов.

Педагоги, которых будут поощрять выбирать профессию в этой области за счет повышения интереса детей и молодежи к космосу, будут снабжены необходимой информацией».

В результате будет обеспечены следующие выигрыши для Турции:

«Квалифицированные человеческие ресурсы, которые потребуются Национальной космической программе и космической отрасли, будут обучены.

Будет предотвращена потеря наших человеческих ресурсов из-за утечки мозгов, и обратный процесс («возврат мозгов») будет подготовлен».

На самом деле, про возврат «турецких мозгов» в страну турецкое руководство говорит достаточно много. На сей счет делается много заявлений и деклараций. Тем не менее, ситуация складывается таким образом, что экономика определяет все – и до тех пор, пока турецкую экономику шатает, достаточно сложно привлекать на «идейной основе». Экономика же такова, что скорее турецкие ученые склонны работать в США и Европе. Надо заметить, что турецкая «охота за головами», вообще говоря, не очень успешна в Турции ещё и как в стране, где процветает продвижение своих родственников, личных друзей и знакомых со всей своей силой традиционного восточного общества.

И, наконец, последняя, 10-я по счету цель турецкой Космической программы сформулирована следующим образом «Турецкий космонавт и научная миссия». Цель определяется следующим образом: «Направить турецкого космонавта в космос с научной миссией».

Стратегия по достижению этой цели выглядит следующим образом:

«Вопрос об отправке турецких космонавтов в космос будет обсуждаться в рамках программ международного сотрудничества.

Предложения от университетов и исследовательских институтов будут собраны для экспериментов в космосе.

Исследования турецких космонавтов в области науки и общества будут запланированы заранее».

На какие выигрыши при этом рассчитывает турецкая сторона? – Цитируем:

«Наша страна получит возможность проводить научные эксперименты, используя инфраструктуру международной космической станции.

Это даст возможность турецким ученым принимать участие в исследованиях, которые можно проводить в космосе.

Наша страна повысит свою заметность в космической сфере.

Молодое поколение увлечется работой в космической сфере».

Итак, подводя черту под нашим анализом турецкой Космической программы можно сказать о нижеследующем.

Турция, создав своей Космическое агентство и приняв Космическую программу сделала важный первый шаг на пути к тому, чтобы стать космической державой.

Не стоит не недооценивать, не переоценивать этот шаг: в Турции существует и реализуется достаточно успешная спутниковая программа. От нее, допустим, до собственной системы ГЛОНАСС – не столь уж и большая дистанция.

Не стоит переоценивать этот турецкий шаг в том смысле, что не завтра Турция построит свой «космодром Восточный» и создаст свой «ракетный двигатель». Однако, сделать свою организованную промышленную зону, где развивать, допустим, тему тех же спутников – Турции вполне по силам.

Важной вехой для Турции станет запуск первого турецкого космонавта. Его космическая миссия, в плане научных исследований, скорее всего, будет чистой формальностью. Однако, политически и психологически этот шаг ознаменует преодоление Турцией важного рубежа – перехода в статус космической державы. У Турции – два кандидата на то, чтобы отправить своего космонавта на МКС – Россия и США и пока их шансы можно оценить в этом вопросе, как равновеликие.

52.37MB | MySQL:108 | 0,636sec