О визите президента Турции Р.Т.Эрдогана на Украину. Часть 3

3 февраля состоялся визит президента Р.Т. Эрдогана на Украину.

Продолжаем анализировать итоги этого визита. В прошлой, Части 2 (ссылка на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=83208) мы рассмотрели некоторые официальные заявления украинской стороны по итогам визита президента Р.Т.Эрдогана в Киев, включая те, что поступили от президентского офиса В.Зеленского. А также приступили к рассмотрению на эту тему турецкой прессы, которая делает акцент на двух положительных «несгораемых» итогах переговоров в Киеве для турецкой стороны: первый итог – подписание Соглашения о свободной торговле, второй итог – это расширение поставок на Украину турецких беспилотных летательных аппаратов.

Заметим, что указанные положительные исходы – уже иррелевантны по отношению к тому, как будет дальше развиваться диалог в треугольнике Москва – Киев – Анкара. Точнее, возникнет ли он, в принципе, или же так и останется «виртуальной игрой разума» идеологов турецкого внешнеполитического курса.

Турция уже зафиксировала для себя положительный исход, в точке своей самой сильной переговорной позиции. С учетом «девятого вала» напряженности вокруг Украины, который дальше может, скорее всего, только спадать. Да и с учетом того, что Россия может перенести визит президента В. Путина в Турцию на неопределенный период времени. Что приведет к тому, что та «виртуальная конструкция», где Турция занимает позицию посредничества между Москвой и Киевом, начнет рассыпаться, даже ещё на практике и не возникнув.

Так что, Турция продемонстрировала абсолютно прагматичную позицию, «отжав» для себя максимальный практический результат в точке, которая представляется для этого оптимальной.

4 февраля турецкими СМИ были опубликованы те заявления, которые президент Турции Р.Т. Эрдоган сделал на своем пути назад из поездки в Киев для своего журналистского пула.

Если Турции будет отведена роль посредника после встречи с президентом России Владимиром Путиным, Анкара примет предложение помочь в украинском кризисе в этом качестве и постарается внести свой вклад, заявил на пути из Киева президент Реджеп Тайип Эрдоган.

Также президент Р.Т. Эрдоган сказал, что «страны Запада не могут внести свой вклад в решение украинско-российской напряженности, и нет европейских лидеров, способных ее разрешить».

Цитируем турецкого лидера: «К сожалению, Запад, до сих пор, не внес никакого вклада в решение этого вопроса. Могу сказать, что они только усугубляют ситуацию. Я придаю большое значение встрече с господином Путиным по этому вопросу. Потому что на встрече с Зеленским, я видел, что у нас уже есть согласие по этим вопросам. Потому что, на данный момент, в Европе есть серьезная проблема в плане решения этого дела».

Далее: «Если мы посмотрим на ситуацию в Соединенных Штатах, то (президент) Байден пока не смог продемонстрировать позитивный подход к этому процессу. На встречах, проведенных министрами иностранных дел, до сих пор, не было зафиксировано никакого прогресса в достижении результата. Мы ясно видим это в них».

Высоко оценив бывшего канцлера ФРГ Ангелу Меркель и ее подход к Украине, президент Р.Т.Эрдоган также заявил своему журналистскому пулу, что «после ее ухода» Европа столкнулась с «серьезными проблемами на уровне руководства».

Подчеркнув важность своей предстоящей встречи с президентом В.Путиным, Р.Т.Эрдоган сказал: «Мы надеемся, что после нашей встречи с господином Путиным, если нам будет отведена роль посредника, мы примем участие в этой работе в качестве посредника, и, надеюсь, мы постараемся внести свой вклад. Тем временем, (президент Азербайджана) Ильхам Алиев посетил Украину. Кроме того, (премьер-министр Великобритании) Борис Джонсон также побывал там. Мы хотим обобщить эти визиты позже и сделать соответствующий шаг».

Общаясь с прессой, президент Р.Т.Эрдоган указал, что «Москва положительно отреагировала на визит Путина в Турцию по приглашению Анкары после возвращения из Китая».

Цитируем турецкого лидера: «Мы сейчас назначим дату. Тогда, надеюсь, мы хотим провести эту встречу, чтобы на высоком уровне собрать (вместе) господина Путина и господина Зеленского. Наша договоренность с господином Зеленским — в этом направлении. Я верю, что мы можем добиться этого на высоком уровне, не снижая его до более низких уровней. Результаты, которые мы увидим, дадут возможность для нового решения в регионе. Эта надежда зародилась у меня во время встречи с Зеленским».

Также президент Р.Т.Эрдоган подчеркнул сложный характер отношений между Турцией и Россией. «Сейчас у нас серьезные двусторонние отношения с Россией. Эти отношения — неординарны. Важны и шаги, которые для этого будут предприняты. Поэтому я придаю встрече с господином Путиным большое значение».

«Конечно, намного более важное измерение вопроса — Украина. Потому что глаза всего мира прямо сейчас здесь. Конечно, самый важный аспект мероприятия – это Донбасс. События на Донбассе, события на границе, все из них, на данный момент, направили взгляды мира на это место», — добавил президент Р.Т. Эрдоган и выразил надежду, что «регион не откажется от мира». «Вот почему мы продолжаем нашу борьбу», — сказал турецкий президент.

Берем на заметку заявление турецкого лидера о том, что отношения между Турцией и Россией являются «неординарными» — в качестве, своего рода, ответа на характеристику двусторонних отношений со стороны министра иностранных дел Сергея Лаврова как «тесного партнёрства».

Главное в выступлении турецкого лидера – это, пожалуй, послание к украинской стороне о том, что Запад не может быть эффективным в решении нынешнего кризиса, поскольку президент Джо Байден не демонстрирует соответствующего настроя, а Европа переживает серьезный управленческий кризис, после ухода А.Меркель в отставку.

Иными словами, речь идет о том, что, в такой ситуации, на первый план должны выйти другие игроки, которые демонстрируют другой, «более серьезный и ответственный подход». В их числе – Турция. Заметим, что, по факту, в этом смысле есть и другие, кроме Турции, интересанты, включая тех же Великобританию и Польшу. С учетом своей проактивной антироссийской настроенности, они являются «органичными партнёрами» для Украины. Турция, на их фоне, для России, выглядит куда как лучше.

А вот, что 5 февраля написал на тему турецкого посредничества между Россией и Украиной один из ведущих турецких политологов Бурханеттин Дуран.

«На фоне дебатов о надвигающейся войне в Украине президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган посетил Киев в четверг (3 февраля с.г.) для участия в 10-м заседании Стратегического совета высшего уровня, которое совпало с 30-летием установления дипломатических отношений между двумя странами. Во время визита Эрдогана, Турция и Украина заключили восемь сделок, включая соглашение о свободной торговле (FTA) для увеличения двусторонней торговли до 10 миллиардов долларов в год, а также соглашение о сотрудничестве в области обороны.

С точки зрения Турции, укрепление сотрудничества с Украиной в различных областях, включая торговлю и оборону, в это непростое время не обязательно означает подрыв ее отношений с Россией. Наоборот, страна подчеркивает важность дипломатии на фоне слухов о том, что украинский кризис может привести к более широкой войне в Европе. В этом смысле, Турция надеется использовать свои тесные отношения с обеими странами в попытке разрешить конфликт.

В последние дни Анкара подчеркивала, как продолжающийся кризис может дестабилизировать Черное море, при каждой возможности. В этом отношении, Эрдоган взял на себя другую роль по сравнению с западными лидерами, недавно посетившими Украину.

Рассматривая Украину как друга и стратегического партнера, Турция пытается не допустить, чтобы страна стала жертвой перетягивания каната между Западом и Россией. С этой целью, она (Турция – прим.) публично вызвалась «посредничать, содействовать или проводить дипломатические переговоры».

Учитывая, что президент России Владимир Путин вскоре примет участие в заседании Совета сотрудничества высшего уровня в Турции, нельзя не думать, что дипломатия между лидерами может сыграть важную роль в предотвращении перерастания украинского кризиса в войну. В конце концов, напряженность между Соединенными Штатами и Великобританией, с одной стороны, и Россией, с другой, из-за Украины грозит привести к совершенно другому моменту.

Действительно, именно развертывание Путиным более 100 000 российских военнослужащих к границе с Украиной привело к эскалации напряженности в регионе. Кремль также предъявил США и НАТО список максималистских требований, якобы заключая грандиозную сделку с Западом. Таким образом, в первые дни последнего кризиса, многие комментаторы настаивали на том, что Москва загнала в угол администрацию Байдена и НАТО. Однако все чаще аналитики утверждают, что, на самом деле, именно США обманули российского лидера. Киев и западные правительства, похоже, не разделяют мнение Вашингтона о том, что война может начаться в этом месяце. Также маловероятно, что Путин заключит грандиозную сделку с США.

Согласно испанской газете El Pais, Вашингтон заявил Москве, что готов вести переговоры о взаимном разоружении на определенных платформах, таких как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) или Совет Россия — НАТО, но (Вашингтон – И.С.) подтвердил свою приверженность политике открытых дверей НАТО.

Иными словами, Украине не было категорически отказано в приеме в НАТО, а значит, не были учтены российские «соображения безопасности». Подход администрации Байдена, который называют украинской ловушкой, не ускользнул от внимания Путина, который настаивает на том, что Вашингтон не заботится о безопасности Украины и просто пытается втянуть Россию в войну.

Действительно, многие считают, что администрация Байдена проводит политику, призванную втянуть Кремль в «украинскую трясину». Напомним, Администрация Обамы сделала аналогичный расчет в Сирии и в итоге укрепила позиции Путина на Ближнем Востоке.

Тем не менее, российскому лидеру лучше бы сейчас не подвергать себя жестким санкциям Запада. Ведь признание республик Донбасса не будет означать того, что Россия имеет в виду в отношении Украины. Вместо этого, Путин мог бы одержать верх, вступив в переговоры с соседом своей страны с помощью некоторых европейских стран или Турции и предотвратив войну. Чтобы достичь этого, Путину нужно четко понимать, куда американская политика в отношении Украины может привести Россию.

Если украинский кризис перейдет в новую главу, последний визит Эрдогана в Украину вместе с предстоящей поездкой Путина в Турцию могут инициировать процесс деэскалации. Действительно, российский лидер мог бы передать новый сигнал западному альянсу, согласившись на посредничество Турции, союзника НАТО».

Прежде всего обратимся к тому, о чем упоминает маститый турецкий политолог – а именно к тем соглашениям, которые были подписаны Турцией и Украины на полях визита в Киев президента Р.Т.Эрдогана. В российском медиа-пространстве, все сконцентрировались, прежде всего, на то важнейшем турецко-украинском Соглашении о свободной торговле.

Как мы писали, почти никто не обратил внимания на совместный проект строительства жилья, реализуемый Турцией на Украине. И нижеподписавшийся не видел то, чтобы кто-то рассмотрел остальные соглашения между Турцией и Украиной.

А между тем, не стоит преуменьшать значения пусть менее громких ходов, но имеющих также немалое значение для укрепления двусторонних связей. Вот полный перечень документов, подписанных между Турцией и Украиной:

  1. Соглашение о свободной торговле между Турецкой Республикой и Правительством Украины подписали министр торговли Мехмет Муш и премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.
  2. Соглашение о сотрудничестве между правительством Турецкой Республики и правительством Украины в сфере молодежной политики подписали министр молодежи и спорта Мехмет Мухаррем Касапоглу и министр иностранных дел Украины Дмитро Кулеба.
  3. Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу и министр иностранных дел Украины Кулеба подписали Меморандум о взаимопонимании по техническому сотрудничеству между Управлением доходов Министерства казначейства и финансов Турецкой Республики и Государственной налоговой службой Украины.
  4. Меморандум о взаимопонимании между Турецким институтом стандартов и Украинским научно-исследовательским и учебным центром по проблемам стандартизации, сертификации и качества подписали министр промышленности и технологий Мустафа Варанк и министр иностранных дел Украины Кулеба.
  5. Протокол о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве правоохранительных органов, подписанное между правительством Турецкой Республики и правительством Украины 4 декабря 2009 года в Киеве, подписали министр внутренних дел Сулейман Сойлу и министр внутренних дел Украина Денис Монастырский.
  6. Рамочное соглашение между правительством Турецкой Республики и правительством Украины о сотрудничестве в сфере высоких технологий и авиации/космической промышленности подписали министр промышленности и технологий Варанк и министр обороны Украины Алексей Резников.
  7. Заместитель министра торговли Мустафа Тузку и заместитель председателя Государственной таможенной службы Украины Вячеслав Демченко подписали Протокол о создании Совместного таможенного комитета между Министерством торговли Турецкой Республики и Таможенной службой Украины и План действий по взаимному Признанию программ уполномоченных экономических операторов.

В этом списке, пожалуй, выделяются, помимо Соглашения о свободной торговле два документа выше за №№2 и 6 выше – в сфере молодежной политики и в сфере высоких технологий. Про второе – понятно и мы писали не раз в отношении того, что Украина может быть, по целому ряду направлений, для Турции научно-техническим «донором». Что же до молодежной политики, то не стоит недооценивать этого аспекта двустороннего сотрудничества, который включает, согласно стандартной практике, диалог в этой сфере, реализацию совместных образовательных инициатив, выделение грантов на обучение на своих территориях и в своих учебных заведениях и т.д.

После внесения ясности в этот вопрос, обратимся к тезисам Бурханеттина Дурана, который, по сути, указывает на то, что «укрепление сотрудничества с Украиной» и «укрепление сотрудничества с Россией» не обязательно являются для Турции, если так можно выразиться, «сообщающимися сосудами».

Это – не новый тезис для турецкой стороны, которая с 2014 года вступила в период весьма двойственных отношений с Украиной и с Россией. Вплоть до настоящего времени, Турции удавалось балансировать эти отношения таким образом, чтобы российская реакция на её отдельные действия, не превышала «разумную плату» за те или иные шаги. Понятно, что Россия, на практике, демонстрировала свое «раздражение» теми или иными шагами Турции на украинском направлении, однако, эти шаги не вызывали, до сих пор, обеспокоенности со стороны Турции. И это дает возможности турецкой стороне и дальше продвигать тезис о том, что «поддержание дружеских отношений» с обеими сторонами – это не только не невозможно и не только не плохо, но и является преимуществом в складывающихся условиях.

52.27MB | MySQL:103 | 0,530sec