О внешней политике Турции в условиях спецоперации России на Украине. Часть 53.

24 февраля с. г. Российская Федерация начала «специальную военную операцию», которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР, однако, по факту прошедших двух месяцев, переросла в полноценную войну на Украине между Россией и коллективным Западом.

Это противостояние стало фактором, чье влияние на внешнюю политику буквально всех основных международных игроков сложно переоценить. Включая и Турцию, которая стремится не только извлечь из этого противостояния для себя дивиденды, но и выйти из конфликта значительно политически и экономически окрепшей. Можно заметить, что Турция внесла целый ряд коррективов в свою внешнюю политику, причем буквально по всем направлениям. Продолжаем с этим разбираться.

При этом переименовываем цикл наших статей с «О турецкой реакции на операцию РФ на Украине» в «О внешней политике Турции в условиях спецоперации на Украине». При этом нумерацию статей нашего цикла сохраняем, с точки зрения сохранения хронологичности излагаемого нами материала.

Предыдущая Часть 52 нашего цикла доступна на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=85816.

Напомним, что в предыдущей части цикла мы продолжили рассматривать итоги официального визита президента Реджепа Тайипа Эрдогана в Королевство Саудовскую Аравию. Визит этот состоялся в период c 28 по 30 апреля с.г.

В частности, мы рассматриваем те заявления, которые сделал президент Р.Т.Эрдоган на борту №1 на пути из КСА президентскому журналистскому пулу, следуя своей уже давно сформировавшейся традиции использовать борт в качестве трибуны для пресс-конференции. Привычным образом, турецкий лидер осветил свои взгляды по широкому кругу вопросов, а также поделился оценками международной повестки дня.

Продолжаем цитировать материал, опубликованный со стороны Управления по связям с общественностью при Администрации президента Турции.

«(Цитата из выступления президента Р.Т. Эрдогана, вынесенная в заголовок материала его авторами – И.С.): «Мы и раньше снижали инфляцию до однозначных цифр, снизим еще раз»

Напоминая, что Центральный банк обновил свой прогноз инфляции до 42% на конец года, где инфляция, по-видимому, останется на уровне около 25% при оптимистичных прогнозах в период с марта по июнь 2023 года, президент Эрдоган, отвечая на вопрос о том, как быть, заметил, что самые лучшие кадры, которые контролируют пульс улицы, которые понимают состояние граждан, — у них.

Заявив, что им известны проблемы и заботы каждого человека и что они всегда рядом, чтобы решить их проблемы, президент Эрдоган сказал:

«Хвала нашим гражданам, они доверяют нам. Наша нация знает, что ПСР преодолеет эту проблему с инфляцией. Мы сокращали инфляцию до однозначного числа раньше (на пике экономической формы Турции, инфляция составляла чуть меньше 10% в год – И.С.), и сделаем это снова мы. Лучшим способом обращения к этой проблеме (в том смысле, что пока нет повода для дискуссии – И.С.) – дождаться того, как инфляция снизиться и, иншаллах, мы сможем этого добиться».

Один из журналистов задал вопрос: «Возможно, я считаю TÜSİAD (Ассоциация промышленников и предпринимателей Турции; старейшая и самая влиятельная деловая Ассоциация Турции – И.С.) исключительными, но я не вижу конкретной, всеобъемлющей, внутренней и искренней поддержки со стороны неправительственных организаций, начиная с ТОВВ (Союз палат и бирж Турции – И.С.), Турецкой экономической программы, которая реализуется с сентября, особенно в декабре. По каждой программе к вам в дверь звонят, вы ходите на каждую их встречу. Однако, это выглядит как борьба в одиночку».

В ответ на это президент Эрдоган заявил следующее:

«Нет никаких сомнений в том, что каждый должен вести борьбу в области экономики в мобилизации плечом к плечу. Конечно, у нас есть деловые люди, которые превращают то, что они зарабатывают в этой стране, в инвестиции, производство и занятость для этой страны. Очевидно, что деловой мир в значительной степени поддерживает нашу экономическую политику. Однако, у TÜSİAD нет вопроса «Интересно, какой вклад мы можем внести в будущее страны?». Напротив, у них есть вопрос: «Как мы можем сместить существующую власть? Как мы можем установить такую власть, которую мы могли бы использовать с комфортом?».

Однако, они свои деньги в Турции, за последние 20 лет, заработали с нами, с нами они обеспечили рост (речь об общем росте турецкой экономики с точки зрения ВВП – И.С.). Слава Богу, сейчас темпы роста приближаются к 7%. Есть такая ситуация. Однако, никто об этом не говорит. Мы – не страна с отрицательным ростом или что-то в этом роде. В то время, как об увеличении средних темпов роста до 5% говорят как об успехе, мы сейчас идет к 7%. Вы знаете, что мы – обладатели экономики, которая превысила и эти темпы роста. Сейчас, мы, иншаллах, продолжим развиваться успешным образом с 7%».

Я надеюсь, что мы продолжим наш путь к 2023 году (когда будет отмечаться 100-летний Юбилей Турецкой Республики – И.С.), предприняв необходимые шаги в этом процессе и не вызывая здесь никаких проблем. В этом контексте, у нас нет никаких проблем с валютными резервами. Когда мы пришли к власти, наши валютные резервы составляли 27,5 млрд долларов, а сейчас мы достигли 120 млрд долларов. И мы даже превышаем и превысим этот показатель. Мы находимся в таком положении. Я надеюсь, что этот процесс будет успешно продолжаться».

Напомнив, что номер комнаты, в которой он останавливался в Саудовской Аравии, — 1453, журналист спросил: «Итак, они знают об этом, мы — нация, осуществившая благословенное завоевание в исламском мире. Может быть, они сказали: «Внук Завоевателя (Фатиха – И.С.) приехал». После открытия нами Святой Софии, конечно же, поднялась особая волна энтузиазма. Интересно, видят ли они сейчас ясным образом, что без Турции прочную цивилизацию построить нельзя? Думаете, они теперь это как-то поняли? То есть, больше без нас не получится. Интересно, они это осознают?».

На этот вопрос президент Эрдоган сказал:

«Даже если они (видимо, все-таки, «не» — И.С,) определили номер комнаты, исходя из этого послания (см. вопрос журналиста – И.С.), то это – тевафук (то есть, совпадение, находящееся в гармонии с сутью вещей – И.С.). Я надеюсь, что мы сможем следовать по пути наших предков с той же решимостью, что мы сможем достичь успеха, которого они достигли на том же пути. Конечно, пока вы идете по следу истории, вы добьетесь успеха. Но если вы потеряете след истории, вы тоже потеряетесь. В настоящее время, мы продолжаем идти по этому пути, и это — наш источник вдохновения. Мы продолжаем свой путь с вдохновением, которое черпаем оттуда».

Вспоминая свой визит в Хиву, Узбекистан, президент Эрдоган сказал: «Насколько я помню, там есть Пятничная мечеть, построенная на 212 деревянных столбах, но это место закрыто для богослужений. Они подготовили место, где могут молиться 50 человек. После молитвы я сказал моему брату Шевкету Мирзиёеву: «У меня к тебе просьба. Аль-хамду ли-Ллях, нам посчастливилось открыть Святую Софию (то есть, вернуть ей статус мечети из музея – И.С.), которая была закрыта много лет. А теперь ты возьми и открой эту Пятничную мечеть». Шейх уль-ислам сказал: «Мы быстро откроем Пятничную мечеть».

Они начали эту работу, и мы будем за ней следить. Я надеюсь, что нам всем посчастливится открыть Пятничную мечеть в Хиве, и мы будем присутствовать на церемонии открытия вместе с нашим председателем по делам религий, нашими мудрецами (в оригинале: «с нашими аксакалами» — И.С.) и всей нашей делегацией, и гёктюрки, уйгуры, сельджуки и османы снова возродятся».

(Цитата из выступления президента Р.Т. Эрдогана, вынесенная в заголовок материала его авторами – И.С.): «Мы будем решительно вносить свой вклад в борьбу с дезинформацией».

Напомнив, что Илон Маск купил Twitter, президента Эрдогана спросили о его общении с Маском и его взглядах на регулирование социальных сетей в Турции, и он сказал:

«На самом деле, мой подход к социальным сетям не является позитивным, я смотрю на социальные сети не очень позитивно. Но мы не можем отбросить социальные сети в сторону. По этой причине, нам надо продолжать делать то, что необходимо. Что это? — Правовые нормы

Прямо сейчас мы работаем над созданием этих правовых норм. Мы быстро предпримем необходимые шаги в этом отношении. Теперь, после того как Илон Маск дал 44 миллиарда долларов (на социальную сеть – И.С.), негатив в Твиттере не станет оправдан. Например, мы видели, что произошло в борьбе Трампа с Твиттером. Я раньше говорил: «Твиттер — это несерьезно». Мы проживаем то, чем он является. Если вы говорите клевету в социальных сетях, это — клевета, если вы говорите ложь, это — ложь. Это (то есть, Твиттер – И.С.) – это не то место, где можно поделиться или получить правду, это — структура, в полном смысле слова, негатива, лжи, ошибок, всякой крамолы.

Может, Илон Маск и купил это место, но в следующем процессе мы должны думать о себе, как о первоклассной стране. С новым правовым регулированием, которое мы собираемся принять прямо сейчас, мы стремимся навести порядок в этом деле. Как государство, мы будем решительно вносить свой вклад в борьбу с дезинформацией»».

Заметим, что одним из ключевых слов турецкой внешней политики последнего времени стала «нормализация». Имея в виду нормализацию отношений с теми странами, с которыми Турция, по тем или иным причинам, вступила ранее в конфронтацию, причем, достаточно острую, чтобы иметь для себя реальные, практические последствия.

Саудовская Аравия – это одна из тех стран, где Турция пытается запустить нормализационные процессы. Мы немало сказали про то, какое экономическое значение для Турции может иметь та самая «нормализация» отношений с Саудовской Аравией и с Объединенными Арабскими Эмиратами. Добавим туда ещё один аспект – аспект туристический.

Как сообщают турецкие средства массовой информации, представители турецкой туристической индустрии ожидают прибытия «большого количества туристов» из Саудовской Аравии и ОАЭ в этом году. В частности, отмечается, что роскошные номера отелей в крупных туристических городах Турции уже почти полностью забронированы на текущий сезон.

Впрочем, от себя заметим, что «базы» — массового притока к себе посетителей, которые обеспечат высокую заполняемость гостиничных номеров в целом — указанные две страны, все же, обеспечить не могут. Как это делали (по крайней мере, до сих пор, даже невзирая на откровенно неблагоприятную конъюнктуру – И.С.) такие страны, как Россия, Германия, Великобритания и Украина.

КСА и ОЭА представляют собой достаточно узкую прослойку «дорогих» (по средней сумме чека – И.С.) туристов, не имеющую аналогов в той же России. Где Турция не воспринималась как место дорогого отдыха. По крайней мере, до «выпадения» прочих направлений туризма из-за начала специальной военной операции на Украине 24 февраля с.г. Сейчас, впрочем, ситуация меняется и в Турцию, за отсутствием европейских альтернатив, устремились и дорогие российские туристы.

Однако, возвращаясь к КСА и ОАЭ, заметим, что на доковидном пике посещаемости Турции в 2018 году число посетителей из КСА и ОАЭ в Турцию составляло около 700 000 человек — получается приблизительно в 10 раз меньше чем из России, в её пиковых показателях.

Но, справедливости ради, можно сказать, выражаясь фигурально и то, что «мал «Заливник», да дорог». Туристы Персидского залива тратят в Турции заметно больше чем среднестатистические посетители не только из России, но и, вообще, пожалуй, из любых других стран мира. И это – подтвержденный факт, в том числе, разного рода исследованиями. Одно из таких исследований было проведено со стороны платежной системы «Mastercard» касательно средней суммы чека, оплачиваемой посетителями из той или иной страны, и именно граждане Персидского залива держат лидирующие позиции в итоговом рейтинге.

Возвращаясь к теме «нормализации», обратимся к свежей публикации одного из ведущих турецких политологов – генерального координатора Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV – И.С.) Бурханеттина Дурана. Свой материал под заголовком «Вопрос синхронизации в политике нормализации Турции» он опубликовал 10 мая с.г. Цитируем:

«Прогресс политики нормализации Турции привлекает внимание как дома, так и за рубежом. За последний год в рамках этой политики сделано очень много. Посетив Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), президент Реджеп Тайип Эрдоган в прошлом месяце посетил Саудовскую Аравию, чтобы начать новую главу в истории страны. Действительно, сильный подъем в торговле, туризме, образовании и государственных тендерах уже начался. Кроме того, ожидается, что две страны предпримут совместные шаги в отношении оборонной промышленности для решения проблем региональной безопасности Эр-Рияда, начиная с хоуситов.

На обратном пути из Саудовской Аравии Эрдоган намекнул группе журналистов, включая вашего покорного слугу, что политика нормализации скоро может распространиться и на Египет. Он сообщил, что между представителями спецслужб и бизнесменами состоялись позитивные переговоры, которые могут привести к контактам на высоком уровне. «У жителей Египта и Турции очень много общего. Таким образом, мы не можем просто делать вид, что египетского народа не существует. Наши сердца жаждут безотлагательного обеспечения единства и солидарности, потому что я верю, что региональный мир и единство региона продвинутся намного дальше, как только мы этого добьемся», — сказал президент. Это заявление показывает, что смыслом политики нормализации Турции является сохранение братства и благополучия всех народов.

Продемонстрировав в прошлом свою приверженность «уважению воли народа», Анкара теперь открывает новую страницу для укрепления порядка в регионе, а также мира и единства между его народами. Несомненно, все региональные игроки уже пересмотрели свои позиции шести- или семилетней давности. Действительно, политика сдерживания стран Персидского залива и Израиля, нацеленная на Турцию, также потерпела неудачу. В этих обстоятельствах нормализация служит интересам Турции и интересам всех остальных. Все утверждения о том, что нормализация происходит потому, что другая сторона «хочет и нуждается в нормализации», вряд ли удивительны. Важно то, какая страна наилучшим образом воспользуется этим процессом. Я чувствую, что Турция справится с этим намного эффективнее, чем другие под руководством Эрдогана, и добьется многого в регионе.

Некоторые комментаторы критикуют правительственную политику нормализации, которая дала положительные результаты за последний год, по «этическим» соображениям. Весьма любопытно, что те же люди подчеркивали важность Realpolitik, утверждая, что правящая Партия справедливости и развития (ПСР) подорвала отношения Турции с ОАЭ, Саудовской Аравией и Египтом на основе «ценностей». Раньше говорили, что политика правительства привела к изоляции Турции.

Однако, в настоящее время, они изображают стремление положить конец напряженным отношениям с Соединенными Штатами, Европейским союзом, Грецией, Арменией, ОАЭ, Саудовской Аравией, Израилем и Египтом как «беспринципное» и «бессвязное».

Лично я утверждаю, что критика оппозицией политики нормализации на самом деле касается внутренней политики».

62.87MB | MySQL:102 | 0,536sec