О внешней политике Турции в условиях спецоперации России на Украине. Часть 56

24 февраля с. г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР, однако, по факту прошедших двух месяцев, переросла в полноценную войну на Украине между Россией и коллективным Западом.

Это противостояние стало фактором, чье влияние на внешнюю политику буквально всех основных международных игроков сложно переоценить. Включая и Турцию, которая стремится не только извлечь из этого противостояния для себя дивиденды, но и выйти из конфликта значительно политически и экономически окрепшей. Можно заметить, что Турция внесла целый ряд коррективов в свою внешнюю политику, причем буквально по всем направлениям. Продолжаем с этим разбираться.

При этом переименовываем цикл наших статей с «О турецкой реакции на операцию РФ на Украине» в «О внешней политике Турции в условиях спецоперации на Украине». При этом нумерацию статей нашего цикла сохраняем, с точки зрения сохранения хронологичности излагаемого нами материала.

Предыдущая Часть 55 нашего цикла доступна на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=85931.

Напомним, что в предыдущей части нашей публикации мы затронули, пожалуй, самую злободневную для России и для Запада тему на фоне войны на Украине. Речь идет о заявках Финляндии и Швеции на членство в НАТО, по которым Турция, достаточно оперативно, отозвалась негативно.

В частности, президент Реджеп Тайип Эрдоган предложил делегациям Финляндии и Швеции «не приезжать в Турцию и не утруждать себя» уговорами Анкары изменить свою отрицательную позицию по их заявке на членство в НАТО.

Причиной турецкой стороной, как президентом Р.Т.Эрдоганом, так и министром иностранных дел страны М. Чавушоглу, было названо то, что и Финляндия, и Швеция, по словам турецкой стороны, превратились в «рассадник терроризма», где приют себе находят террористы Рабочей партии Курдистана. Более того, турецкая сторона утверждает, что указанные страны игнорируют её запросы на экстрадицию членов РПК в Турцию.

При этом заметим, что в составе НАТО есть ещё страны, которые именуются турками ровно таким же образом. К примеру, турецкое руководство упомянуло Грецию, сказав, что «один раз допустило ошибку», допустив её принятие и не заблокировав её, и не хочет её повторять применительно к другим странам. Хотя, все-таки, заметим, что отношения между Турцией и Грецией, и между Турцией и теми же Финляндией и Швецией – все-таки серьезно отличаются. Просто по той причине, что Турция и Греция – соседи и региональные соперники. Так что, турецкая позиция по Финляндии и Швеции – это, конечно, политический рычаг, далеко выходящий за тему двусторонних отношений.

Отчетливо видно, что, на самом деле, претензии Турции – куда как шире, даже если говорить только о Рабочей партии Курдистана и её ответвлениях – как то, Силы народной самообороны в Сирии. В плане того, что проблема из членов НАТО касается не только Греции. В целом, НАТО не рассматривает РПК / СНС в качестве террористических организаций и, следовательно, не ведет с ними никакой борьбы.

Вот этот статус-кво Турция и пытается изменить, отлично понимая, что сейчас имеет шанс одержать важную для себя внешнеполитическую победу. Что это дает Турции?

Ну, во-первых, основания требовать от членов Альянса блокировать деятельность курдских организаций на своей территории – закрывать офисы, блокировать сбор средств и финансовые переводы. То есть, у Турции есть возможность официального открытия новых фронтов борьбы с РПК.

Во-вторых, если СНС в Сирии, в глазах блока НАТО, становятся террористической организацией, то, следовательно, уже не смогут пользоваться официальной американской поддержкой.

Напротив, страны Альянса должны будут поддержать Турцию в её борьбе как в Ираке, так и в Сирии. И это способно принципиальным образом изменить весь расклад в Сирии и не только в том, что касается турецко-сирийского приграничья. Речь может пойти о серьезной смене курса сирийской гражданской войны в целом. Что затронет не только официальный Дамаск, но и Россию с Ираном. А то, что касается возможности нанести ущерб российским интересам, в эти дни, пользуется «двойным спросом» на Западе. Заметим и неслучайность рассуждений турецких аналитиков о том, что война на Украине, может очень серьезным образом повлиять на баланс сил в Сирии. И, более того, эти рассуждения предполагают активную позицию Турции в сложившихся условиях именно

В-третьих, если говорить уже про внутриполитический расклад. Если представить себе ситуацию, что завтра турецкое руководство показывает документ НАТО, в котором четко написано, что РПК / СНС включены в списки террористических государств, признаваемых Альянсом, то это может стать одним из тех краеугольных камней, от которых турецкое руководство может начинать отстраивать здание своей победы на предстоящих президентских и парламентских выборах, которые предстоят уже в 2023 году.

Понятно, что, зримым образом, к тому времени, нынешнему турецкому руководству экономику уже не поправить. Вот, допустим, в случае прихода ко власти прозападной оппозиции, на атмосфере положительных ожиданий инвесторов, можно рассчитывать на кратковременный успех. Но действующему руководству страны этого добиться не получится.

Остается лишь только внешнеполитический контекст. Миротворчество Турции на Украине в рамках так называемого «стамбульского процесса» – это совершенно отдельная тема, и, по большому счету, нельзя сказать, чтобы она однозначно и близко волновала турецкое население. Больших очков на нем не заработать, скорее может случиться раскол в массовом сознании – на пророссийских антиимпериалистов и на проукраинских западников. Тем более, что Запад отчетливо продемонстрировал свою позицию о том, что он категорически настроен на продолжение войны на Украине и, следовательно, здесь «стамбульский формат» не просто не будет приветствовать, он будет Западом всячески торпедироваться.

А вот Рабочая партия Курдистана – это совсем другое дело. При этом, у борьбы Турции с РПК есть несколько измерений.

Одно из них – чисто военное, в том смысле, что Турция может пробовать проводить трансграничные операции в том же Ираке и в той же Сирии. Что, собственно, она и начала, точнее, продолжила делать. А уж если она получит поддержку НАТО, то здесь может дойти дело и до более раннего турецкого требования о введении бесполетной зоны надо турецко-сирийской границей, к примеру.

Другое следствие, заметим, пока весьма теоретического признания со стороны НАТО РПК / СНС террористическими организациями, должно, по идее, означать аннулирование всех планов по созданию так называемого «Великого Курдистана» и переключение тех же американцев с Турции на курдов, как на региональных партнёров. То есть, речь идет о смене приоритетов США и ЕС в регионе Ближнего Востока.

Сразу уместно задаться тем вопросом, готов ли платить Запад такую плату, как смена своего курса на Ближнем Востоке, за успешное прохождение Турции при голосовании по «северному направлению», которое, вообще-то говоря, для Запада в эти дни – категорически приоритетное? – Ну если возникает ситуация «или – или», то представляется, что можно и заплатить.

Другой вопрос заключается в том, является ли данная ситуация с голосованием Турции именно «развилкой» и нельзя ли, в неизменном виде, сохранить и то и другое направления? В том смысле, является ли Турция тем, что называется «gate keeper»«хранителем врат»? Или они просто стоят в дверном проходе, но не способы помешать, если их просто «подвинут в сторону»?

Можно сказать, что Турция быстро выполнила свой расчет и пытается, как раз, показать Западу, что мимо неё не «прошмыгнуть». Запад же, судя по всему, хочет пройти Турцию «насквозь».

И если Турции удастся Запад хоть на что-то «продавить» значимое для себя, включая вынесенный турецкой стороной на первый план вопрос курдов, то это будет не просто большая внешнеполитическая победа страны, это будет ещё и значимая победа для Реджепа Тайипа Эрдогана на внутриполитической арене.

Если исходить из того, что мы предполагали ранее, а именно – из намерения Турции использовать победу над РПК в качестве успеха к выборам – 2023, то победа может получиться комплексная: не только военная, но и внешнеполитическая. Когда Турция заставляет Запад заново переоценивать свою позицию по Ближнему Востоку и заново сделать ставку на страну – главного партнёра в регионе. То есть, были курды в качестве стратегической ставки уходят, а на смену им приходят турки.

На такой волне, вполне, президент Реджеп Тайип Эрдоган и его Партия справедливости и развития, вполне, могут переоформить свой «трудовой договор» на нахождение у руля турецкой власти до следующих выборов 2029 года. Получается, что предстоящие недели будут иметь для турецкой власти одно из решающих значений.

Продолжаем следить за турецкими заявлениями и публикациями на эту тему.

В частности, 18 мая с.г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция не скажет «да» членству Швеции и Финляндии, пока две страны продолжают поддерживать террористические группировки, которые представляют прямую угрозу национальной безопасности страны.

Выступая на заседании парламентской группы правящей Партии справедливости и развития (ПСР) в Анкаре, Реджеп Тайип Эрдоган сказал, что Турция всегда выполняла свои обязательства в соответствии с ожиданиями НАТО, несмотря на враждебное отношение некоторых союзников.

«Для стран – противоречиво поддерживать терроризм и ожидать нашего одобрения», — сказал турецкий президент.

Стоит заметить, что эти комментарии турецкого президента прозвучали всего через несколько часов после того, как Швеция и Финляндия официально подали свои заявки на вступление в НАТО на фоне войны на Украине. – Заметим, что турецкая власть четко демонстрирует наличие у неё плана и решимости к тому, чтобы воплотить его в жизнь.

Нет никаких уклончивых фраз, вместо него — прямой «ультиматум» Западу. Далеко не всегда, правда, Турции удается проводить свою линию до конца, но в расплывчатости фраз – из серии «будут сделаны выводы» и «предприняты меры» — её обвинять не приходится.

Обратимся к турецким публикациям, разъясняющим турецкую позицию по данному вопросу. В частности, 17 мая известное турецкое англоязычное издание опубликовало статью авторства одного из ведущих турецких политологов Бурханеттина Дурана, генерального координатора Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV), который опубликовал статью в издании «Daily Sabah» под заголовком: «Объясняя решение Турции по Финляндии и Швеции».

Цитируем маститого турецкого политолога:

«Президент Реджеп Тайип Эрдоган недавно заявил, что у Турции нет «позитивных мыслей» по приему Финляндии и Швеции в НАТО. Мы уже знаем, что эти две страны, которые сохраняли нейтралитет даже во время Холодной войны, выразили заинтересованность в присоединении к Альянсу после вторжения России в Украину.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг также заявил, что прием Финляндии и Швеции будет быстрым и беспроблемным. Несмотря на возражения России, существует большая вероятность того, что членство этих двух стран будет включено в повестку дня саммита в Мадриде 30 июня.

Помимо украинского кризиса, напряженность в отношениях между Западом и Россией подогревает новое расширение НАТО. Действительно, допуск Финляндии и Швеции — вопрос, который откроет новую главу в архитектуре европейской безопасности — представляет собой кошмарный сценарий для Москвы.

Россия, заявившая, что ее вторжение в Украину было направлено на предотвращение расширения НАТО, теперь сталкивается с гораздо более серьезной проблемой. Действительно, Кремль уже заявил, что допуск Финляндии и Швеции будет рассматриваться как абсолютная угроза.

Тем не менее российские официальные лица не только заявили, что принятие этих государств в НАТО не только не сделает Европу безопаснее, но и предупредили, что членство в НАТО превратит эти места в зоны конфликтов и часть врага, что повлечет за собой большие риски. Они также пригрозили «ответными мерами» в виде «военно-технических мер предосторожности», в том числе. Следует ожидать, что Россия, которая видит, что ее сдержат и с севера, попытается разместить ядерные ракеты в Балтийском море. В то время как Соединенные Штаты и Великобритания поддержали заявки Финляндии и Швеции на членство, обеспокоенность Турции уже ощущалась.

Именно на этом фоне президент Турции сделал те заявления, которые стали горячей темой в мировой политике. Вот как Эрдоган объяснил обеспокоенность Турции:

«Наши предшественники ошиблись в отношении Греции и НАТО. Вы уже знаете, как Греция обошлась с Турцией при поддержке НАТО. Мы не хотим, чтобы это произошло. К сожалению, скандинавские страны напоминают гостевой дом для террористических организаций. Такие группы, как РПК и DHKP-C (Революционный народно-освободительный фронт), остаются в Швеции. Действительно, некоторые из (их членов) состоят в их Парламентах».

Заявление Эрдогана могло вызвать некоторый дискомфорт в западных столицах. Некоторые даже могут сказать, что позиция Турции подрывает солидарность НАТО и служит интересам России. Это — явно абсурд. По правде говоря, Турция остается одним из самых решительных сторонников солидарности НАТО.

Остается неясным, означает ли отсутствие у Анкары «позитивных мыслей» то, что страна наложит вето на запрос о членстве Финляндии и Швеции. Ясно, однако, то, что Турция считает неприемлемым подход скандинавских стран к РПК — и даже к Террористической группе Гюлена (FETÖ) — таким образом, который нарушает дух Альянса.

Можно утверждать, что у Турции — больше проблем с политикой Швеции, чем с политикой Финляндии. Некоторые шведские комментаторы ссылались на Статью 5 во время публичных дебатов о членстве в НАТО, саркастически спрашивая, должны ли шведы защищать Турцию. Они пришли к выводу, что у них нет такой обязанности.

Само собой разумеется, что такие смелые комментарии, сделанные в стране, которая укрывает РПК, огорчили Турцию. Один из самых видных членов НАТО, Альянса 30 стран, которые принимают решения единогласно, Турция могла бы разумно попросить те страны, чья политика наносит ущерб интересам безопасности Турции, изменить эту политику.

В частности, Турция имеет право и возможность реагировать на страны, критикующие ее военные операции в Сирии, которые служили борьбе с терроризмом и созданию безопасной зоны для беженцев. В этом смысле, Анкара поддерживает ключевые цели НАТО и хочет, чтобы Альянс решил ее проблемы безопасности.

Мяч теперь — на стороне других видных членов Альянса».

Итак, обратим внимание на две вещи:

Во-первых, президент Р.Т.Эрдоган сказал то, что сказал. В том смысле, что он сказал про отсутствие позитивных мыслей по вступлению Швеции и Финляндии в НАТО. Но это не означает безусловного наложения вето при голосовании. В этом вся турецкая политика – надо крайне внимательно их слушать.

Во-вторых, Турция то, что называется, «может разумно попросить». И это также с другой стороны подсвечивает резкость турецких заявлений. Турки, вообще, умело «раздергивают» своих партнёров, используя разные типы риторики от первого лица и от «осведомленного» ближнего круга.

52.27MB | MySQL:103 | 0,479sec