О визите министра иностранных дел России С.Лаврова в Анкару. Часть 2

8 июня 2022 года состоялся визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Анкару для встречи с его турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. Заметим, что это – уже третья по счету встреча между двумя министрами в текущем году. Такая же плотность контактов наблюдается и на высшем уровне – хотя и без личной встречи, но президенты Путин и Эрдоган провели уже девять телефонных разговоров. Ожидается и очередное заседание российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ) под председательством президентов. В том числе, и в контексте подготовки ССВУ должен прочитываться состоявшийся визит главы российского внешнеполитического ведомства в турецкую столицу.

Продолжаем анализировать итоги визита С. Лаврова в Анкару. Часть 1 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=86766.

Напомним, что, в отличие от российского внешнеполитического ведомства, турецкий МИД ограничился весьма скупым изложением итогов визита. Российский МИД опубликовал развернутые заявления российского министра. За развернутыми заявлениями М.Чавушоглу необходимо обратиться к турецкой прессе.

При этом заметим, что «зерновой вопрос» был всеми выделен в отдельное «делопроизводство», как, очевидно, один из вопросов, на котором сфокусировано наиболее пристальное внимание международной публики, в том числе, и в самой Турции.

Официальные итоги по этому вопросу нами были разобраны в предыдущей части нашей публикации. В редакционном материале под заголовком «Турция призывает Россию выполнить сделки по очистке Северной Сирии от террористов» в турецком издании Daily Sabah от 08.06.22 сформулированы тезисы по другому, не менее важному вопросу для сторон вопросу – по Сирии.

Цитируем издание:

«Турция ожидает, что Россия выполнит взятые на себя в Сирии обязательства в отношении террористических организаций и будет соблюдать соглашения, подписанные в 2019 году, заявил в среду (8 июня – прим.) министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, повторив призыв Анкары очистить север Сирии у турецких границ от террористических групп, угрожающих безопасности и стабильности в регионе.

На совместной пресс-конференции со своим российским коллегой Сергеем Лавровым в столице Анкаре Чавушоглу заявил, что террористические группы, угрожающие Сирии, также повысили ставки против Турции, и подчеркнул необходимость их ликвидации.

Он добавил, что Турция ожидает от США и России выполнения взятых на себя в Сирии обязательств в отношении террористических организаций и соблюдения соглашений, подписанных в 2019 году.

Со своей стороны, Лавров выразил протест против поддержки США террористических организаций в Сирии, заявив, что Москва столкнулась с аналогичной проблемой на Кавказе в 1990-х годах.

По словам Лаврова, во время встречи оба министра также обсудили переговоры Конституционного комитета Сирии в Женеве, которые завершились в пятницу, в поисках решения продолжающейся гражданской войны. Он признал, что у двух стран разные взгляды на многие вещи, однако, «когда у России и Турции есть разногласия, они уважают позиции друг друга, в этом залог достижений в отношениях».

Встреча состоялась после того, как две недели назад президент Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что Турция вскоре начнет новые военные операции на севере Сирии против сирийского отделения террористической группировки РПК — СНС, которую Анкара считает террористической организацией.

Анкара заявляет, что должна действовать, потому что Вашингтон и Москва не сдержали своего обещания оттеснить СНС на 30 километров (18 миль) от границы после турецкой операции 2019 года, добавив, что атаки из районов, контролируемых СНС, участились.

Министр обороны Хулуси Акар также заявил во вторник (07.06.22 – И.С.) своему российскому коллеге Сергею Шойгу, что Турция ответит на шаги, направленные на подрыв стабильности на севере Сирии, сообщил его офис, поскольку Анкара готовится к переговорам с Москвой в преддверии ожидаемой операции в регионе.

Акар заявил Шойгу, что «будет дан необходимый ответ на действия, направленные на подрыв достигнутой в регионе стабильности, и присутствие террористов в регионе недопустимо», — говорится в заявлении Минобороны, в котором Акар также «напомнил, что ранее соглашения по этому вопросу должны соблюдаться».

«Отмечена важность продолжения тесного взаимодействия в Сирии, направленного на поддержание долгосрочной стабильности в регионе. Российско-турецкие контакты по этим вопросам будут продолжены», — заявили в Москве по поводу телефонной встречи.

Турция сделает все необходимое, когда придет время, недавно заявил Акар о возможной военной операции на севере Сирии.

Относительно заявлений Эрдогана о том, что Таль-Рифат и Манбидж станут целью возможной операции, Акар сказал: «Как также выразился наш президент, попытки преследования и нападения на нас сосредоточены в этих двух регионах. Мы отвечаем на попытки нападения тем же… Мы готовы делать то, что необходимо, когда это необходимо». На вопрос о сроках операции Акар сказал: «Все, что необходимо, будет сделано в нужное время и в нужном месте».

Эрдоган пообещал взять города Телль-Рифаат и Манбидж в северной сирийской провинции Алеппо, которые контролируются террористической группировкой СНС.

«Мы делаем очередной шаг в установлении 30-километровой зоны безопасности вдоль нашей южной границы. Мы очистим Телль-Рифаат и Манбидж», — сказал он на прошлой неделе, добавив, что запланированные боевые действия будут постепенно продолжаться и в других частях северной Сирии.

Эрдоган заявил, что, поскольку США и Россия не выполнили свои обязательства по обеспечению безопасной зоны вдоль границы, Турция готова начать операцию по защите страны и местного населения на севере Сирии от террористической угрозы СНС.

В октябре 2019 года Россия взяла на себя обязательство вывести террористическую группировку из Телль-Рифаата и Манбиджа после достижения соглашения с Турцией в ходе операции «Источник мира». Москва также пообещала, что террористов отведут на 30 километров от границы по трассе М4 и в районе вне зоны проведения операции «Источник мира». Точно так же тогдашний вице-президент США Майк Пенс пообещал Турции, что террористическая группировка СНС / РПК уйдет из региона операции «Источник мира». Но ни Москва, ни Вашингтон не сдержали своих обещаний.

Операции, проведенные в предыдущие годы при поддержке Турции, вытеснили СНС / РПК из северо-западного анклава Африн и ряда приграничных городов дальше на восток.

Между тем, поддерживаемые США силы СНС заявили во вторник, что они будут координировать свои действия с войсками сирийского режима, чтобы отразить любую турецкую операцию на севере и защитить сирийскую территорию.

Новые угрозы высветили сложную сеть связей на севере Сирии: хотя Турция считает СНС террористической организацией, силы СНС поддерживаются Вашингтоном, а также координируют свои действия с сирийским режимом и его союзником Россией.

Турция поддержала оппозиционные группы в столкновениях против сил Башара Асада и СНС. Она использовала боевые самолеты и все чаще беспилотники для обстрела территории, удерживаемой СНС, где террористические силы создали систему управления, отдельную от Дамаска.

Сирийские оппозиционные силы также заявили, что они готовы присоединиться к турецким военным в возможной новой трансграничной контртеррористической операции против СНС на севере, чтобы освободить города и деревни, в основном населенные арабами, от террористов.

СНС / РПК, в основном, совершают теракты в Манбидже, Айн-эль-Арабе и районе Телль-Рифаат в Алеппо. Террористическая группировка даже использует эти регионы в качестве баз для своих атак. Отряды народной самообороны, занимающие примерно треть территории Сирии при поддержке США, часто обстреливают Азаз, Мареа, аль-Баб, Джараблус, Африн, Телль-Абьяд и Рас-эль-Айн на севере страны из тяжелого оружия. В своих атаках террористы используют современное тяжелое вооружение, такое как ракеты TOW, многоствольные реактивные установки, ракеты «Катюша» и «Град», а также реактивные установки и минометы американского и российского производства.

Отряды народной самообороны контролируют большую часть северо-востока Сирии с тех пор, как силы лидера сирийского режима Башара Асада ушли в 2012 году. РПК является признанной террористической организацией в США, Турции и Европейском союзе, и поддержка Вашингтоном ее сирийского филиала стала серьезной проблемой. о двусторонних отношениях с Анкарой. США, в первую очередь, сотрудничали с СНС на северо-востоке Сирии для борьбы с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – И.С.). С другой стороны, Турция решительно выступала против присутствия СНС на севере Сирии. Анкара давно возражает против поддержки США СНС — группы, которая представляет угрозу для Турции и терроризирует местных жителей, разрушая их дома и заставляя их бежать.

Признавая озабоченность Турции по поводу безопасности, Вашингтон выразил обеспокоенность по поводу планов Анкары, заявив, что новая операция может подорвать региональную стабильность и поставить под угрозу американские силы. На прошлой неделе Россия также заявила, что надеется, что Турция «воздержится от действий, которые могут привести к опасному ухудшению и без того сложной ситуации в Сирии».

С 2016 года Турция провела три успешных контртеррористических операции через свою границу на севере Сирии, чтобы предотвратить формирование террористического коридора и обеспечить мирное заселение жителей: «Щит Евфрата» (2016 г.), «Оливковая ветвь» (2018 г.) и «Источник мира» (2019 г.).

В 2019 году операция на северо-востоке Сирии против СНС вызвала широкое международное осуждение, что побудило Финляндию, Швецию и другие страны ограничить продажу оружия Турции. Теперь Турция блокирует историческую заявку двух скандинавских стран на вступление в НАТО из-за запрета на оружие (оружейное эмбарго, введенной против Турции – И.С.) и их поддержки террористической группировки (РПК / СНС – И.С.).

На самом деле, главный вопрос, который сейчас занимает турецких обозревателей заключается в том, поддержит ли Россия анонсированную турецким президентом военную операцию в Сирии или же нет? Тот факт, что США и ЕС эту операцию поддерживать не собираются для Турции, уже является очевидным и не нуждающимся в дальнейшем обсуждении. Хотя, Турция и продолжает сложную партию, используя срочность вопроса снятия вето на пути Финляндии и Швеции в НАТО.

Отметим, что пока в Турции преобладает та точка зрения, что Россия не поддержит очередную сирийскую операцию Турции.

Что, как мы полагаем, является лишь отчасти правдой – Россия рассматривает для себя различные сценарии, но заняла аккуратную исходную позицию. Отлично понимая, что Турция пытается поиграть с Западом в ту силу, которая может изменить баланс сил в сирийской гражданской войне в обмен «лишь» на то, Запад, в первую очередь США, откажется от поддержки Сил народной самообороны. Эта карта сейчас активно турками разыгрывается. Более того, разыгрывается в том контексте, что сейчас – самое время этим заняться, поскольку Россия отвлеклась от Сирии на Украину и, следовательно, это не могло не сказаться на её потенциале на сирийской земле, который ослаб. Россия спокойно за этой ситуацией наблюдает, заняв выжидательную позицию.

Когда Турция, в очередной раз, зайдет в тупик в этом поиске новых точек сопряжения с Западом, тогда акции России вырастут в турецких глазах и можно будет начинать российско-турецкий торг. Пока же, следует считать этот торг преждевременным, потому как не договорившаяся с Западом Турция будет иначе разговаривать и с Россией. И не сможет блефовать тем, что с Западом могут быть точки сопряжения. Кстати, тот же торг по АЭС «Аккую» и по С-400 проходил в условиях того тупика, который наблюдался в попытках реализации аналогичных проектов со стороны Турции в её отношениях с Западом.

9 июня с.г. самое пророссийское турецкое издание, газета Aydınlık, которая, одновременно, является и печатным органом Партии Родина, опубликовала, по итогам встречи Лаврова – Чавушоглу статью под заголовком: «Угрозы – общие, заботы – общие, воля – общая».

И под заголовком:

«Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу вчера принял в Анкаре своего российского коллегу Лаврова. В заявлении для прессы, сделанном после встречи, два министра сообщили, что турецко-российское сотрудничество продолжается на всех фронтах».

Продолжаем цитирование статьи, выделяя жирным шрифтом наиболее характерные слова и выражения авторов:

«Министр иностранных дел России Сергей Лавров вчера прибыл в Анкару, чтобы встретиться со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. На встрече в Президентском комплексе министры обсудили ряд вопросов, от зернового коридора, который планируется открыть в Черном море, до последних событий в Сирии. После встречи состоялась совместная пресс-конференция.

Выступая на пресс-конференции, министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу сказал об открытии «зернового коридора» в Черном море: «Речь идет о плане, который включает в себя механизм и сотрудничество, которое может быть установлено между Организацией Объединенных Наций, Россией, Украиной и Турцией, включая инспекцию судов. Мы, как Турция, считаем этот план разумным и жизнеспособным».

Чавушоглу заявил, что Турция рассматривает просьбу России об устранении барьеров для своего экспорта как крайне законное и обоснованное требование:

«Неправильно обходить стороной этот вопрос, говоря, что под санкции не попадают только экспортируемые Российской Федерацией зерновые и удобрения. Мы видим это в последних заявлениях. Тем не менее, мы считаем, что должны быть предприняты необходимые шаги с точки зрения страхования судов, которые будут перевозить эту продукцию, вопросов логистики, их способности заходить в порты и швартоваться в них, предоставляемых услуг и платежей, связанных с банковскими транзакциями».

На вопрос о его оценке последних событий в Сирии после совместного заявления Чавушоглу сказал, что Турция выступает за продолжение Астанинского процесса. «Мы говорим, что поддержим границу и территориальную целостность Сирии. Террористические организации, которые угрожают территориальной целостности Сирии и усиливают свои атаки против нас, должны быть вычищены из этой страны. Мы не должны приравнивать сирийских курдов к РПК / СНС». Чавушоглу подчеркнул, что эти террористические организации открыто поддерживаются некоторыми странами, особенно, США.

Далее издание цитируем некоторые, ранее рассмотренные нами заявления российского министра иностранных дел Сергея Лаврова. Пропускаем их вплоть до цитирования турецкого министра.

«Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу в ответ на вопрос на пресс-конференции, напомнив, что Турция выступила с совместным заявлением с США в октябре прошлого года и через пять дней в Сочи подписала меморандум о взаимопонимании с Россией, сказал: «Здесь и Россия, и США взяли на себя обязательства очистить этот регион от террористов. Это наше самое естественное право ожидать, что эти обязательства будут выполнены». Взяв слово позже, Лавров напомнил, что в 2019 году был подписан Меморандум о взаимопонимании по очистке региона, прикрывающего Идлиб, от террористических организаций и угроз, подразумевая, что это не было выполнено Турцией»».

52.26MB | MySQL:103 | 0,581sec