О политике Турции по расширению влияния в Центральной Азии

С 2019 года турецкие лидеры, в том числе президент Реджеп Тайип Эрдоган, неоднократно заявляли о планах расширения влияния Турции. Заявления сочетаются с выводами, сделанными в 2009 году основателем Stratfor (американский исследовательский центр, интегрированный с ЦРУ – авт.) Джорджом Фридманом, опубликованными в в книге «Следующие 100 лет: прогноз на 21 век». В прогнозе показана карта, где к 2050 году в сферу влияния Турции войдут Греция, Кипр, Ливия, Египет, Сирия, Ирак, Ливан, Иордания, Саудовская Аравия, Оман, Йемен, страны Персидского залива, Грузия, Армения, Азербайджан, Крым, Туркменистан и Казахстан[1].

Изучив материалы СМИ, выступления политиков стран, с которыми Турция поддерживает тесные связи, аналитические статьи, обнаруживаются направления, по которым Анкара продвигает своё влияние, это:

— образование;

— религия;

— культура, язык;

— криминал.

За рамками показанного остаётся военное, военно-техническое сотрудничество, военное образование которые стоит выделить и рассматривать отдельно.

Факторами расширения влияния в указанных направлениях являются:

первый: мягкая сила (образование, религия, культура, СМИ);

второй: экономическое превосходство в регионе;

третий: естественное ослабление соседних государств, прошедших различные потрясения, в том числе «оранжевые (тюльпановые и др. революции).

Планам по расширению влияния Турции противостоят Иран, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, которые сдерживают проявляющиеся амбиции Анкары через заключение союзов, опосредованное участие в конфликтах, в том числе в Сирии и Ираке. При этом сформировалась определенная коалиция из сунннитских арабских и шиитских проиранских сил. Пособствует расширению – Великобритания, в том числе через исторически тесные связи по линии спецслужб.

Если говорить об ослаблении соседей (третий фактор), которые при этом по утверждению Турции являются «братьями по крови и духу», нельзя не вспомнить о событиях января этого года в Казахстане. В упомянутых событиях через активные действия представителя казахстанского криминалитета Армана Джумагельдиева (Арман Дикий) прослеживается турецкий след. Арман Дикий, тесно связанный с турецкими «коллегами»[2],  организовав штаб в пятизвездочном отеле «Казахстан» в Алматы, формировал вооруженные группы по 10 человек, которые занимались разбоем, похищением, участием в погромах[3]. Стоит обратить внимание и на характерный почерк радикальных исламистов, выразившиеся в обезглавливании казахстанских силовиков[4]. Имела место быть и специфическая тактика, выражающаяся в первичном нападении на здания КНБ (Комитета национальной безопасности) и отделы полиции[5], характерная для радикальных исламистов. В окружении Казахстана из стран, на территории которых имеются активные радикальные исламские группировки можно назвать лишь Узбекистан. При этом крайне маловероятно, что группы из Узбекистана специально приезжали в Алматы для участия в беспорядках. Логичнее предположить участие исламских боевиков из Сирии, Ливии, где имеются радикальные силы, подконтрольные Турции. Тем более, что возможности у Анкары для переброски этих групп имелись: аэропорт г.Алматы, уже достаточно давно выкуплен турецкой компанией TAV Airports.

Это то, что находится «на виду». На многие факторы как общество, так и политики не обращают внимание. В первую очередь рассматривается военная экспансия. Вместе с тем именно «теневая экспансия» по масштабу ущерба более опасна, хотя и более длительна по времени. Первым из теневых факторов экспансии является образование.

Более 30 лет назад страны Центральной Азии пришли к независимости, в том числе и в образовании. Это было воспринято Анкарой как шанс расширения своего влияния именно через образование. Результатом стало появление большого числа турецких лицеев и высших учебных заведений.

На фоне невозможности для большей части населения обеспечить своим детям достойное образование, направив их в ВУЗы Европы и Америки, или же нежелание получать образование в России турецкие учебные заведения стали выгодной альтернативой. Выгодной, поскольку образование давало возможность изучения не только нескольких языков, но и проводится на достаточно высоком уровне, при этом ехать никуда не нужно. Для многих это стало шансом и «путевкой в жизнь», в результате которой они добились достаточно высоких должностей в своих странах, а количество выпускников позволило создать своеобразную сеть из людей, обучившихся по определённым Анкарой лекалам. Колледжи (школы) являются воплощением политического ислама, когда кроме образования обучающимся прививали идеи распространения исламских ценностей[vi]. В дальнейшем выпускники, получившие как финансовые возможности, так и власть, способствуют дальнейшему продвижению строительства новых учебных заведений[vii]. Обозначенные колледжи (школы) представляют собой широкую взаимосвязанную сеть учебных заведений, основанных членами движения Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen). В свою очередь, это явилось основанием для возникновения ряда политических противоречий, в том числе между Р.Т.Эрдоганом и Ф.Гюлленом; руководством Узбекистана и Турции по поводу узбекского оппозиционера, находившегося в Турции Мухаммеда Салиха, приведшее в 2000 году в закрытию большей части турецких лицеев в Узбекистане. Хотя это было только вершиной айсберга, где кроме в широком смысле шла кампания по закрытию предприятий турецких бизнесменов, дискредитации турецкой культуры, телевидения, подозрений в шпионской деятельности, а самое главное – распространение идей ислама, отличных от практикуемых в Узбекистане. Из-за схожих мотивов (расширения влияния турецкого политического религиозного движения «Нурджулар») были закрыты турецкие школы в Туркменистане[viii]. Вместе с тем перечисленные учебные заведения продолжают функционирование в Казахстане и Кыргызстане, в небольшом количестве имеются в Узбекистане.

Религиозный вектор

До 1918 года Турция представляла собой самую могущественную мусульманскую страну в мире. В дальнейшем она перешла в состояние светского государства, управляемого мусульманским населением. Религия активно используется Анкарой как консолидирующий фактор не только общества, но и государств, через влияние религиозных деятелей на региональную и геополитику. В этом случае хороший пример – Ватикан с крестовыми походами, с обратной стороны – объединение мусульманских государств под руководством Салах-ад-Дина.

В 2008 году аналитическое агентство RAND провело анализ под названием «Восход политического ислама в Турции»[ix]. В нём утверждается, что Турция исповедует самобытную модель отношений между религией и государством, уходящими корнями в османскую традицию, которая подчиняет религию государственной власти. За последние несколько десятилетий сила исламизма или политического ислама в Турции выросла. До 1970 года религиозные правые были всего лишь фракцией внутри основных правоцентристских партий. В 1970-х годах возникло отдельное политическое движение под руководством Неджметдина Эрбакана «Милли геруш». С этого времени Партия справедливости и развития (ПСР) появлялась в различных обличьях, привлекая большую часть турецкого электората. Тем не менее, до недавнего времени ПСР оставалась в значительной степени маргинальным движением. Далее ПСР, имеющая исламские корни, на национальных выборах продемонстрировала растущую силу политического ислама:  в ноябре 2002 года ПСР получила 34% голосов, что позволило ей стать правящей, в июле 2007 года — 46,6% голосов, что более чем в два раза больше, чем у Народно-республиканской партии (НРП), партии, представляющей светские традиции (20,9% голосов).

Это значительное достижение для партии, которая не существовала до августа 2001 года, и оно подчеркивает степень, в которой форма политического ислама вышла из политической тени, чтобы стать главным действующим лицом в турецкой политике.

Если посмотреть на ситуацию глобально, по данным Pew Research Center, к 2050 году численность мусульманского населения может достигнуть общемировой численности христиан. При сохранении тенденций роста к 2070 году ислам выйдет в лидеры и станет доминирующей религией[x]. Таким образом, став во главе исламского мира, государство, которому это удастся, будет и мировым лидером. Возможно, именно поэтому Турция активно продвигается в направлении распространения идей ислама через строительство мечетей, обучение духовенства, непосредственно пропаганду ислама.

Наибольшего успеха Анкаре удалось достичь в Кыргызстане, из которого ежегодно 12 священнослужителей направляются на обучение в Турцию, что способствует адаптации экспортируемого Турцией ислама под этнокультурные особенности кыргызского населения. В Ошском университете на теологическом факультете у турецких преподавателей обучается 50 имамов. Студенты из Центральной Азии за счет Диянета (Управления по делам религии Турции) посещают религиозные центры Турции. На турецкие деньги и турецкими подрядчиками строятся мечети: в Казахстане в Нур-Султане, Семипалатинске и Туркестане; в Киргизии Диянет построил соборную мечеть в Бишкеке. Всё это происходит на фоне снижения уровня благосостояния населения. Люди потянулись к религии (вспомним знаменитое «религия — опиум для народа»). По различным оценкам число мечетей выросло в десятки раз. В Киргизии – с 39 до 2600 (в 66 раз), в Казахстане с 63 до 2700. Количество мечетей приближается к числу школ. Одновременно духовные практики переходят в повседневную жизнь не только рядовых граждан, но и даже руководства. Так в Кыргызстане в 2011 году депутаты принесли в жертву семерых ягнят, чтобы «изгнать злых духов из здания парламента» и «улучшить работу законодательного органа». А в сентябре 2017 года представители молодежи трех южных регионов провели обряд «для снижения количества ДТП», также заколов жертвенное животное.  Последнее является явным показателем того, что население подвержено влиянию ислама, продвижению которого способствует Турция, используя, в том числе публикации образовательной литературы на кыргызском языке, знакомящей читателя с исламом и его нормами. По примеру Турции, в Кыргызстане был создан государственный фонд «Ыйман»  (в переводе с кыргызского языка – «вера»), который на постоянной основе запустил систему ежемесячных премиальных выплат мусульманскому духовенству республики.

Обращает на себя внимание деятельность различных неправительственных миссионерских организаций и движений с участием Турции, отмеченных в конкуренции за влияние в кыргызской мусульманской умме, где ведущая роль отведена турецкому движению «Хизмет».

Аналогичная ситуация в Казахстане. В рамках соглашения между Духовным управлением мусульман Казахстана и Управлением по делам религии Турции с 2002 года казахстанские имамы в Турции проходят 2-х месячные курсы повышения квалификации. Только в 2017 году из Казахстана были направленных на двухмесячное обучение в г.Балу (Турция) 30 имамов. В 2021 году уже 64 казахстанских имама обучались в Академии «Хасеки» по двустороннему соглашению.

Общим управлением продвижения суннитского ислама за пределами Турции заведует  государственный орган Диянет. В Турции, которая формально является светским государством, духовенство получает жалованье как гражданские служащие. Численность этой структуры, подчиняющейся напрямую премьер-министру, составляет порядка 105 000 человек[xi], а годовой бюджет превосходит бюджеты министерств иностранных дел, энергетики и экологии вместе взятые.

Анкара продвигает ислам не только по линии духовенства, но и скрыто, через светские образовательные организации, например сеть колледжей (лицеев), развернутую в странах Центральной Азии движением «Нурджулар»[xii]. Всего с начала 1990-х годов миссионеры «Нурджулар» открыли за пределами Турции более 500 официально считающихся светскими учебных заведений, в которых в равной степени преподаются общеобразовательные и религиозные предметы.

Отдельно скажем об Узбекистане, который стремится к становлению самостоятельной богословской школы интеграции в государственный аппарат мусульманского духовенства. На подготовку имамов ориентирована магистратура открытой в декабре 2017 г. Исламской академии Узбекистана в Бухаре. На базе училища «Мири-Араб», с сохранением среднего специального образования, развёрнуто высшее медресе «Мири-Араб». В Ташкентском исламском институте активно ведётся работа по переподготовке преподавателей. Созданы Международные научно-исследовательские центры им. Имама ат-Термизи в г.Термез и им. Имама Бухари, Центр исламской цивилизации в Ташкенте. Продвижение Турции в этом направлении приводит к открытому противостоянию, в том числе в культурной сфере. Так в Узбекистане имамы выступили против турецких сериалов[xiii]. Имам-хатыб соборной мечети «Мирза Юсуф» Юнусабадского района Ташкента Рахматулло Сайфуддинов заявил, что «турецкие сериалы пагубно влияют на генофонд нации».

Объективности ради отметим, что несмотря на открытые утверждения руководства страны о недопустимости влияния на религиозную сферу извне, с 2017 года по линии мусульманского образования активизируются работа с Исламским банком развития, ОАЭ и Турцией. В этих рамках в 2017 году в Узбекистане работала делегация Совета по высшему образованию Турции во главе с руководителем ведомства Й.Сарачем.  Кроме положительного влияния, а именно возможности узбекистанским богословам участвовать в научном исламском дискурсе, это создаёт угрозу распространения в образовательной системе различных организаций экстремистского толка, которых, как мы помним в истории Узбекистана крайне много[xiv].

Имеющиеся данные позволяют сделать предположение, что в Центральной Азии отдельные представители духовенства пытаются не только влиять на жизнь людей, но и выстраивать все общество в соответствии со своими представлениями о нормах морали. Немалую роль в этом играет и Турция.

Культурная и языковая идентичность

Идея «Великого Турана», продвигаемая Р.Т.Эрдоганом, предполагает идентичность тюркских народов, хотя, изначально именно Тимур, основатель Турана напал на Тохтамыша, хана Золотой орды, разбил османскую армию под руководством султана Баязида I, идя наперекор идее единства тюркских (а по факту не только тюркских, но и иранских народов, коими населена Центральная Азия). Но историю знают далеко не все. Поэтому Анкара создаёт благоприятные условия для развития «тюркской идентичности», а по факту турецкой культуры за её пределы. Это обеспечивается, при помощи сохранения и преумножения знаний об истории, культуре и языке Турции посредством создания программ для детей-билингвов, организации просветительских мероприятий, связанных с историей и культурой страны, реализации образовательных программ и т.д.. Не менее активную роль имеет использование распространения киноиндустрии и развлекательного сектора в целом. Таким образом, происходит внедрение в общественное сознание стран региона необходимых для усиления Турции образов, связанных с культурно-историческим и религиозным статусом страны.

Большой вклад в социально-культурный вектор вносят различные фонды, в том числе Фонд Юнуса-Эмре с функционирующим на его основе одноименным институтом, представительствами по всему миру в виде культурных центров. Не имея точек в странах Центральной Азии, Фонд реализует проекты мероприятия, ориентированные на этот регион и его население. Усиливает его фонд «Маариф»,  занимающийся популяризацией турецкого образования, а также развитием международных связей Турции по данной линии, курируя вопросы функционирования турецких образовательных учреждений за границей и частично рассматривая вопросы получения иностранцами льготного образования в Турции. Немаловажно влияние Управления по делам турок за рубежом и родственных общин, которое помимо работы с стипендиальной программой «Турецкие стипендии» продвигает турецкое образование, изучение турецкого языка, истории и культуры за рубежом.

Народы Центральной Азии, Кавказа и Ближнего Востока, принадлежащие к тюркской группе, в большинстве понимают друг друга. Разница в том, какой алфавит они используют, а использовали они (в Центральной Азии) до недавнего времени кириллицу. Затем, практически одномоментно в республиках был инициирован переход на латиницу.  В перспективе это будет означать общую графику алфавита стран, в дальнейшем — некий общий алфавит. Постепенно это приведёт к смене менталитета, формирующегося на основе литературы, науки, образования. В центральноазиатских  республиках собственного материала по науке, искусству, образованию не так и много, необходимо переводить с других языков. Раньше за основу брались источники из России. С переходом на латиницу это сделать становится сложнее и необходимо искать альтернативу, ближайшей из каковых, имеющих необходимое в требуемом объеме, является Турция. Еще раз повторим: язык является одной из главных внутренних детерминант самосознания личности, поскольку восприятие мира обусловлено именно языком, язык задает видение и восприятие мира[xv]. Стоит ожидать, что работа по переучиванию людей, по изменению учебных программ, школьных, университетских, и бытовых привычек уже началась. По экспертной оценке, начинается разрыв поколений, который будет становиться все глубже: старшее поколение, скорее всего, так и продолжит использовать кириллицу, а молодежь, которой нужно сдавать экзамены, быстро перестроится на новый алфавит. При этом молодежь может и не прочитать той литературы, которая формировала мышление старшего поколения, его моральные устои, например Толстого, Достоевского, Пушкина и многих других. Взамен появятся новые лидеры мнений, новые книги, учебники. Как пример — создание по инициативе Тюркского совета единого учебника истории со своей версией событий на пространстве бывшей царской России и СССР[xvi]. В этом году по упомянутым новым учебникам истории, литературы, географии будут обучаться дети в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане и, естественно, инициаторе – Турции[xvii].

Криминальное направление

Влияние криминального мира на политическое устройство, а также общество мы, в основном, знаем из примеров Италии. Наряду с этим упускаются другие страны, в коих развитие криминала получило не меньшее распространение. В их числе Турция, которая, кроме собственной практики сближения криминала и власти, экспортирует его в близлежащие страны. Отчасти это подтверждается словами видного представителя турецкой мафии Седата Пекера, который фактический разоблачил всю турецкую политическую, военную и финансовую элиту в связях с криминальным миром. В частности, были выдвинуты обвинения в адрес действующего главы МВД Турции и доверенного лица президента Эрдогана ‑ Сулеймана Сойлу. В числе лиц, обеспечивающих «крышевание», получение взяток и другие противоправные деяния названы политические деятели: Мехмет Агар ‑ бывший министр внутренних дел Турции, глава «теневого правительства», Коркут Экен — отставной военнослужащий ВС Турции, причастный к заказным убийствам журналистов, Мубариз Мансимов ‑ азербайджанский миллиардер, Сезгин Баран Коркмаз ‑ турецкий миллиардер, Джейхан Экшиоглу ‑ турецкий бизнесмен, который имел прямой доступ к С.Сойлу, Аднан Танрыверди ‑ бывший военный, основатель турецкой частной военной компании SADAT, Йылдырым Демирорен ‑ турецкий бизнесмен, владелец издательского дома Demirören, ранее принадлежавший медиамагнату Айдыну Догану (в активах телеканал D, телеканал CNN Türk, газеты Hürriyet и Posta), Берат Албайрак ‑ зять Реджепа Тайипа Эрдогана, бывший министр казначейства и финансов, Эркам Йылдырым ‑ сын бывшего премьер-министра Бинали Йылдырыма, Халил Фалялы ‑ турок-киприот, известный как криминальный авторитет турецкой части Кипра и наркоторговец, разыскиваемый в США, Толга Агар ‑ сын бывшего главы МВД, член правящей Партии справедливости и развития[xviii]. Пекер сообщил и о явном международном криминале со стороны «официальной» Анкары, в который он, в силу определенных обстоятельств, был вовлечён. Им было заявлено, что в «грузовиках помощи», которые отправлялись в Сирию, поставлялось оружие «Джебхат ан-Нусре» (в настоящее время ‑ «Хайят тахрир аш-Шам» ‑ террористическая организация, запрещена в Российской Федерации). Отмечается, что отправки вооружения осуществлялись через международную консалтинговую компанию по вопросам обороны, строительной промышленности и торговли (SADAT), основанную главным советником президента Турции ‑ Аднаном Танрыверди.

Не без участия турецких спецслужб прошло объединение усилий Пекера и известного главаря турецкого преступного мира Алааттина Чакыджи, который являясь одним из лидеров турецкой национально-террористической организации «Серые волки», фактически объединил все материальные и идеологические ресурсы «Серых волков» и ОПГ Пекера, тем самым поставив на службу радикальному национализму (под контролем спецслужб) возможности криминального мира. Утверждение о слиянии государственного аппарата и криминала проистекает из того, что Чакыджи был осужден и отбывал срок по нескольким обвинениям, от организованной преступности до торговли наркотиками, однако, несмотря на тяжесть обвинений был амнистирован. Многие издания связывают этот факт с его работой с 1987 года в Национальной разведывательной организации Турции (MIT) над проведением тайных операций как в Турции, так и за рубежом, прежде чем его задержали во Франции[xix].

Криминал не мог не распространиться за пределы Турции, вполне закономерно он перешёл границы и стал сливаться с криминалов внутри республик Центральной Азии. Кроме «турецкого следа» в январских событиях в Алматы, о чем говорилось в начале материала, можно назвать сообщенную правоохранительными органами Казахстана информацию об  объявлении международного розыска в отношении сообщника Сатыбалдыұлы (близкого родственника Н.Назарбаева, бывшего генерал-майора Комитета национальной безопасности) – Эфенди Кемаля, причастного к отмыванию денег и иного имущества, полученных преступным путем. В этом же ряду еще один казахстанец — Дикий Арман, входящий  в ближайшее окружения Пекера, Лото Гули и Чакыджи. В одном из своих выступлений Дикий Арман заявил: «Дай Аллах здоровья и долгих лет жизни президенту Эрдогану, так как мы его знаем как нашего лидера, нашего раиса (с арабского «руководитель», «вождь»). Дай Аллах победу Азербайджану в Нагорном Карабахе, дай Аллах всем тюркам победу!». После этого Дикий Арман разрезал торт, на котором были изображены флаги тюркских государств: Турции, Азербайджана, Узбекистана, Киргизии и Казахстана.

В Узбекистане «засветился» Гафур Рахимов, связанный с Диким Арманом (Джумагельдиевым), а также Равшаном Мухиддиновым (Золотой Равшан), Ахтамов Якубовым (Акхтам самаркандский), Надиром Салифовым (Азербайджан, Лоту Гули)[xx].

Рахимов отрицает, что когда-либо участвовал в какой-либо преступной деятельности, однако Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США внесло его имя в черный список за предполагаемое членство в «Братском круге» и предполагаемую поддержку т. н. «воров в законе».

Кроме центральноазиатского присутствия интересы криминала Турции отмечены в Крыму. Турецкие криминальные авторитеты поддерживают запрещенный в России «Меджлис крымско-татарского народа», оказывая этой организации материальную и моральную поддержку. Еще в 1990-е Чакыджи и другие лидеры  «Серых волков» помогали «Меджлису» деньгами и вооружением. Об этом свидетельствуют многочисленные визиты лидеров крымских татар в Турцию. Лото Гули, Дикий Арман и Пекер неоднократно встречались с Р.Чубаровым, М.Джамилевым, а также с другими лидерами «Меджлиса»  Айдером Аджимамбетовим, Нариманом Джеляловым и Аслан Омер-Кырымлым.

На основании изложенных фактов и свидетельств, считаем возможным утверждать о теневой экспансии Турции в республики Центральной Азии не только в традиционных векторах как образование, культура, но неоправданно замалчиваемых, в коих числятся религия и криминал. При этом утверждение базируется не только на русскоязычных (отечественных) источниках, но и зарубежных.

[1] http://mysearch.org.uk/website1/pdf/715.2.pdf

[2] https://www.kp.ru/daily/27348.3/4529137/

[3] https://www.zakon.kz/6017568-ianvarskie-besporiadki-gp-ustanovila-27-organizatorov-prestuplenii.html

[4] https://ia-centr.ru/publications/turetskiy-sled-v-kazakhstanskikh-protestakh/

[5] https://www.kp.ru/daily/27360/4542609/

[vi] https://www.caa-network.org/archives/13687

[vii] https://www.gumilev-center.ru/zamykanie-v-tureckojj-seti-vliyaniya-po-vsejj-srednejj-azii/

[viii] https://www.fergananews.com/news.php?id=17138&mode=snews

[ix] https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/monographs/2008/RAND_MG726.pdf

[x] https://www.pewresearch.org/religion/2015/04/02/religious-projections-2010-2050/

[xi] http://www.iimes.ru/?p=73052

[xii] http://www.iimes.ru/?p=6397

[xiii] https://riss.ru/media/documents/a1f65f76b56c482d985035b9d0a6698e.pdf

[xiv] https://riss.ru/media/documents/a1f65f76b56c482d985035b9d0a6698e.pdf

[xv] https://cyberleninka.ru/article/n/rol-yazyka-v-formirovanii-etnicheskogo-samosoznaniya

[xvi] https://www.armmuseum.ru/news-blog/xt2mr8mwrwjthfw72j27edcmgkmtw3

[xvii] https://ru.sputnik.kz/20220624/fakultativy-v-shkolakh-po-edinym-uchebnikam-tyurkskoy-istorii-poyavyatsya-v-kazakhstane-25737576.html

[xviii] https://news-front.info/2021/09/26/kriminalnyy-turan-mif-ili-realnost/

[xix] https://nordicmonitor.com/2020/12/mafia-becomes-a-partner-in-islamists-and-far-right-alliance-in-the-governance-of-turkey/

[xx] https://rus.azattyq.org/a/uzbek-crime-boss-family-feud-social-media-rakhimov-muhiddinov/31129009.html

 

62.94MB | MySQL:105 | 0,560sec