В период с 18 по 20 июля с. г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган совершил по странам Ближнего Востока, включая КСА, Катар, ОАЭ с заездом на обратном пути в Турецкую Республику Северного Кипра.
Продолжаем анализировать результаты этой поездки. Напомним, что в Части 1 нашей публикации (доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=99886) мы начали рассматривать процесс так называемой «нормализации» отношений между Турцией и КСА после откровенно непростого периода двусторонних отношений, продолжительностью практически в десятилетие.
Обратимся к результатам этой поездки, с точки зрения практически достигнутых результатов.
Как сообщило Управление по коммуникациям при администрации президента Турции Р.Т.Эрдогана в ходе визита в КСА состоялась встреча турецкого лидера с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом. Заметим, с учетом груза прошлых отношений её можно вполне сравнить с возможной, в обозримой перспективе, встречей между Р.Т.Эрдоганом и президентом Сирии Б.Асадом. В ходе визита был подписан ряд соглашений о сотрудничестве. В частности, упоминается о следующих документах:
«Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области поощрения прямых инвестиций между Турецкой Республикой и Королевством Саудовская Аравия подписали Бурак Даглыоглу, глава Управления по инвестициям при администрации президента Турции, и Халид аль-Фалих, министр инвестиций Саудовской Аравии.
Директор по связям с общественностью президента Турции Фахреттин Алтун и министр СМИ Саудовской Аравии Сальман бен Юсуф аль-Даусари подписали Меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в области информации между Управлением по коммуникациям при администрации президента Турции и Министерством информации Королевства Саудовская Аравия.
План реализации сотрудничества между Министерством национальной обороны Турецкой Республики и Министерством обороны Королевства Саудовская Аравия был подписан министром национальной обороны Яшаром Гюлером и министром обороны КСА принцем Халидом бен Сальманом аль-Саудом.
Меморандум о взаимопонимании в области энергетики между Министерством энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики и Министерством энергетики Королевства Саудовская Аравия, подписали министр энергетики и природных ресурсов Альпарслан Байрактар и министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бен Сальман аль-Сауд.
Соглашение о сотрудничестве между Министерством обороны Саудовской Аравии и Baykar подписали генеральный директор Baykar Халук Байрактар и заместитель министра обороны Саудовской Аравии Халид бен Хусейн аль-Баяри».
Заметим, что в ряду подписанных сторонами соглашений, именно последнее выделяется как документ, имеющий непосредственный «денежный эквивалент». При том, что Турция использует компанию Baykar в качестве флагмана своего военно-промышленного комплекса. Компания является наиболее раскрученным и перспективным турецким брендом на мировом рынке вооружений.
В официальном заявлении компании Baykar была приведена информация о заключенном контракте с Минобороны Саудовской Аравии.
«Благодаря всеобъемлющему соглашению, сотрудничество будет осуществляться в области передачи технологий и совместного производства с целью продвижения потенциала развития высоких технологий двух стран в предстоящий период», — говорится в заявлении.
Кроме того, было заявлено, что экспортируемые в рамках соглашения тактические БПЛА Akıncı будут нести службу в военно-воздушных и военно-морских силах Саудовской Аравии.
Генеральный директор компании Baykar Халук Байрактар следующим образом оценил подписанный контракт, сказав: «Мы делаем важный шаг, который укрепляет тесные связи между двумя странами. Подписанное нами соглашение расширит наши возможности в области технологий беспилотных летательных аппаратов, одновременно способствуя развитию потенциала Саудовской Аравии в сфере высоких технологий».
Как указывает ведущее экономическое издание Турции, газета Dünya, компания Baykar, производящая беспилотники TB2 и Akıncı, заработала на экспорте 1,2 млрд долларов из оборота в 1,4 млрд долларов, зарегистрированного в прошлом году. Иными словами, компания около 85% своих доходов получает от экспортных поставок. Число стран, куда был экспортирован более легкий БПЛА TB2, достигло 30, а ударный беспилотник Akıncı, который может перевозить большее количество груза и боеприпасов, был экспортирован в 6 стран.
Как мы можем заметить, Турция на первый план в торгово-экономическом сотрудничестве с КСА пытается вывести свой военно-промышленный комплекс. При этом руководство Турции придерживается позиции, что может идти речь о взаимодополняемости: турецкие технологии должны дополняться саудовским финансовым рычагом. В смысле освоения не только саудовского рынка, но и рынков близлежащих стран, куда саудовцы имеют «привилегированный» доступ.
Отдельно ещё можно отметить то продвижение, которое делает президент Р.Т.Эрдоган своему национальному автопрому, продолжая дарить автомобили марки TOGG главам зарубежных государств. В данном случае – наследному принцу Мухаммеду бен Сальману.
Проблема с автомобилем заключается, прежде всего, в следующем: 1) низком уровне использования своей, турецкой компонентной базы, 2) невысоком (пока) объеме производства, 3) пожалуй, самое главное – нехватка в Турции инфраструктуры для зарядки автомобилей. Решение всех этих трех проблем, как можно судить, требует привлечения зарубежного партнёра, именно с финансовыми возможностями – и КСА, вполне, на эту роль может претендовать.
Вслед за визитом в КСА, президент Р.Т.Эрдоган 18 июля посетил Государство Катар, где был пышно встречен. По случаю 50-летия дипломатических отношений между двумя странами, было опубликовано совместное заявление. В заявлении, опубликованном по случаю 50-летия установления дипломатических отношений между Турцией и Катаром, говорится об «искреннем желании развития экономических и торговых отношений, которые служили бы интересам двух братских стран и их народов».
В совместном заявлении, подписанном министром иностранных дел Хаканом Фиданом и министром иностранных дел Катара шейхом Мухаммедом бен Абдулрахманом бен Касимом Аль Тани, отмечено, что они рады отметить 50-летие установления дипломатических отношений.
В заявлении указано, что турецко-катарские отношения претерпели качественную трансформацию с момента их установления в 1973 году, пока они не достигли стадии стратегического партнерства, и было подчеркнуто, что нынешнее сотрудничество между двумя братскими странами продолжает укрепляться день ото дня под руководством президента Эрдогана и эмира Катара Аль Тани.
В заявлении говорится, что «турецко-катарские отношения отражают глубоко укоренившиеся исторические связи, построенные на политической и социальной основе, поскольку две страны оказывали непоколебимую поддержку друг другу во многие важные поворотные моменты своей истории в духе братства и солидарности, и две страны продолжали оказывать взаимную поддержку в различных областях».
В заявлении, в котором говорилось, что последнее из них было замечено в поддержке, оказанной во время землетрясения, которое Турция пережила в феврале 2023 года, было отмечено следующее:
«Эта солидарность также проявилась в уникальной гуманитарной помощи, предоставленной Государством Катар через созданный им воздушный коридор с военными самолетами для доставки помощи с первого момента землетрясения и облегчения страданий тысяч турок.
Нынешнее стратегическое партнерство между Турцией и Катаром плодотворно на всех уровнях, и две страны имеют схожий подход по большинству региональных и международных вопросов. В двустороннем контексте механизм Высшего стратегического комитета является одним из наиболее конкретных показателей партнерства между двумя братскими странами, члены которого собираются вместе каждый год, начиная с 2015 года. Через этот стратегический комитет было подписано около 100 документов, направленных на повышение уровня двустороннего сотрудничества в различных секторах и областях. Экономическое и торговое сотрудничество между двумя странами за последние несколько лет демонстрирует устойчивый рост с точки зрения объема торговли и инвестиций. Мы искренне желаем развивать экономические и торговые отношения, которые будут служить интересам двух наших братских стран и нашего народа».
В совместном заявлении также было подчеркнуто, что глубоко укоренившиеся культурные, социальные и религиозные связи, черпающие свою силу из глубины истории, сблизили народы двух стран, и были включены следующие заявления:
«Что касается чемпионата мира по футболу FIFA 2022 в Катаре, который был проведен Катаром с беспрецедентным успехом, Турция внесла ценный вклад в успех турнира через свои компании и экспертов в различных областях, особенно в сфере строительства и гостиничного менеджмента, а также обеспечения безопасности. На основе наших стратегических отношений и двустороннего сотрудничества в политической, дипломатической, экономической и коммерческой областях и в соответствии с директивами мудрых лидеров двух стран мы привержены сохранению нашей решимости укреплять наши двусторонние отношения в различных областях, чтобы обеспечить преемственность наших усилий по укреплению двусторонних отношений на благо двух братских стран и народов».
Эмир Катара шейх Тамим Аль Тани поделился в своем аккаунте в Твиттере информацией о визите Эрдогана. Эмир в своем посте написал следующее: «Я был счастлив принять моего брата президента Реджепа Тайипа Эрдогана в Дохе». Шейх Тамим Аль Тани отметил, что «два братских народа объединились для реализации общих интересов, в рамках вывода экономического сотрудничества на более перспективные возможности и горизонты».
Эмир Катара сообщил, что они обсудили с президентом Эрдоганом различные проблемы, стоящие перед регионом и миром, и подчеркнули важность укрепления международной солидарности для их решения.
В третий день своей поездки, 19 июля, президент Турции Р.Т.Эрдоган посетил Объединенные Арабские Эмираты.
В ходе поездки состоялась встреча турецкого лидера с Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном — правителем Абу-Даби и 3-м президентом Объединённых Арабских Эмиратов.
Как сообщило Управление по коммуникациям при администрации президента Турции, в ходе визита турецкого лидера в ОАЭ, между двумя странами было подписано 13 документов в различных областях.
В этом контексте стороны договорились о создании «Стратегического совета высокого уровня» под председательством президента Турции и президента Объединенных Арабских Эмиратов.
В заявлении указано, что принято решение углубить существующее сотрудничество с ОАЭ в таких сферах, как энергетика, транспорт, инфраструктура, логистика, электронная коммерция, финансы, здравоохранение, продукты питания, туризм, недвижимость, строительство, оборонная промышленность, искусственный интеллект и передовые технологии. Отмечено, что общая сумма подписанных соглашений в этих сферах составляет 50,7 млрд долларов.
Обратимся к тем оценкам, которые прозвучали со стороны турецких политологов. Начнем с Бурханеттина Дурана, генерального координатора Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV). 19 июля в изданиях Sabah, Daily Sabah и на сайте SETAV вышла его статья под заголовком «Новая глава в отношениях Турции и Залива после нормализации». Цитируем:
«Президент Реджеп Тайип Эрдоган посетил Джидду, Саудовская Аравия, в понедельник в рамках своего турне по странам Персидского залива. В течение четырех дней он посетит Саудовскую Аравию, Катар, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК) с акцентом на инвестиции и коммерческие отношения. Однако, можно утверждать, что поездка Эрдогана выходит за рамки чисто экономических отношений и знаменует собой начало новой главы в отношениях Турции с Персидским заливом.
Превратив заявку Швеции на членство в НАТО в возможность возродить отношения Турции с Западом на саммите в Вильнюсе на прошлой неделе, турецкий лидер решился на нормализацию отношений со странами Персидского залива.
Его администрация, положившая конец напряженности в отношениях с Саудовской Аравией и ОАЭ за последние два года, в настоящее время продвигает многоаспектное региональное сотрудничество.
Выступая перед камерами в стамбульском аэропорту имени Ататюрка, Эрдоган описал рамки этой инициативы следующим образом: «Продолжающиеся кризисы в мусульманском мире требуют тесных консультаций и сотрудничества с Персидским заливом». Кроме того, он связал свой план по укреплению отношений Турции со странами Персидского залива с «созданием пояса мира, стабильности и благосостояния» вокруг страны в рамках своего видения «консолидации турецкой оси», которое было отражено в его предвыборном манифесте 2023 года. Этот подход выходит за рамки двусторонней торговли и способствует широкому кругу шагов, включая взаимные инвестиции, оборонное сотрудничество, национальную безопасность и солидарность перед лицом региональных и глобальных проблем.
Очевидный вопрос заключается в том, как соответствующие страны снимают напряженность для нормализации и, следовательно, многопланового сотрудничества.
Несомненно, решение Турции предпринять смелые шаги в своих отношениях со странами Персидского залива отражает эволюцию международной системы, которая побудила все соответствующие стороны добиваться нормализации. Частичное отступление Вашингтона с Ближнего Востока и усилия администрации Джо Байдена по репозиционированию США в этом регионе побудили региональные державы, которые не могли победить друг друга, нормализовать свои отношения.
Более того, война на Украине облегчила странам региона достижение автономии во внешней политике, разжигая конкуренцию между Западом и Россией. Само собой разумеется, что Турция воспользовалась этой возможностью наиболее эффективно.
Дипломатия Эрдогана между лидерами и стремление Турции к стратегической автономии после попытки государственного переворота 15 июля 2016 года также повлияли на текущую деятельность страны. Предприняв определенные шаги в Сирии, Ливии и Восточном Средиземноморье, турецкое правительство продемонстрировало готовность рисковать напряженностью в отношениях с США, Европейским союзом и некоторыми государствами Персидского залива, если это необходимо.
В то же время она (Турция – И.С.) оказалась способной принимать самостоятельные решения, выходить из блоковой политики и успешно применять жесткую силу. В частности, Турция сыграла ключевую роль в прорыве катарской блокады и победе Азербайджана в Карабахе, чтобы подчеркнуть важность сотрудничества для других заинтересованных сторон и даже для своих соперников. Эти события также послужили напоминанием странам Персидского залива о том, что они могут доверять Турции как другу и союзнику. Именно так страна смогла способствовать нормализации напряженности и приступила к многоплановому сотрудничеству.
Это именно тот момент, который продолжают упускать критики, которые спрашивают, почему у турецкого правительства возникли трения с соответствующими странами, если оно собиралось наладить отношения с ними.
Несомненно, возрождение отношений Турции с США и ЕС на Вильнюсском саммите будет способствовать ее усилиям по выводу отношений со странами Персидского залива на новый уровень. Этот вклад не будет ограничен инвестициями в ряд секторов, включая энергетику и оборону. В течение следующих пяти лет, Эрдоган намерен предпринять дополнительные шаги в Центральной Азии, на Кавказе, в Персидском заливе и Африке, чтобы превратить Турцию в главного в мире участника международного сотрудничества, стабильности и безопасности. Вряд ли кто-то удивится, если государства Персидского залива окажутся более успешными, чем Запад, в полной оценке реальности Новой Турции и использовании соответствующих возможностей.
Важно напомнить, что региональные власти ценили и считали примером политику автономии и активного нейтралитета Эрдогана во время войны на Украине. Естественно, турецким дипломатам придется преодолеть определенные трудности, поскольку они будут стремиться урегулировать разногласия между несколькими государствами Персидского залива и способствовать созданию атмосферы регионального сотрудничества. Нельзя не заметить, что министр иностранных дел Хакан Фидан, человек, стоящий за усилиями Турции по нормализации, без колебаний приступил к выполнению этой задачи».