Турецкий экспорт: итоги 2012 и прогнозы на 2013 год

В начале 2013 года обнародованы предварительные данные по экспорту Турции в истекшем, 2012, году. По предварительным оценкам он составил около 152,6 млрд долл., в очередной раз продемонстрировав высокие темпы роста по сравнению с прошлыми периодами. Вообще, индексы турецкого экспортного роста не могут не впечатлять: 2010 г. – 11,5%, 2011 г. – с 18,5% Турция восстанавливает и улучшает предкризисные показатели и, наконец – 13,1% в 2012 году. Экспорт в 2011 году составлял 134,9 млрд долл.[i]

На первый взгляд очередной республиканский рекорд побит и новая высота взята. Однако, позволим себе гладкую бумагу дополнить «оврагами».

Прежде всего, турецкие аналитики не скрывают некоторой своей обеспокоенности дальнейшей динамикой экспорта, с учётом того, что запланированный к 2023 году показатель, 500 млрд долл., требует поддержания ежегодного роста на уровне 11,5%.

Фоном для беспокойства служит:

  • Наблюдающееся снижение темпов экономического роста: 2010 г. – 9,2%, 2011 г. – 8,5%, предварительные данные 2012 г. – менее 3%[ii].
  • Планы и прогнозы на экономическую ситуацию в 2013 г. Так, согласно государственной Среднесрочной программе экономического развития, рост экономики Турции в текущем году составит около 4%. Несколько более оптимистично настроена Турецкая ассоциация промышленников и предпринимателей (TÜSİAD[iii]): по их оценкам этот показатель будет в пределах от 4,3%, согласно базовому сценарию, до 6,1%, которые могут «случиться» при благоприятной ситуации в мировой экономике[iv]. При этом нелишним будет здесь напомнить, что для достижения заявленных к 2023 г. амбициозных целей требуется ежегодный экономический рост на уровне 7%.
  • Непростая экономическая ситуация в мировой экономике и в ЕС, в частности — традиционном рынке сбыта для турецкой продукции широкого спектра. И также непростая в целом ситуация на не менее традиционных, чем ЕС, для Турции рынках сбыта Ближнего Востока и Cеверной Африки.
  • Как следствие изложенного выше, растущая конкуренция на «сжимающихся» рынках сбыта с другими международными игроками.

Но, пожалуй, самым серьёзным вопросом являются «драйверы», обеспечившие рост турецкого экспорта в прошлом году. Точнее, официальная статистика указывает на наличие одного, сильно выделяющегося в ряду прочих, фактора – статьи «Жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, бижутерия, металлические монеты».

От внимания не укрылся тот факт, что рост по данной статье в 2012 году по сравнению с предыдущим годом составил 337% или, что несколько наглядней в абсолютном выражении, 12,6 млрд долл. (с 3,7 до 16,3 млрд). Таким образом, её вклад в общий рост экспорта оказался превалирующим – им было обеспечено свыше 70% (!) прироста[v]. Что же до остальных статей экспорта, в т.ч. признанных локомотивов турецкой экономики, то их доля в увеличении поставок за рубеж была гораздо скромнее и редко по каким позициям превысила 2-3%.

Развивая вопрос, следует констатировать, что значительную долю в статье, которая оказалась прорывной в 2012 году, составляет золото и изделия из него.

Действительно, в прошлом году наблюдался всплеск внешнеторговых операций с золотом, незамедлительно привлекший внимание аналитиков, суть рассуждений которых, дополненную данными официальной статистики, можно свести к следующему:

  • Иран испытывает острую потребность в золоте, как в средстве расчётов на мировых рынках и защиты национальной экономики в условиях негативного влияния международных санкций[vi].
  • Золото является средством расчётов в различных бартерных схемах покупки Турцией иранских энергоносителей. В частности, в качестве одного из вариантов, прессой отмечаются расчёты за природный газ, осуществляемые в Турции в турецких лирах, которые в дальнейшем конвертируются в золото, вывозимое тем или иным путем в ИРИ[vii].
  • Для полноты картины — по официальным данным импорт из Ирана по статье «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, минеральные воски» (куда, собственно, и входят энергоносители) в 2010 году составил 6,7 млрд долл., в 2011 г. – 11,0 млрд.долл., в 2012 г. – 10,7 млрд долл.[viii]
  • Турция, не являясь важным производителем золота, в 2012 году из импортёра резко переквалифицировалась в экспортёра этого драгметалла[ix]. Естественно, поставленное золото в большей своей части не являлось добытым в Турции. Речь идёт об импорте, в частности, из Швейцарии. Необходимо напомнить, что Швейцария на протяжении последних лет занимает лидирующую строчку в поставках золота в Турцию: 2008 г. – 3,7 млрд долл., 2009 г. – 573 млн долл., 2010 – 1,4 млрд долл., 2011 г. – 2,8 млрд долл., 2012 г. (первое п/г) – 1,3 млрд долл. Вторую и третью строчку в поставках золота в Турцию занимают Южная Африка и ОАЭ[x].
  • Первая половина 2012 года отмечена высоким объёмом поставок золота в Иран. Согласно данным официальной статистики за первые шесть месяцев объём поставок золота из Турции за рубеж составил 5,4 млрд долл., из которых 4,4 млрд долл. пришлось на ИРИ. Для сравнения: в 2008 и в 2009 году – поставок в Иран не зафиксировано, в 2010 г. их осуществлено в общем на сумму 82 млн долл., в 2011 г. – 52 млн долл.[xi]
  • Во второй половине года, по тем или иным причинам[xii], поток поставок золота, предназначенных для Ирана, был перенаправлен в ОАЭ (которые многими рассматриваются в т.ч. в качестве одного из центров международной торговли ИРИ), что привело к тому, что Эмираты резко поднялись в рейтингах импортёров турецкой продукции.

Немного статистики. В первом полугодии 2012 года экспорт из Турции в ОАЭ и импорт в Турцию из ОАЭ по статье «Жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, бижутерия, металлические монеты» составили 673 млн и 1,699 млрд долл. соответственно. Аналогичные показатели второй половины года: экспорт – 4,957 млрд, а импорт – 1,627 млрд долл. В общей сложности за 2012 г.: экспорт – 5,6 млрд долл., импорт – 3,3 млрд долл.

Не преминули некоторые представители прессы и обвинить руководство страны в том, что включая бартерные схемы в официальную статистику по экспорту преследуется задача закамуфлировать истинное положение дел с экспортом турецкой продукции.

Вряд ли это утверждение можно считать справедливым, с учётом того, что ситуация абсолютна читаема даже на основе официально публикуемых данных. Тем не менее, ответом на подобные выпады можно считать пресс-релиз, опубликованный в июле прошлого года Государственным комитетом по статистике Турции, в котором содержатся данные за первое полугодие по экспорту-импорту золота, как в плане объёмов, так и направлений торговли, не отрицается торговля с Ираном (а что тут, собственно, и отрицать-то[xiii]), а также обосновывается правомерность включения бартерных схем в статистику внешней торговли, в т.ч. применительно к рассматриваемому случаю.

Тем не менее, с учётом изложенного выше турецкие экспортные достижения смотрятся несколько иначе. Признав удовлетворительным утверждение, что поставки золота за рубеж в рамках по сути бартерных схем расчётов должны включаться в общие показатели экспорта, сути это не меняет. В статистику оказалось включенным золото, как средство расчётов за энергоносители, более того, не добываемое в Турции и не обладающее значимой добавленной стоимостью, созданной при его переработке в стране, зато имеющее международный сертификат, а посему спокойно могущее использоваться получателем, т.е. ИРИ, в дальнейших расчётах, в т.ч. на внешних рынках.

Очищенный же от поставок золота за рубеж рост экспорта в 2012 году составил лишь 3,8% (разумеется, «лишь» — по сравнению с исходным брутто-показателем 13,1%)[xiv]. И в этом смысле вряд ли 2012 год следует считать уж слишком успешным для турецких экспортёров на фоне предыдущих достижений. Напомним, что тот самый показатель, т.е. экспортный рост, очищенный от поставок золота, находился в 2002-2008 гг. на уровне в среднем 22%, а в 2010-2011 гг. – 17%[xv].

Имея теперь некоторую ясность относительно того, как образовался тринадцатипроцентный рост, уместно кратко остановиться на физическом наполнении 3,8%.

Перечислим в порядке убывания основные статьи, внесшие наибольших вклад в экспортные поставки Турции в 2012 году (за исключением золота): транспортные средства – 15,2 млрд долл. (9,9% общего объёма экспорта), машины и оборудование – 12,0 млрд долл. (7,9%), железо и сталь – 11,3 млрд долл. (7,4%), электротехническая продукция – 9,4 млрд (6,2%), вязаная одежда — 8,4 млрд долл. (5,5%) и минеральное топливо – 7,7 млрд долл. (5,1%). Заметим при этом, что бессменный лидер турецкого экспорта на протяжении последних лет – автомобильная промышленность, показала в прошлом году отрицательный показатель (-4% в общей сумме по статье транспортные средства), поколебавший уверенность в незыблемости её позиций в будущем.

Большинство из перечисленных в предыдущем параграфе отраслей не стали лидерами с точки зрения темпов роста по сравнению с 2011 годом. Здесь на первый план вышли статьи, существенного вклада в общую копилку не принесшие[xvi]. Ни по одной из них вклад в суммарный объём экспорта даже не приблизился к одному проценту.

Что же до вклада в прирост экспорта в 2012 г. в размере 17,6 млрд долл., то здесь, за вычетом поставок золота, следует выделить: минеральное топливо (6,3%), различные промышленные товары (3,9%), электротехническую продукцию (2,9%), котлы и оборудование (2,5%), пластмассы и изделия их них (2,5%), ковры и покрытия (2,3%), продукцию из железа и стали (2,0%). Но, повторимся, из 17,6 млрд долл. прироста экспорта в 2012 году, 12,6 млрд обеспечено поставками золота и изделий из него, т.е. 71,5%.

Существующие и потенциальные источники роста турецкого экспорта оказались в центре исследования, подготовленного авторитетным деловым изданием «DÜNYA» («Мир») под заголовком «Турецкая экономика — 2013». Со страниц ежегодника выступили представители как руководства страны, так и бизнеса[xvii].

В числе первых можно отметить министра экономики З. Чаглаяна, министра науки, промышленности и технологий Н. Эргюна, министра энергетики и природных ресурсов Т. Йылдыза, министра транспорта, судоходства и связи Б. Йылдырыма, министра пищевой промышленности, сельского хозяйства и животноводства М. Экера, министра лесных и водных работ В. Эроглу.

По вполне понятным причинам, они выступают с меньшими оговорками и с выражением большей уверенности в будущем, чем, скажем, те же представители бизнеса. Цитируем…

Министр экономики Зафер Чаглаян: «2013 год пройдёт легче по сравнению с 2012-м… Турция – безопасная гавань, сияющая звезда, как с точки зрения роста, экспорта продукции и услуг, прямых иностранных инвестиций, так и с точки зрения финансового сектора…».

Министр науки промышленности и технологии Нихат Эргюн: «В 2013 году изменится композиция роста. То есть в прошлом году рост был сфокусирован на внешней торговле. В 2013 и последующих годах мы увидим, что внутренний спрос вносит положительный вклад в рост…».

Министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз: «Турция с реализованными проектами /в сфере энергетики – авт./ стала страной, которая не испытывает проблем с удовлетворением собственных энергетических нужд. Она становится энергетическим центром региона…».

Министр транспорта, мореходства и связи Бинали Йылдырым: «В основе того, что Турция не подвержена кризису лежат сделанные инвестиции… В 2013 году будет начато 102 проекта, 434 проектов – продолжатся, 111 проектов – будут завершены… На протяжении последних 10 лет как Турция росла, так этот рост и будет продолжен в 2013 году…».

Министр пищевой промышленности, сельского хозяйства и животноводства Мехмет Мехди Экер: «В результате претворенных в жизнь структурных изменений и реформ, проводимой эффективной политики и мер поддержки, сельское хозяйство, демонстрируя в последние годы большой рост, пришло к состоянию, когда оно вносит важный вклад в экономику и социальную жизнь…».

Министр лесного и водного хозяйства Вейсель Эроглу: «В нашем министерстве мы провозгласили 2013 год Годом прорыва в сфере услуг. Реализуя все вместе в будущем /т.е. в уже наступившем – авт./ году крупные проекты, мы пополним спектр услуг, предоставляемых населению…».

Отдав должное официальным лицам, обратимся всё же к менее скованным рамками, в плане публичных выступлений, частникам.

Частный бизнес, давший общую оценку тенденциям развития мировой и турецкой экономики, был представлен крупнейшими компаниями страны, включая такие, хорошо известные холдинги, как KOÇ, SABANCI, DOĞUŞ, ANADOLU, BORUSAN, ZORLU, SANKO, BOYNER, KİBAR, AKKÖK, EREN, а также различными их объединениями – TÜSİAD, TOBB, TÜRKONFED, GYİAD, İSO, TÜMSİAD, TUSKON, TİM, ASKON, организованными промышленными зонами Бурсы, Аданы, Кайсери, Измира, Эскишехира, Анкары (OSTİM).

Помимо общих оценок, основное содержание отчёта составляет анализ положения в тридцати одной отрасли турецкой экономики с изложением позиции представителей специализированных ассоциаций и крупных компаний. Упомянутые отрасли включают строительство, керамическую, стекольную промышленность, производство цемента, горную добычу, энергетику, автопром, сталелитейную промышленность, металлургию, химическую промышленность, производство краски, пластиков, розничную торговлю, производство готовой одежды, текстиля, сельское хозяйство и животноводство, информационные технологии и связь, электротехнику и электронику, бытовую технику, упаковочную промышленность, туризм, здравоохранение, образование, оборонную промышленность, логистику, судостроение и морские перевозки, мебельную промышленность, банковский сектор, факторинг и страхование. Данные по ним, переработанные и сведённые в табличную форму, приводятся в Приложении к настоящей статье.

Перечислим некоторые основные выводы, которые можно сделать на основе представленных данных.

  • Отрасли, ситуация по которым видится достаточно благополучной и предполагаются высокие показатели роста:

Несмотря на не то, чтобы очень благополучный год для турецких производителей, отраслей, прогнозы по которым положительные – немало, если не сказать, большинство из рассмотренных. Это утверждение касается керамической и горнодобывающей промышленности, производства цемента, сталелитейной промышленности, металлургии, машиностроения, химической промышленности, производства краски, пластиков, розничной торговли, текстиля, информационных технологий и связи, производства бытовой техники, электротехники и электроники, производства упаковки, мебельной промышленности. Хорошая динамика предсказывается оборонной промышленности, в которой активно идёт разработка и внедрение собственных образцов военной техники и наращивание экспортных поставок.

Весьма важным видится положительный прогноз на состояние финансового сектора, включая банки, страхование и факторинг. Энергетика, телекоммуникации и связь являются секторами турецкой экономики, наиболее привлекательными для привлечения инвестиций, в т.ч. из-за рубежа.

  • Отрасли, по которым прогнозы умеренно положительные и предстоит «побороться»:

Это может быть отнесено с строительно-подрядному сектору, чья важность для турецкой экономики не может быть переоценена[xviii], стекольной промышленности, производству готовой одежды, сельскому хозяйству и животноводству, туризму (где Турция продолжает активно бороться за туристические потоки) и логистике.

Касательно строительно-подрядного сектора осторожную позицию издательства «DÜNYA» можно понять с учётом растущей конкуренции на мировых рынках. Однако, и повод для оптимизма наличествует: 2012 год отмечен взятием рекорда по объёму присуждённых заказов за рубежом – 26,6 млрд долл. (предыдущая рекордная отметка до этого была отмечена в 2007 году – 25,2 млрд долл.). Более того, список из 225 крупнейших мировых строительных подрядчиков регулярно пополняется турецкими участниками – на настоящее время их уже тридцать три[xix].

  • Статьи, вызывающие наибольшую обеспокоенность:

Их немного, зато каких…

Речь, прежде всего, идёт об автомобильной промышленности, которая до сих пор устойчиво занимает первую строчку в статьях турецкого экспорта. Даже сохранение в текущем году позиций 2012 года, когда внутренний рынок по сравнению с 2011 г. уменьшился на 10% и экспорт — на 7%, при падении на 7% объёмов производства, признаётся турками в качестве положительного результата.

Негативный прогноз даётся и на турецкое судостроение, на которое в прошлом возлагались большие надежды. Здесь наблюдается резкое снижение объёмов заказов и простой производственных мощностей. Ситуация поддерживается на плаву, помимо всего прочего, за счёт государственного заказа, в т.ч. на металлоконструкции, но не более того.

Логично, что в вышеуказанных отраслях, т.е. в автомобилестроении и судостроении, можно ожидать удвоенных усилий турецкого государства и отраслевиков по выправлению ситуации.

  • Важнейшие вызовы, стоящие перед турецкими производителями:

В первую очередь, их числе называют «охлаждение» национальной экономики.

Далее. Важным фактором является экономическая ситуация в Европе, где падает спрос на продукцию турецких производителей, и политические процессы в странах Ближнего Востока и Северной Африки, негативно влияющие на внешнюю торговлю. Хотя и здесь не все так однозначно. К примеру, наращивается торговля с Ираном (про что было сказано выше) и Ираком. В отношении последнего можно слышать даже оценки, что «иракскую войну выиграла Турция». Они — неудивительны, с учётом того, что в последнее десятилетие среднегодовые показатели роста турецкого экспорта в Ирак составляли порядка 25%. В 2012 году он вырос до 10,8 млрд долл. (30% роста по сравнению с 2011 г.)[xx]. Значит, можно работать, умеючи-то.

Тем не менее, нестабильная ситуация в мировой экономике и международной торговле подстёгивает турецких экспортёров к активным мерам по удержанию своих позиций на существующих рынках и поиску новых торговых «путей». Хорошим индикатором активности бизнеса страны является насыщенная программа зарубежных визитов турецких деловых миссий — в сопровождение визитов высокого уровня, по линии двусторонних деловых советов, Меджлиса турецких экспортёров и т.д.

В числе прочих аспектов, вызывающих обеспокоенность – зависимость от поставок материалов и компонентов из-за рубежа для целого ряда отраслей (металлургия, машиностроение, химическая промышленность, производство пластиков), потребность в инвестициях (в т.ч. в реализации отложенных в кризисные годы капиталовложений), наращивании НИОКР, направленных в т.ч. на увеличение добавленной стоимости выпускаемой продукции и проч. Про конкуренцию с дешёвыми продукцией и услугами китайских компаний и говорить не надо…

  • Про положительные моменты:

Поводы для оптимизма у турецких производителей наряду с беспокойством, безусловно, наличествуют.

В числе факторов внутреннего характера можно упомянуть, в первую очередь, планы по урбанизации страны, «стоимость» которых оценивается на уровне 400 млрд долл., высокая потребность в обновлении жилого фонда страны (около 40%) и запланированные мега-проекты, которые сулят много работы турецким строителям и смежниками. Среди мега-проектов – сооружение канала Стамбул, третьего моста через Босфор, третьего аэропорта Стамбула, первых атомных электростанций страны (в т.ч. АЭС «Аккую» и «Синоп»), прочие инфраструктурные проекты, включая аэропорты, автодороги и линии, в т.ч. скоростного, железнодорожного сообщения и т.д. Всё это, безусловно, тянет за собой заказы для широкого спектра турецких отраслей даже при присуждении подряда зарубежным компаниям.

Характерным примером можно считать российско-турецкий проект АЭС «Аккую», про степень локализации в котором в Турции рассуждают немало. Одно можно утверждать со всей определённостью – все усилия турецкой стороны будут приложены к её максимизации (разумеется, речь не идёт об инвестировании средств).

В развитие… Интерес у иностранных инвесторов к Турции – неизменно высок и здесь можно только восхищаться тем, насколько грамотно турецкой стороне его удается подогревать, формируя для Турции имидж страны–центра притяжения инвестиций и региональной производственной площадки. Труды не пропадают даром – наметился, и даже не «вчера», тренд по переносу производства из европейских стран с дорогой рабочей силой в Турцию при наличии в стране крупных производственных мощностей, значимых в мировом хозяйстве и ведущих внешнеторговую деятельность с широким перечнем стран.

В составе этих отраслей, в частности: автомобильная промышленность (несмотря на трудности прошлого года переместившаяся вверх на шестнадцатую строчку в мире по объёму производства[xxi]). керамическая промышленность (№1 в ЕС по продажам), производство цемента (№4 в мире по объёмам производства и №2 – в Европе), сталелитейная промышленность (№8 в мире и №2 в ЕС по объёму производства), производство краски (№6 в ЕС по производственным мощностям), производство пластиков (№3 в ЕС по мощностям) и т.д.

Подводя черту под рассмотрением прилагаемой сводной таблицы, стоит заметить, что, несмотря на некоторую осторожность высказываний «отраслевиков» и все оговорки из серии «если», применительно к факторам риска как внешнего, так и внутреннего свойства[xxii], простое суммирование прогнозов по экспорту 2013 года по каждой из отраслей уже выведет нас на величину, большую показателей 2012 года – свыше 157 млрд долл. Т.е. приблизительно на ту величину, о которой говорят наиболее осторожные прогнозисты, сулящие турецкому экспорту в 2013 году четырёхпроцентный рост (около 158 млрд долл. согласно Среднесрочной программе развития). При этом следует учесть, что в таблице Приложения просуммированы лишь те сектора, по которым есть данные прогнозов и, более того, по которым они представлены в денежном эквиваленте. Что как ни это может свидетельствовать об оптимизме турецкого бизнеса, невзирая ни на что.

В заключение процитируем бывшего государственного министра (58-60 правительства ПСР), ответственного за внешнюю торговлю Куршада Тюзмена «… В настоящее время наблюдается некоторый застой в экспорте. Все причины этой ситуации сводить лишь к кризису было бы неправильным. Необходима серьёзная консолидация. Модель которые мы применяли /в бытность К. Тюзмена министром – авт./ была очень успешной. Работая над диверсификацией рынков, здесь обеспечили успех. Моим преимуществом было то, что на меня были замкнуты таможня, Эксимбанк, внешняя торговля. Обеспечивая из одного центра координацию, я управлял всеми аспектами внешней торговли. То, что нас подняло в вопросе экспорта в атаку, после кризиса 2001 года – была та модель, которую мы использовали в период 2002 – 2008 года. Эта модель снова должна быть претворена в жизнь. Если вы спросите «о чём собственно речь?» — должны наращиваться количество выставок, приём и отправка торговых делегаций. Должны быть ускорены таможенные и бюрократические процедуры…»[xxiii].

Насколько наблюдался в период после кризиса 2008 г. отход от модели, упомянутой К. Тюзменом, является вопросом весьма спорным. Поскольку характерными чертами турецкой политики в сфере экспорта является постоянный, в режиме on-line[xxiv], анализ состояния турецкого производства и экспортных поставок, исследование ситуации и тенденций развития мировых рынков, в первую очередь, разумеется, с точки зрения возможностей для бизнеса страны, выявления целевых рынков и точек для прорыва, и, что немаловажно, доведение результатов этих исследований до частного бизнеса, в т.ч. через различные Интернет-ресурсы, усилия по превращению страны (и не только Стамбула) в региональный выставочный центр, кипящая жизнь по отправке и приёму многочисленных торговых делегаций, с весьма широкой географией пунктов назначения. И, в конце концов – попытка систематизировать работу и консолидировать усилия всех государственных ведомств и частного бизнеса, направленные на продвижение за рубеж турецкой продукции и услуг. В этой связи можно ещё раз вспомнить об Экспортной стратегии страны, явившейся в итоге государственно-частным проектом, и о ведущейся постоянно работе по принятию отдельных стратегических документов по каждой отрасли турецкой экономики[xxv].

Что и говорить «порядок бьёт класс», и думается ближайшие годы Турция, не богатая естественными сырьевыми статьями экспорта, демонстрируя системный, творческий и активный подход, имеет шансы справиться с непростой ситуацией и эту старую истину подтвердить. Иншалла, конечно…

Приложение: Сводная таблица


[i]           Türkiye İstatistik Kurumu. Haber Bülteni. Sayı 13428. 31 Ocak 2013. http://www.tuik.gov.tr/PreHaberBultenleri.do?id=13428

[ii]           Türkiye Ekonomisi 2013. Dünya. Ocak 2013. İstanbul.

[iii]          Некоторые сведения об Ассоциации можно почерпнуть в http://www.iimes.ru/?p=16652

[iv]          Türkiye Ekonomisi 2013. Dünya. Ocak 2013. İstanbul.

[v]           По данным Государственного комитета по статистике (Türkiye İstatistik Kurumu). http://www.tuik.gov.tr/

[vi]          http://www.cnnturk.com/2012/ekonomi/11/01/ft.turkiye.ihracatini.altin.surukluyor/682715.0/index.html

[vii]          http://www.hurriyet.com.tr/ekonomi/22286556.asp

[viii]         По данным Государственного комитета по статистике (Türkiye İstatistik Kurumu). http://www.tuik.gov.tr/

[ix]          Заинтересовавшиеся объёмами и направлениями турецкого экспорта золота могут обратиться к официальным статистическим данным на сайте турецкого Государственного комитета по статистике (Türkiye İstatistik Kurumu) или Ассоциации экспортёров ювелирных изделий (Mücevher İhracatçıları Birliği). Справедливости ради надо отметить, что не обладая значимыми золотыми запасами, Турция располагает рядом современных и сертифицированных, в т.ч. международными институтами, предприятий по переработке золота. В этом контексте импорт золота и его переработка в Турции с последующей поставкой на мировые рынки смотрится абсолютно логично.

[x]           T.C. Türkiye İstatistik Kurumu Başkanlığı. Altın ihracat ile ilgili kamuoyu açıklaması. No:23. Tarih: 31/07/2012.

[xi]          T.C. Türkiye İstatistik Kurumu Başkanlığı. Altın ihracat ile ilgili kamuoyu açıklaması. No:23. Tarih: 31/07/2012.

[xii]          В качестве одной из версий называется возникшее повышенное внимание мирового сообщества к этим поставкам, прежде всего, со стороны США.

[xiii]         Товарооборот между двумя странами в 2012 году составил 22 млрд долл. Согласно заявлениям иранской стороны руководством двух стран согласовано его увеличение в ближайшие годы до 50 млрд долл. при наращивании сотрудничества по широкому спектру направлений. İran – Türkiye ortak otomobil üretebilir. Dünya Gazetesi. 14.03.2013 Perşembe.

[xiv]         По данным Государственного комитета по статистике (Türkiye İstatistik Kurumu). http://www.tuik.gov.tr/

[xv]          Türkiye Ekonomisi 2013. Dünya. Ocak 2013. İstanbul.

[xvi]         Хотя и тут всё относительно. Турки в полной мере усвоили выражение «курочка по зёрнышку» и реализуют практику «малых дел».

[xvii]         Türkiye Ekonomisi 2013. Dünya. Ocak 2013. İstanbul.

[xviii]        Давно замечено, что «турецкая экономика растёт со строительным сектором, с ним же и останавливается», т.е. прослеживается достаточно прямая корреляция между экономическим ростом Турции и ростом строительно-подрядного сектора.

[xix]         Yurtdışı müteahhitlikte büyüme hızlı, gelir düşük. Dünya Gazetesi. 14.03.2013 Perşembe.

[xx]          FT: Irak savaşını Türkiye kazandı. Dünya Gazetesi. 14.03.2013.

[xxi]         Türkiye, dünya otomotiv liginde bir basamak yükseldi. Dünya Gazetesi. 18.03.2013.

[xxii]         Не вдаваясь в подробности, следует упомянуть: решение курдского вопроса и принятие новой Конституции. В календаре внутриполитической повестки — местные выборы октября 2013 года и окончание 28 августа 2014 г. срока полномочий действующего президента А. Гюля и последующие выборы нового президента. Сирийский и курдский вопросы остаются факторами нарастающей усталости населения, а посему их скорейшее и благополучное решение — критично для сохранения доминирующих позиций правящей Партии справедливости и развития.

[xxiii]        İhracatta 2002-2008 modeline dönülmeli. Dünya Gazetesi. 15.03.2013 Cuma.

[xxiv]        Красивой «фишкой» является публикация на сайте Меджлиса турецких экспортёров (TİM) данных по экспорту с практически ежедневным обновлением http://www.tim.org.tr/tr/ По состоянию на утро 20 марта «экспортные часы» показывают: данные за день – 442,6 млн долл., за месяц – 7,379 млрд долл., за год – 30,075 млрд долл. Раскрытие цифр по экспорту в феврале месяце (январь – 11,509 млрд, февраль – 11,692 млрд), сделанное TİM, сопровождалось требованиями дополнительных мер государственной поддержки экспорта, включая предоставление финансирования, сбалансированную курсовую политику и т.д., озвученными главой организации М. Бюйюкекши. Темпы роста экспорта в начале года были названы «недостаточными». İhracatçı şubatta da zoru başardı. TİM Report. Dünya Gazetesi. 8 Mart 2013. Примечание авт.: есть некий разнобой между итоговой цифрой за год и помесячной суммой, обусловленный, по-видимому, предварительностью публикуемых данных, которые постоянно корректируются.

[xxv]         Разработка отраслевых стратегий ведётся по шаблону. К настоящему времени (середина марта месяца 2013 г.) принято шесть документов, касающихся сталелитейной промышленности, электротехники и электроники, химической промышленности, машиностроения, автопрома и керамической промышленности. Прочие документы – на стадии разработки и принятия.

62.96MB | MySQL:102 | 0,607sec