1 февраля с.г. Совет Федерации, верхняя палата российского парламента, вслед за Государственной Думой ратифицировал соглашение по проекту газопровода «Турецкий поток», подписанное Россией и Турцией 10 октября 2016 года.
Целью межправительственного соглашения (основные положения которого автор подробно проанализировал в публикациях сайта Института Ближнего Востока[i]) является создание благоприятной, прозрачной и стабильной нормативно-правовой базы, включая налоговый и таможенный режимы, для проектирования, строительства и эксплуатации газопроводной системы, создаваемой для поставок российского газа в Турцию, а также для транзитной транспортировки российского газа через эту страну.
Согласно документу, за реализацию соглашения будет отвечать компания «Газпром» с российской стороны и компания Botas с турецкой стороны.
Газопроводная система пройдет через акваторию Черного моря из России (от компрессорной станции «Русская» в Краснодарском крае) до приемного терминала на побережье Турции и будет состоять из двух ниток общей максимальной технической проектной производительностью 31,5 млрд куб. м газа в год (по 15,75 млрд куб. м газа в год каждая).
Одна из ниток будет предназначена для снабжения турецких потребителей, вторая – для транспортировки топлива на границу с Грецией и, возможно, далее в южноевропейские страны.
Протяженность подводного участка газовой магистрали составит примерно 920 км, транзитного сухопутного – около 200 км.
Причем примерно 650 км пройдут по такому же маршруту, по которому планировалось провести газопровод «Южный поток», отмененный Россией в связи с неконструктивной позицией Европейского союза и соглашательской политикой Болгарии в декабре 2014 года. Примерно 250 км газовой магистрали будут проложены по новому маршруту.
Предполагается, что налогообложению как в России, так и в Турции не будет подлежать деятельность компании по морскому участку, которая осуществляется в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств-участников в Черном море.
Также стороны не будут применять налоги, таможенные пошлины, сборы и прочие аналогичные платежи в отношении транспортных и технических средств (в том числе к ним относятся и суда), труб, любых других предметов материально-технического назначения, которые перемещаются для реализации проекта в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах стран-участниц в Черном море.
Соглашение «предусматривает создание благоприятной нормативно-правовой базы, включая налоговые и таможенные режимы, для проектирования, строительства и последующей эксплуатации газопровода»[ii], заявил представляющий в парламенте проект представитель правительства, статс-секретарь – заместитель министра энергетики Ю.П.Сентюрин.
Чиновник напомнил, что «Турецкий поток» предназначен для поставок российского газа на территорию Турции, а также «для обеспечения выполнения российской стороной своих обязательств по поставкам российского газа на территорию государств Европейского союза после 2019 года».
Примечательно, что, по словам Ю.П.Сентюрина, газопровод не позволит полностью отказаться от транзита российского «голубого топлива» через Украину, но поможет «значительно снизить связанные с этим риски»[iii].
Вице-спикер Совета Федерации И.М-С.Умаханов отметил, что ратификация документа имеет важный политический сигнал для полноформатного восстановления российско-турецких отношений[iv].
Напомним, 20 января с.г., проект «Турецкий поток» ратифицировала Государственная Дума России.
При этом турецкая сторона завершила ратификацию межправительственного соглашения в декабре 2016 года.
Реализация морской части проекта запланирована на вторую половину этого года, а полностью обе нитки должны быть введены в строй до конца 2019 года.
Под занавес минувшего года совет директоров «Газпрома» принял решение, касающееся финансирования строительства газопровода «Турецкий поток».
В частности, была одобрена выдача займа на 310 млн евро компании South Stream Transport B.V. сроком на 3,5 года.
Эти средства компания должна потратить на закупку труб и их хранение, закупку различного оборудования для строительства газопровода, а также на выполнение строительно-монтажных работ.
Проценты по договору начисляются «Газпромом» ежемесячно в размере 1,13% годовых от суммы задолженности по основному долгу. Размер процентной ставки может быть изменен по соглашению сторон.
За нарушение сроков возврата основного долга и уплаты процентов «Газпром» вправе требовать от South Stream Transport B.V. пени в размере 0,01% от суммы несвоевременно перечисленных денежных средств за каждый календарный день просрочки. South Stream Transport B.V. обязуется возвратить сумму основного долга не позднее 30 июня 2020 года[v].
Как указано в пояснительных документах к законопроекту о ратификации межправсоглашения, суммарные инвестиции в реализацию проекта строительства газопровода «Турецкий поток» с учетом уже ранее сделанных вложений в рамках закрытого Россией проекта «Южный поток» оцениваются в 7 млрд евро.
«Инвестиции, необходимые для реализации проекта в двухниточном исполнении, включая затраты, понесенные ранее в рамках реализации морского участка проекта «Южный поток», составляют около 7 млрд евро», – отмечено в финансово-экономическом обосновании к законопроекту о ратификации межправительственного соглашения между Россией и Турцией по проекту газопровода.
Для справки: Изначально «Газпром» планировал построить «Турецкий поток» в четыре нитки общей мощностью 63 млрд куб. м в год и оценивал проект в 11,4 млрд евро.
Первая нитка обойдется в 4,3 млрд евро (без НДС), в августе 2015 года проинформировал первый заместитель начальника департамента по управлению проектами «Газпрома» А.М.Серебряков[vi]. Эта сумма уже учитывала затраты, понесенные на «Южный поток», которому «Турецкий поток» пришел на смену.
Для «Южного потока» были заказаны трубы для двух ниток на 2 млрд евро. Большая их часть находится в болгарских портах Бургас и Варна.
По информации компании South Stream Transport, проектной «дочки» «Газпрома».
«Газпром» заплатил около 300 млн долларов за простой судов компании Saipem, которая должна была строить сначала первую нитку «Южного потока», а затем первую нитку «Турецкого потока». Контракт с подрядчиком был расторгнут.
Сообщалось, что Saipem требует в международном арбитраже от South Stream Transport около 680 млн евро компенсации.
Стоит подчеркнуть, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту о ратификации межправсоглашения есть уточнение, что проектированием, строительством и эксплуатацией морского участка занимается российская сторона, а сухопутного участка первой нитки газопровода занимается Турция.
Реализацией сухопутного участка «Турецкого потока» по территории Турции займется совместное предприятие, в котором по 50% долей будет принадлежать каждой из сторон.
«Надежные и бесперебойные поставки российского газа по газопроводу “Турецкой поток” позволят обеспечить ежегодные поступления в бюджет России экспортных пошлин в размере около 750 млн долларов только в отношении первой нитки газопровода, предназначенной для поставок газа турецким покупателям. В случае реализации второй нитки и в зависимости от перечня стран, покупатели газа из которых будут получать газ, идущий транзитом через Турцию из второй нитки, сопоставимые поступления в бюджет России могут быть обеспечены за счет экспортных пошлин по поставкам по второй нитке», – написано в документе.
В конце 2016 года глава «Газпрома» А.Б.Миллер выступил на селекторном совещании, отметив, что получены разрешения и согласования по «Турецкому потоку» и во второй половине 2017 года начнется укладка трубы в Черном море.
«Надо отметить то, что в этом году мы с вами в полном объеме закончили создание на российской территории мощностей для подачи 31,5 млрд куб. м газа в газопровод “Турецкий поток”. Это касается и линейной части, это касается и компрессорных станций. То есть готовность с российской стороны для поставок газа по “Турецкому потоку” по итогам нашей работы в 2016 году 100-процентная»[vii], – подчеркнул А.Б.Миллер.
27 января с.г. заместитель министра энергетики России А.Б.Яновский подтвердил информацию главы «Газпрома», отметив, что все необходимые разрешения для начала строительства газопровода получены[viii].
На данный момент уже подписан контракт с компанией Allseas Group на строительство первой подводной нитки газопровода.
Договор предусматривает, что в случае удачного выполнения всех работ, связанных с укладкой первой очереди газовой магистрали, строительная компания получит подряд и на вторую.
Согласно подписанному контракту Allseas Group должна проложить по дну Черного моря более 900 км газопровода. Для работ по прокладке первой нитки будет использовано крупнейшее в мире строительное судно Pioneering Spirit, оснащенное шестью установками для сварки и нанесения покрытия.
Таким образом, юридические препятствия для строительства «Турецкого потока» устранены. Пора переходить к практической реализации проекта. Удастся ли это России и Турции?
[i] См. подробнее: Касаев Э.О. Размышления после подписания межправсоглашения по «Турецкому потоку». Часть 1 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 14.10.2016.URL: http://www.iimes.ru/?p=30303 ; Касаев Э.О. Размышления после подписания межправсоглашения по «Турецкому потоку». Часть 2 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 15.10.2016.
URL: http://www.iimes.ru/?p=30324
[ii] Совфед ратифицировал соглашение о проекте газопровода «Турецкий поток» // ТАСС, 01.02.2017. Интернет-ресурс.URL: http://tass.ru/ekonomika/3987492
[iii] Там же.
[iv] Совет Федерации ратифицировал соглашение о «Турецком потоке» // Интерфакс, 01.02.2017. Интернет-ресурс.URL: http://www.interfax.ru/russia/547931
[v] «Газпром» предоставит South Stream Transport заем на «Турецкий поток» // РИА Новости/Прайм, 30.12.2016. Интернет-ресурс.URL: https://ria.ru/economy/20161230/1484962980.html
[vi] «Газпром» назвал цену четырех ниток «Турецкого потока» // РИА Новости/Прайм, 10.08.2015. Интернет-ресурс.URL: https://ria.ru/economy/20150810/1176383021.html
[vii] Выступление Алексея Миллера на предновогоднем селекторном совещании // Официальный сайт компании «Газпром», 29.12.2016. Интернет-ресурс. URL: http://www.gazprom.ru/press/miller—journal/902448/
[viii] Совет Федерации ратифицировал соглашение о «Турецком потоке» // Ведомости, 01.02.2017. Интернет-ресурс.URL: http://www.vedomosti.ru/business/news/2017/02/01/675739-sovet-federatsii-turetskom