О планах по развитию танкерного флота Ирака

Несмотря на географически неудачную конфигурацию береговой линии Ирака, выходящей к Персидскому заливу (мы уже сообщали ранее об имеющихся у страны трудностях, связанных с обеспечением свободного доступа в «открытое море», в материалах статей  http://www.iimes.ru/?p=32258 и http://www.iimes.ru/?p=32295), иракское руководство целенаправленно реализует ряд программ по развитию инфраструктуры портов Басра и Умм-Каср, ведутся дноуглубительные работы на основных и запасных фарватерах, планируется строительство новых плавучих заправочных терминалов, закупается новое радиолокационное оборудование, обновлен парк лоцманских судов и портофлота, готовятся новые площадки под выгрузку контейнеров в северном Умм-Касре и под постройку зернового разгрузочного комплекса в южном Умм-Касре. Совершенствование портового хозяйства страны является залогом стабильных экспортно-импортных операций, поскольку порядка 85% всех грузов, поступающих в Ирак и почти вся нефть и продукты ее переработки, отправляемые на экспорт, отгружаются морем.

Стремясь нарастить экспортные возможности Ирака в ближайшие два-три года, Министерство нефти страны, проанализировав запасы на имеющихся и запланированных к вводу месторождениях (а к ним, вскоре, добавятся еще и северные, расположенные на недавно освобожденных от террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) территориях, пришло к выводу о необходимости увеличения тоннажа танкерного флота страны. Об этом в субботу, 18 февраля объявил министр нефти Ирака Джаббар Али аль-Луэйби, сообщив, что в планах министерства заявлено о «развитии современного и вместительного флота танкеров, способных перевозить нефть в любые уголки земного шара, для чего проводится инвентаризация состояния судов Иракской танкерной компании».

Совещание, посвященное этим вопросам, с участием министра и руководства компании, состоялось в ее штаб-квартире в Басре. Дж.А.аль-Луэйби, выступая перед персоналом компании, подтвердил намерение министерства «реорганизовать деятельность компании, оснастив ее новыми и современными судами, обеспечив современными ремонтно-техническими возможностями и организовав учебные курсы для ее сотрудников, с тем, чтобы в итоге, выйти на мировые стандарты качества в работе».

Отгрузки сырой нефти за первую половину февраля 2017 г., по данным Reuters составили 3,24 млн баррелей в сутки. Это несколько меньше, по сравнению с январскими 3,28 млн баррелей, и, существенно меньше декабрьских, 2016 г., 3,51 млн баррелей в сутки, что объясняется выполнением Ираком взятых на себя обязательств перед ОПЕК по снижению добычи и экспорта нефти на мировой рынок. По данным того же Reuters, совокупные потери инвесторов от ограничительных мер, направленных на снижение добычи, от ценовых колебаний и общего, неуверенного состояния нефтегазового рынка, за последние три года оцениваются в 300 млрд долларов США.

Тем не менее, обстановка постепенно стабилизируется, и, с учетом времени, требуемого на постройку танкеров (свободных, предлагаемых в аренду или лизинг танкеров, несмотря на все кризисы, на рынке почти нет) планы Министерства нефти и определенные им временные рамки для обновления флота компании, вполне реальны.

Сама Иракская танкерная компания (Iraqi Oil Tankers Company, I.O.T.C.), была основана в 1972 г. и располагала тогда всего 7 небольшими танкерами, вместимостью около 35 тысяч тонн, к 1975 году, ее суда уже могли перевозить миллион тонн нефти, затем к 1979 году, танкерный флот компании вырос до 22 судов, вместимостью в миллион триста тысяч тонн нефти, а в 1982 году, количество танкеров составило 24. Дальнейшая судьба иракских танкеров была печальна, им пришлось сполна испытать на себе последствия ирано-иракской войны 1980-1988 гг., а затем, военных действий в Кувейте и на юге Ирака, в 1990 году. Большая часть флота оказалась заперта в иракских портах, где, впоследствии, была уничтожена в ходе ударов ВВС США и коалиции, оставшиеся суда пришли в негодность, оказались заброшеными, затоплеными на мелководье и, в итоге, были разобраны на металл.

В настоящее время Иракская танкерная компания располагает четырьмя, т.н. «продуктовыми» (суда для перевозки дизельного топлива, бензина, мазута, а не нефти-сырца) танкерами: «Тигр», «Евфрат», «Багдад» и «Шатт Эль-Араб», вместимостью около 11 тысяч тонн, работающих как для экспортных поставок, так и для импорта, нефтепродуктов, при необходимости. Как правило, они перевозят дизельное топливо и используется, в основном, во внутренних водах Персидского залива, выполняя рейсы в Кувейт, Бендер-Аббас, иногда, в Оманский залив, в Фуджейру (ОАЭ). Конечно, это лишь жалкая тень, некогда мощной транспортной компании, уверенно доминировавшей в регионе.

Портал World Maritime News уже прокомментировал новости из Ирака, также как и лондонская Financial Tribune, оба источника, соглашаясь с самой постановкой вопроса о том, что негоже второму по величине экспортеру нефти в ОПЕК не иметь собственного танкерного флота, тем не менее, считают, что амбициозная программа Министерства нефти Ирака будет реализована при условии общей стабилизации мирового рынка нефти, во-первых, и, во-вторых, потребует значительных организационных и финансовых усилий, с учетом загрузки основных судостроительных мощностей – верфей в Японии и в Южной Корее. Не исключено, что решение будет найдено в инвестиционной схеме, или в партнерстве, а, возможно, в кредитной линии, например, министр торговли Японии находился с деловой поездкой в Багдаде в январе и встречался, в том числе, с министром Дж.А.аль-Луэйби, кроме того, известно, что в состав японских консорциумов, чьи нефтяные подразделения работают в Ираке, входят и судостроительные предприятия, поэтому постройка новых танкеров, вопреки прогнозам западных экспертов, может и не занять долгий срок.

62.51MB | MySQL:102 | 0,632sec