Документированные заметки к идеологии «младоаравийцев». Часть 2

Салафизм в форме ваххабизма хорош для тех, кто хочет воевать против всех: против христиан – ибо они, с точки зрения ваххабитов, «неверные», «многобожники» и «вероотступники»; против шиитов – ибо они, как уверены ваххабиты, «вероотступники» и «многобожники»; против суфиев – ибо те, как утверждают ваххабиты, тоже «вероотступники» и «многобожники»; против либералов, т.к. те предлагают практическую и реальную альтернативу исламу в любой его форме; против националистов, в первую очередь – арабских как наиболее «близких» географически; против любых партий, ибо они разбивают единство предполагаемо единых мусульман; наконец, но не в последнюю очередь – против мусульман-неваххабитов. Список врагов ваххабизма практически бесконечен. «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) с его «халифатом» стало практической, и временно результативной, попыткой реализовать на практике салафитский (ваххабитский) проект. И ещё – ваххабитский вариант салафизма (салафизм бывает разный – и не только такой агрессивный, как ваххабизм) с его «программным», фундаментальным антишиизмом был одно время неплохим вариантом для антииранской мобилизации как антишиитской.

Но ваххабизм абсолютно непригоден для любой формы сотрудничества с перечисленными выше политическими силами, буде возникнет такая политическая потребность, в том числе – и для противостояния Ирану и, возможно, не только ему. («Младоаравийцы» в настоящее время без обиняков говорят, как это сделал 29 августа 2017 года во время встречи с главой МИД РФ Сергеем Лавровым министр иностранных дел ОАЭ Абдулла бен Зайед аль-Нахайян, о том, что арабская антикатарская «четвёрка» стремится воспрепятствовать Ирану и Турции «проводить политику в духе колониализма и вмешиваться в арабские дела» — «Коммерсантъ», 30.08.2017 — https://www.kommersant.ru/doc/3396994). Альтернативой салафизму (ваххабизму) «Исламского государства» и «материнской» относительно ИГ «Аль-Каиды» (запрещена в России), угрожающих Саудовской Аравии и другим членам антикатарской «четвёрки», а также «политическому исламу», под которым в первую очередь, но не исключительно, подразумеваются «Братья-мусульмане», «младоаравицы», с подачи аравийских геронтократов, продвигают, как было показано ранее (http://www.iimes.ru/?p=37232), умеренный (араб. иʻтидаль) ислам «золотой середины» (араб. аль-васатийя), отрицающий экстремизм (араб. татарруф).

Но не только умеренный ислам. А ещё и арабизм (араб. уруба). «Заявку», обращённую к арабской аудитории, на эту идеологическую (и политическую) переориентацию было поручено сделать авторитетному арабскому националисту Иззату ад-Дурри, до оккупации западной коалицией во главе с США Ирака в 2003 году заместителю Саддама Хусейна на посту председателя Совета революционного командования и генерального секретаря партии Баас (лозунг Баас, или Партии арабского социалистического возрождения – ПАСВ: «Единая Арабская нация с бессмертной Миссией» — араб. Умма Арабийя вахида зат Рисаля Халида), занявшего эти должности в действующих подпольно Совете и партии Баас после казни иракского лидера в 2006 году. 7 апреля 2016 года саудовский телеканал «Аль-Арабия» дал в эфир обращение Иззата ад-Дурри —

В своём телеобращении И.ад-Дурри призывает арабские государства и народы сплотиться в противостоянии Ирану вокруг Саудовской Аравии, которая, по утверждению этого авторитетного арабского националиста, является «лидером арабской нации».

В преамбуле программы «Саудовское видение – 2030» Саудовская Аравия позиционируется документом как арабское и исламское образование. Не раз говорится о «нашем (Саудовской Аравии. – А.И.) арабо-исламском измерении» (араб. умк), о том, что Саудовская Аравия – часть «нашей арабской и исламской уммы (нации. – А.И.)». Утверждается, что страна защищает «арабские и исламские ценности». Т.е. Саудовской Аравии приписывается арабская и исламская идентичность. Причём, как нетрудно заметить, арабская идентичность ставится на первое место. Впрочем, в других местах документа говорится о «саудовском, арабском и исламском наследии [Саудовской Аравии]». Или в другом варианте: о «национальном (араб. ватани, подразумевается узконациональное, «страновое». – А.И.), арабском и исламском наследии». Таким образом, арабизм в трактовке «младоаравийцев» имеет как бы два измерения – внутриполитическое (ватани) и внешнеполитическое (Саудия как часть арабской нации).

Такой крен от салафизма (ваххабизма) к арабизму обусловлен политической прагматикой.

Первое. Однозначный и бескомпромиссный антишиизм в салафитском (ваххабитском) духе систематически и результативно работал на отторжение от ещё не сформировавшейся саудовской нации шиитов-саудовцев, компактно проживающих в Восточной провинции, а также шиитов, составляющих большинство населения в Бахрейне, который состоит с Саудовской Аравией в тесных отношениях межгосударственного союза. Между прочим, теракты от имени «Исламского государства», на практике воплотившего идеалы ваххабитского салафизма, на территории Саудовской Аравии, все без исключения были направлены против шиитов и шиитских мест поклонения. Исполнители этих терактов в школе и университетах были мотивированы на совершение подобных действий антишиитской составляющей всего религиозного «просвещения» и образования в ваххабитском духе. Характерный и совсем не единичный пример: в саудовском Исламском университете имама Мухаммеда Ибн-Сауда (Эр-Рияд), как и в других исламских университетах, обязателен для изучения труд классика ваххабизма Ибн-Таймии (1263 – 1328) «Метод Пророческой Сунны в опровержении речей кадаритских шиитов» (араб. Минхадж ас-Сунна ан-Набавийя фи-накд калям аш-шиʻа аль-кадарийя) – 9 частей, более 4 000 (!) страниц, все заполненные доводами против «рафидитов», как салафиты называют шиитов —

Ваххабитское духовенство в Саудовской Аравии было не в состоянии (не хотело и не смогло бы, если бы захотело) бороться против антишиитского террора (см. нашу статью июня 2015 г. на сайте ИБВ: А.А.Игнатенко. Документированная реплика о неспособности (и, очень вероятно, нежелании) саудовского министерства исламских дел остановить религиозными доводами кампанию террора «Исламского государства» против шиитов на территории КСА — http://www.iimes.ru/?p=24695).

Второе. Однозначный и бескомпромиссный антишиизм в салафитском (ваххабитском) духе не позволял Саудовской Аравии использовать антииранский потенциал значительной части шиитов в Ираке и Сирии.

52.3MB | MySQL:110 | 0,506sec