2012 год: попытка создать на сирийской территории «справедливое исламское государство» «Аль-Каиды»

Как мы отмечали в предыдущей статье, посвящённой предыстории «Халифата», руководитель «Аль-Каиды» (Запрещена в России) Айман аз-Завахири в 2012 г. обратился к сражающимся в стране боевикам-исламистам с призывом установить «Халифат» в Сирии (см.: http://www.iimes.ru/?p=42111).

19 ноября 2012 г. в сирийском Халебе (Алеппо) собрались руководители 14 исламистских (в основном, если не всех, салафитского толка) группировок которые, во-первых, заявили о своём неприятии сформированной к тому моменту в Дохе (естественно, под контролем Катара) «Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии». А во-вторых, объявили о единодушном провозглашении «справедливого исламского государства» в Сирии.

Это подавалось как некий проект, который только начинал реализовываться. Выражение «справедливого исламского государства» давалось в соответствующих текстах в неопределённом виде, без определённого артикля – дауля исламийя адиля, т.е. речь не шла о более-менее реальном государственном образовании (квази-государстве), скажем, по типу того, которое существовало на тот момент в Ираке, где было провозглашено аль-каидовское «Исламское государство Ирак».

Это – «заявка» на то, что исламистские группировки, принадлежащие к «Аль-Каиде», в видах постасадовского устройства дел в Сирии, закрепляют за собой некоторую, неопределённую часть сирийской территории (вероятнее всего, граничащие с Ираком восточную и юго-восточную части Сирии, где расселены сунниты) с центром в Алеппо, неподалёку от границы с Турцией.

Впервые в одном месте собрались руководители и представители исламистских боевых групп: «Фронт поддержки сирийцев», или «Джебхат ан-Нусра» (араб. Джабха ан-нусра ли-ахль аш-Шам), которая, как выяснилось позже, рассматривалась организаторами этого проекта как главная военно-политическая сила объединения, а также: «Батальоны свободных людей Шама» (араб. Ката’иб ахрар аш-Шам), «Полк единобожия» (араб. Лива’ ат-таухид), «Полк свободных людей Сирии» (араб Лива’ ахрар Сурия), «Исламский полк Серого Алеппо» (араб. Лива’ Халеб аш-Шахба’ аль-ислами; «Серый», араб. аш-Шахба’ – эпитет, устойчиво используемый с названием города – как «Белокаменная» о Москве), «Исламское движение зари» (араб. Харака аль-фаджар аль-исламийя), «Полк Броня [исламской] уммы» (араб. Лива’ дир‘ аль-умма), «Полк Андана» (араб. Лива’ Андан, значение слова «Андан» непонятно, возможно, это название небольшого города), «Батальоны Ислама» (араб. Ката’иб аль-Ислам), «Полк Армия [пророка] Мухаммеда» (араб. Лива’ Джайш Мухаммад), «Полк победы» (араб. Лива’ ан-наср), «Батальон Сокол» (араб. Катиба аль-Баз), «Батальон [имени] султана Мухаммеда» (араб. Катиба ас-султан Мухаммад, подразумевается турецкий султан Мехмет II Фатих, «Завоеватель», захвативший в 1453 году Константинополь). Очень вероятно, что не все эти группировки, являются салафитскими и/или аль-каидовскими – подобно тому, как это имеет место в Ираке, где «Исламское государство Ирак» являлось на тот момент «зонтичной» организацией, в которой есть «ядро» — «Аль-Каида в Стране Двух Великих Рек» (Аль-Ка‘ида фи-биляд ар-Рафидайн), а кроме неё, там есть много других группировок, не являющихся салафитскими и/или аль-каидовскими, например, «Исламская армия» (араб. Аль-Джайш аль-ислами). Тот, кто зачитывал список, после перечисления обозначенных выше группировок сказал: «и другие», а присутствовало там не полтора десятка человек, а три десятка. Эта разнородность повлияла на судьбы «справедливого исламского государства».

Не исключено также, что среди этих, «и других», группировок – та, сведения о погибших боевиках которой поступили именно в этот период. Речь шла о характеризовавшемся как «исламский» или «исламистский» (араб. ислами) «Батальоне чужаков Шама» (араб. Катиба гураба’ аш-Шам). Группировка явно имеет отношение к «Аль-Каиде». Выражение «чужаки» (араб. аль-гураба’) кочует по названиям группировок, являющихся филиалами «Аль-Каиды», со времён Афганской войны (1979-1988). Так назывался лагерь боевой и идеологической подготовки арабских моджахедов под Джелалабадом. Слово гураба’ (ед.ч. гариб) взято из хадиса пророка Мухаммада: «Ислам пришёл чуждым (гариб), и он возвратится чуждым, так же, как и пришёл. Блаженны чужаки (гураба’)». Его спросили: «Кто же эти чужаки?» Он ответил: «Те, которые очищают и исправляют то, что люди исказили из моей Сунны».

В этом объединении исламистских группировок главную роль играет «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России). Действо проходит под аль-каидовским знаменем, о котором точно известно, что под ним выступает «Джебхат ан-Нусра». В президиуме выставлен Коран обложкой к участникам. Декларацию зачитывает типичный салафит, идентифицируемый как таковой по телесной символике – бороде и подбритым усам. За ним над головой в это время подымают ещё один экземпляр Корана.

С этого времени на территории Сирии имела место конкуренция двух проектов государственных образований. Один – саудовский (с турецким участием): создание «справедливого исламского государства» (СИГ) с «Джебхат ан-Нусрой» как главным элементом военно-политической системы. Второй – катарский (с турецким участием): распространение «Исламского государства Ирака» на сирийскую территорию и создание ИГИЛ («Исламского государства Ирака и Леванта»), которое провозгласит «Халифат». Что касается СИГ, то, если судить по отрывочной информации, СИГ предполагалось создать через объединение «эмиратов», территориальных образований, контролируемых военно-политическими объединениями (групппировками), тяготеющими идеологическими и политически к «Аль-Каиде», под водительством «главного эмира», являющегося командиром («эмиром») «Джебхат ан-Нусры» Абу Мухаммедом аль-Джулани (он же Ахмад Хусейн аш-Шараа). К апрелю 2014 г. псевдоним аль-Джулани и его титулы приобрели форму, годящуюся для носителя верховной власти в аль-каидовском квази-государственном образовании: имам Абу-Мухаммад аль-Фатих (Завоеватель, как турецкий султан Мехмет II) аль-Джулани аш-Шами, генеральный (главный) эмир Исламского эмирата и «Фронта Ан-Нусра»:

Аль-Джулани тянул с объявлением этого аль-каидовского квази-государства, и его опередили реализаторы катарского проекта: в июле 2014 года был провозглашён «Халифат» Абу-Бакра аль-Багдади. Сразу же аль-Джулани провозгласил «Исламский Эмират Шама (Леванта)» (араб. Имара аш-Шам аль-Исламийя). Некоторое время (в 2014 г.) «Исламский Эмират Шама (Леванта)» (ИЭШ) существовал де факто и параллельно с «Халифатом». Но группировка «Джебхат ан-Нусра», основа ИЭШ, совершала разные манёвры, прячась в новых объединениях, формально независимых от «Аль-Каиды» объединениях, чтобы скрыть свою связь с «Аль-Каидой»[1]. И в ходе этих манёвров она вынужденно отбросила «Исламский Эмират Шама», как ящерица, уходя от опасности, отбрасывает хвост.

Однако совсем не исключено, что на фоне поражения раккско-мосульского «Халифата» и концентрации в Идлибе боевиков с семьями из группировок, которые создавали объединения с «Джебхат ан-Нусрой», там будет возрождён формально не распускавшийся «Исламский эмират Шама».

 

[1] В январе 2017 г. о своём самороспуске и объединении в новой группировке «Комитет освобождения Шама» (араб. Хайа Тахрир аш-Шам, ХТШ) под руководством бывшего командира «Свободных людей Шама» (араб. Ахрар аш-Шам) Абу-Джабера Хашема аш-Шейха объявили пять группировок: «Фронт Завоевания Шама» (араб. Джабха Фатх аш-Шам, ДФШ) – так на тот момент называлась уже переименованная «Джебхат Ан-Нусра»; «Движение Нур-ад-Дин аз-Занки» (араб. Харака Нур-ад-Дин аз-Занки); «Полк Истинного» (араб. Лива аль-Хакк); «Фронт Сторонников Религии» (араб. Джабха ансар ад-Дин); «Армия Сунны» (араб. Джейш ас-Сунна). См.: Игнатенко А.А. Документированные заметки к предыстории катарского кризиса. Часть 2 // ИБВ, 28 июня, 2017 — http://www.iimes.ru/?p=35981; Он же. Документированные заметки к предыстории Катарского кризиса. Часть 3 // ИБВ, 30 июня, 2017 — http://www.iimes.ru/?p=36042; Он же. Документированные заметки к предыстории катарского кризиса. Часть 4 // ИБВ, 3 июля, 2017 – http://www.iimes.ru/?p=36116.

52.29MB | MySQL:110 | 0,510sec