Запрет никаба в Дании и Нидерландах, либеральные ценности и борьба с терроризмом

Многие новости потерялись на фоне футбольных баталий чемпионата мира (однако игры закончатся, а серьёзные проблемы европейских государств никуда не денутся), и среди них информация о том, что Верхняя палата парламента Нидерландов 27 июня проголосовала за запрет на ношение в общественных местах (транспорт, госучреждения, больницы, учебные заведения) предметов одежды, закрывающих лицо и не позволяющих идентифицировать человека. Полиция также может попросить любого человека «предъявить лицо» и на улице. Нарушение предусматривает штраф в размере 400 евро.

Незадолго до этого, в конце мая 2018 г. аналогичный законопроект был одобрен парламентом Дании. Тенденция очевидна – таких стран в Европе становится все больше. На сегодняшний день подобные запреты уже действуют во Франции, Бельгии, Болгарии, Австрии, в отдельных областях Испании, Италии и Швейцарии, а Европейский суд по правам человека уже дважды выносил решение о том, что запрет никаба является легальным и обоснованным.

В СМИ, не особенно стремясь разобраться в деталях, такую одежду – никаб, чадру, бурку, паранджу – часто называют мусульманской, хотя это просто одежда традиционных обществ, для которых характерно крайне консервативное отношение к роли, статусу и возможностям женщины в таком обществе, а также невежественное смешение архаичных ультрапатриархальных традиций с религиозными догматами ислама, нередко искаженными некомпетентными или даже злонамеренными интерпретациями (см. подробнее о секте Ахмадие и т. п.). Именно такая гремучая смесь выдаётся за религию, по якобы законам которой женщины должны полностью закрывать лицо, а 9-летние девочки могут выходить замуж и вступать в половые отношения.

В Нидерландах и в Европе в целом проводниками подобных идей выступают самые разные группы и движения, например, группа под названием «Руки прочь от моего никаба!» (Stay away from my Niqab!), предсказуемо высказывавшаяся против нового запрета. Именно такая перверсия ислама, во многом благодаря масштабному миграционному кризису, сегодня является доминирующей и в Европе.

С одной стороны, за предыдущие 5 лет на континент прибыло и осталось (легально и нелегально) очень большое количество малообразованных представителей беднейших слоев традиционных обществ, привыкших не к отношениям внутри общества современного, а к выживанию в рамках непрекращающейся клановой борьбы, какая происходит, например, в Ливии. С другой, этих людей в своих деструктивных целях в Европе активно стремятся использовать представители многочисленных экстремистских групп и движений, из которых «Исламское государство» и «Аль-Каида» (запрещены в РФ) являются лишь самыми известными. Тактика террористов претерпела существенную эволюцию за последние годы, и сегодня образ смертника уже в значительной степени ассоциируется с водителем грузовика, таранящего толпу, однако невозможность, благодаря никабу, идентифицировать личность по-прежнему является эффективным способом как коммуникаций между экстремистами, так и элементарного камуфляжа.

Именно ответом на эту тенденцию является законопроект в Нидерландах, а также ответом на постоянно усиливающееся давление на либеральные ценности европейского общества со стороны невежественных фанатиков под предлогом защиты от дискриминации якобы религиозных ценностей. Кроме того, это решение голландских парламентариев стало одним из первых явных отражений весьма жёсткой предвыборной программы нынешнего премьер-министра страны Марка Рютте, для привлечения дополнительного электората активно и успешно использовавшего методы и антииммигрантскую риторику ультраправого политика и лидера «Партии свободы» Геерта Вилдерса. Соратники Вилдерса по партии назвали одобрение запрета парламентом серьезной победой, а некоторые пошли ещё дальше, заявив, что следующим шагом должно быть «закрытие в Нидерландах всех мечетей».

Что касается либеральных ценностей, то они, как считает автор французского издания Causeur Aurélien Marq, все ещё мешают европейским властям, и в частности, властям Франции, собирающимся в ближайшее время выпустить из тюрем 50 осуждённых по обвинению в терроризме, применять по отношению к экстремистам действительно жёсткие меры. «Разве можем мы уважать общество, слишком трусливое, чтобы бороться с теми, кто угрожает жизни его граждан и систематически добивающееся умиротворения на необоснованных условиях? Это синдром Бэтмена – герой отказывается убивать, систематически спасая своего врага, который при любой новой возможности продолжает лишать жизни людей», – пишет занимающийся вопросами национальной безопасности чиновник в статье «Действительно ли государство борется с терроризмом?».

Согласно докладу, подготовленному для Европарламента исследовательским центром RAND Europe, Евросоюз в 2004-2016 гг. потратил на решение проблем, связанных с терроризмом, порядка 180 млрд евро. Великобритания (43,70 млрд), Франция (43 млрд), Испания (40,8 млрд) и Германия (19,2 млрд) вполне предсказуемо лидируют в списке итоговых потерь с учётом количества и масштабов терактов, пришедшихся на эти страны в указанный период. При этом безосновательными являются ссылки на то, что якобы основная часть терактов с наибольшим количеством жертв в Западной Европе совершается не исламистами – критерии отбора инцидентов, которые могут называться терактами, в соответствующих исследованиях таковы, что попросту фальсифицируют объективную статистику.

В то же время, одной из ведущих угроз в контексте терроризма в Европе становится деятельность атакующих мусульманские общины ультраправых радикалов, пропаганда которых подпитывается невежественной или умышленно провокационной риторикой фанатиков-исламистов, а женщина в неуместном никабе в этих условиях вполне предсказуемо становится самой очевидной пропагандистской мишенью.

Даже статистика антитеррористического управления Великобритании, в последнее время совсем не блещущей успехами в борьбе с терроризмом и даже не помышляющей о запрете никаба, содержит весьма внушительные цифры: только за 2017 г. за террористическую деятельность в Соединённом Королевстве был арестован 441 человек, а с 11.09.2001 таких набралось 4182. В этих условиях не вызывает удивления, что сокращение поля деятельности исламистов любыми, в том числе, конечно, и законодательными мерами становится неотложной задачей первостепенной важности для политиков из разных стран Европы.

Свежий пример – раскол в недавно образованной правящей коалиции в Германии. Председатель Христианско-социального союза (ХСС) Хорст Зеехофер заявил об отставке с поста главы МВД, вероятно, осознав тщетность любых усилий на этом посту в период продолжающейся в стране активной фазы миграционного кризиса. Именно на поиск решения этой проблемы коллеги по коалиции из ХСС отвели канцлеру Ангеле Меркель срок до 1 июля, который она проигнорировала. Позицию непротивления Меркель по этому вопросу поддерживают и ее соратники по Христианско-демократическому союзу (ХДС), в то время как ХСС стремится ужесточить контроль на границах, чтобы максимально уменьшить число мигрантов, попадающих в страну. Что ж, если ХСС и ХДС не сумеют договориться по этому вопросу, в условиях раздробленного парламента с существенным представительством правых Германия вполне может стать следующим европейским государством, запретившим ношение никаба не только в Баварии, а на всей территории страны.

62.83MB | MySQL:102 | 0,496sec