Культурная дипломатия Турецкой Республики: обзор и статистические показатели. Часть 3

Продолжаем обзор вопросов, связанных с политикой Турции в сфере культуры страны. Наиболее интересующий нас аспект, разумеется, — это продвижение Турцией, через гуманитарную дипломатию, своего образа за рубежом и, в том числе, в России.

Несмотря на то, что объективных данных в этом вопросе – не так уж много, а большинство экспертов, в своих рассуждениях, оперируют не количественными, а, скорее, скорее качественными оценками турецкого образа за рубежом (привлекательный – непривлекательный и проч.), страдающими субъективностью, однако, исследования, содержащие в себе количественную статистическую информацию, позволяющую объективнее оценивать положение Турции в этой сфере и сопоставлять его с другими странами, все же удается обнаруживать.

Одним из наиболее свежих и полных трудов по этому вопросу является книга – справочник, вышедшая в Турции в 2017 году, под заголовком «Грани турецкой экономики культуры» авторства Фарука Шена – известного деятеля, долгие годы плодотворно работающего на ниве турецко-германских отношений. Продолжаем рассматривать его исследование. Напомним, что мы остановились на том, сколько тратит государство на культуру в Турции, включая продвижение своего образа за рубежом.

При этом выясняется, что траты Турции на культуру — в разы меньше, чем в европейских странах и в России, даже в отношении к ВВП страны, не говоря уже об абсолютных показателях. Зато результат говорит сам за себя: Турции удалось стать одной из ведущих мировых держав в сфере массового туризма, играя на одной доске с такими признанными лидерами, как Франция и Испания. И если с Францией Турции конкурировать нечем, то Испания в Турции воспринимается в качестве главного конкурента и образца для подражания.

Важным фактором, который объективно сдерживает продвижение турецкого образа за рубежом – это противоречивая и далеко небеспроблемная внешняя политика, а также постоянная административная реформа и кадровая чехарда, которая не оставляет страну в течение практически всего периода нахождения во власти правящей Партии справедливости и развития, возглавляемой Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Одним из нововведений, непосредственным образом затрагивающих гуманитарную дипломатию Турции, может стать предполагаемое разделение Министерства культуры и туризма на два параллельных ведомства, отвечающих каждый за свое направление – за культуру и за туризм, что не только внесет очередную кадровую сумятицу, но и разорвет важную связку между культурой и её монетизацией.

Более подробно об этом можно прочитать в части 1 и в части 2 статьи, опубликованных на сайте ИБВ (ссылки, соответственно: http://www.iimes.ru/?p=55529 и http://www.iimes.ru/?p=55559).

Продолжая наш разговор: ещё одним показателем, который обращает на себя внимание, являются расходы в стране на рекламу, во всем её многообразии. Здесь наблюдается заметный рост: если они в 2003 году они составляли сумму около 1,2 млрд долларов (0,39% ВВП), то к 2015 году – уже 3,3 млрд долл. (1,20% ВВП). Самым быстрорастущим сегментом рекламы в Турции является сегмент digital — лишь только в 2015 году зафиксирован рост, по сравнению с предыдущим 2014 годом, на 18,8%. И, как представляется, в наши дни наблюдается дальнейшее динамичное ускорение, что обеспечивается бурным развитием интернет–вещания и социальных сетей.

Самой популярной социальной сетью в Турции, до последнего времени, являлся Twitter. Однако, за последние несколько лет его, заметным образом, потеснил Instagram. Именно на него делается основная ставка рекламодателями – от государства до частного бизнеса. Про Youtube, как важный источник видеоконтента, говорить не приходится – однако, в Турции он находится под особо пристальным вниманием. Несколько лет назад его даже запрещали и блокировали в Турции за размещение негативных роликов про основателя и первого президента Турции М.К.Ататюрка и за отказ модераторов Youtube удалять спорный контент. Продолжалась его блокировка несколько лет.

Как мы уже определились, заметная часть расходов на культуру в Турции реализуется не государством, а частными структурами, включая различные некоммерческие организации, чрезвычайно в стране распространенные. Среди НКО в Турции этим занимаются, к примеру, вакыфы (то есть, фонды). Средств у них на гуманитарную деятельность – заметным образом больше, чем, скажем у различных ассоциаций, которые всё же, победнее и не являются, по сути своей, спонсорами деятельности. В отличие от тех же фондов, которые, как раз, для финансирования различных мероприятий и активностей и создаются.

По состоянию на конец 2015 года, число различных фондов в стране составляло 5466. При этом их расходы на культуру, искусство и спорт составляли 240 млн тур. лир или, по курсу лиры в 2015 году, — чуть больше 100 млн долларов. При этом расходы тех же фондов на образование составляли сумму, в разы большую – около 1,038 млрд тур. лир или приблизительно 440 млн долларов, в валютном эквиваленте.

Отметим, что приведенные выше цифры не включают расходы фондов с иностранным капиталом – таких данных у турецких исследователей не оказалось. Однако, эти цифры дают некоторое представление о том, в каком объеме частный сектор вкладывается в различную гуманитарную деятельность в Турции и за её пределами, являясь важным инструментом, дополняющим государственную политику в этой сфере.

Дальше необходимо затронуть ещё такой важный вопрос, как культурный экспорт Турции.

Тут уместно привести сравнение, дающее представление о масштабах поставок Турцией за рубеж своего продукции «культурного назначения»: в 2015 году экспорт турецкой готовой текстильной продукции и полуфабрикатов составлял 13,6 млрд долларов, а различных товаров культуры – 3,9 млрд долларов. Отметим, что мы видим перед собой цифры пусть и заметно отличающиеся, но, все же, одного порядка и это – при том, что текстиль – одна из флагманских отраслей турецкого экспорта, обеспечившая Турции международное признание.

При этом, также, обратим внимание, что Турция в 2015 году закупила за рубежом товаров культурного назначения на сумму 749 млн долларов.

Итого, по данным 2015 года Турция являлась нетто-экспортером товаров культурного назначения, с чистым балансом по строке в 3,18 млрд долларов и, вряд ли, к настоящему времени, ситуация претерпела существенные изменения.

Интересно разобраться с тем, что же составляет практическое наполнение упомянутой выше суммы – турецкого экспорта различной культурной продукции. До сих пор в этом смысле мы касались лишь вопросов поставки турецкой кино- и сериальной продукции, которая в этой статистике идёт отдельной строкой.

Приводим полную «распечатку» культурного экспорта Турции за 2015 год. Вот как выглядит полный список:

Поставка книг, брошюр и прочей печатной продукции – 15,5 млн долл., энциклопедии, словари и проч. — 136 тыс. долл., прочие книги, брошюры и печатная продукция – 24,4 млн долл., газеты и периодические издания – 3 млн долл., прочие газеты и периодические издания – 2,2 млн долл., наклейки и стикеры – 5,9 млн долл., почтовые карточки, поздравительные открытки и приглашения – 4,5 млн долл., различные бумаги – 53,6 млн долл., все разновидности календарей – 1,9 млн долл., рекламные публикации и каталоги – 11,0 млн долл., картины, гравюры, фотографии – 719 тыс. долл., другие печатные продукты – 10,7 млн долл., коллажи и декоративные панно ручной работы – 925 тыс. долл., оригинальные гравюры, штампы и литография – 2,2 млн долл., оригинальные скульптуры и памятники – 616 тыс. долл., различные поддельные ювелирные изделия (бижутерия) – 7,4 млн долл., другие поддельные ювелирные украшения – 7,1 млн долл., украшения из драгоценных металлов и с покрытием из драгоценных металлов – 3,8 млрд долл., украшения из серебра и из других драгоценных металлов или с покрытием из них – 6,4 млн долларов, другие изделия из драгоценных металлов и с покрытием из них – 2,4 млн долл., струнные инструменты – 409 тыс. долл., ударные инструменты – 8,3 млн долл.

Таким образом, суммарный турецкий экспорт в 2015 году составлял 143,84 млн долл., из которых на долю культурной продукции приходилось 3,93 млн долл. или около 2,7%.

Отдельно стоит сказать, о значении футбола – как главного вида спорта в Турции – для экономики страны. Его общая стоимость, по данным 2016 года, составила сумму, приблизительно в 1,7 млрд евро, включая стоимость клубов и сборы за билеты со зрителей. При оценке роли экономики спорта следует оценивать и ряд других видов спорта, включая, в первую очередь, баскетбол.

Касательно упомянутых нами уже не раз турецких фильмов и сериалов: их поставки осуществляются Турцией уже почти что в 75 стран мира. По данным 2016 года, их суммарный ежегодный экспорт составлял сумму, приблизительно в 300 млн долл. Для сравнения, экспорт в 2014 году составлял около 200 млн долл., а в 2015 году – 250 млн долл.

В год Турция производит около 70 сериалов. В период с 2005 по 2009 год Турция сняла 549 сериалов. Цена одной серии, а, следовательно, и качество производимого контента, за последние годы, заметно выросло – до 1,5 млн долларов за серию. При этом экспортная стоимость одной серии турецкого сериала колеблется в диапазоне от 1 тыс. до 150 тыс. долларов.

В 40 странах мира турецкие сериалы бьют рекорды рейтингов. На долю Балкан и стран Ближнего Востока в турецком сериальном экспорте приходится около 60 млн долларов дохода. Перечислим некоторые страны, которые демонстрируют у себя турецкие сериалы: Аргентина, Боливия, Чили, Колумбия, Уругвай, Панама, Бразилия, Эквадор, Парагвай, Перу, Мексика, США, Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Доминикана, Афганистан, Германия, Албания, Австрия, Азербайджан, ОАЭ, Бахрейн, Босния и Герцеговина, Бруней, Болгария, Алжир, Чехия, Китай, Индонезия, Эстония, Марокко, Грузия, Хорватия, Китай, Иран, Швеция, Швейцария, Япония, Черногория, Катар, Казахстан, Южная Корея, Косово, Кувейт, Латвия, Ливия, Литва, Ливан, Венгрия, Македония, Малайзия, Египет, Узбекистан, Пакистан, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Таиланд, Тайвань, Тунис, Украина, Оман, Иордания, Вьетнам, Йемен, Греция.

Ещё раз отметим наличие большой армии поклонников турецкой сериальной продукции на русскоязычном пространстве, включая Россию, страны Кавказа и Центральной Азии.

При этом, ещё раз подчеркнем, можно четко прослеживать конверсию между культурной дипломатией Турции и между популярностью Турции как туристического направления, как внутри страны, так и, что немаловажно, в самой стране тоже. Турция прилагает большие усилия к тому, чтобы развивать не только въездной, но и внутренний туризм, оставляя деньги граждан в «периметре» страны.

Приведем простой пример: число посетителей музеев и турецких достопримечательностей в 2015 году составляло 6,9 млн человек. К 2015 году это число возросло до 28,5 млн человек. Цена вопроса может быть рассчитана очень просто, если принять некую средневзвешенную цену за музейный билет – около 5 долл. США и прибавить сюда ещё те деньги, которые оставляются посетителями музея в магазине и в кафе, находящимся, как правило на музейной территории. Рынок искусства вырос в Турции за десять лет в 20 раз: с 5 млн долл. в 2001 году до 105 млн долл. в 2010 году. И это при том, что, скажем прямо, Турция в плане искусства не находится в первых рядах в мире.

Еще одним аспектом, на который хотелось бы обратить внимание, является дизайн и мода. Турция наращивает свои позиции как в промышленном дизайне, так и в модной индустрии.

По данным 2014 года, рынок промышленного дизайна Турции оценивался в 53,5 млн долл. Турция, будучи заметной в строительно-подрядной сфере, активно строит промышленные и инфраструктурные объекты по всему миру. Участвуя в создании общепринятых стандартов, к примеру, в сфере строительства аэропортов.

Что же до модной индустрии, то число производителей в Турции готовой одежды составляет около 11 тыс., а число экспортеров в этой сфере – около 7,5 тыс. компаний. Однако, невзирая на очевидные успехи и на то, что качество турецкой текстильной продукции ничуть не уступает своим западным аналогам, в частности, лидерам модной индустрии из Италии, Франции или Великобритании, Турция до сих пор не воспринимается в мире в качестве одной из «модных» стран, куда люди отправляются для совершения дорогих покупок. Число общепризнанных турецких брендов в сфере моды можно пересчитать по пальцам одной руки. И это при том, что очень многие известные западные бренды используют турецких дизайнеров и шьют свою одежду именно в Турции. Так что, значительные усилия затрачиваются Турцией для повышения информированности клиентов о своем истинном потенциале. Делается это через Меджлис турецких экспортёров (TIM) и его профильные комитеты, а также через различные объединения турецких брендов, включая так называемую Ассоциацию объединенных брендов (BMD, прямо по аналогии с ООН).

Трендом современности является проникновение цифровых технологий во все сферы человеческой жизни. В частности, на подъеме – сектор компьютерных игр, в котором Турция пытается занять свое место. Объем рынка в мире оценивается в 70 млрд долл. Турции пока удается обеспечить себе долю на нем в 250 млн долл. Однако, ставятся задачи по тому, чтобы в течение пяти лет учетверить свою долю – до 1 млрд долл. Кроме того, ведутся работы и в сфере искусственного интеллекта, однако, по причине отсутствия в этой сфере сильной научной школы, Турции, вряд ли, удастся в обозримой перспективе занять в нем заметное место.

Итак, подводя черту под нашим анализом, отметим, что культурная дипломатия Турции, в основе своей, направлена на привлечение к себе туристического потока. Турция позиционирует себя в качестве места для отдыха и для жизни, «перекрестка цивилизаций». В пользу Турции – удачное географическое положение, самобытная культура, включая гастрономические традиции и традиции гостеприимства, хороший климат, развитая инфраструктура и сектор услуг. Особенно последнее, а именно сектор услуг, можно назвать одним из важнейших конкурентных преимуществ Турции. Неслучайно в мире сформировался бренд – слоган «турецкое гостеприимство», а рекламная кампания Министерства культуры и туризма Турции шла, до последнего времени, под слоганом «Дом – Турция». При этом, Турцию характеризует исключительно прагматичный подход к монетизации и обращению себе на пользу имеющихся конкурентных преимуществ. Странно, что до сих пор не возник в мире бренд «турецкий прагматизм».

Однако, невзирая на очевидные преимущества и достижения, у Турции в сфере продвижения своего образа есть очевидные проблемы и сложности. Проистекают они из противоречивого и непростого положения страны на международной арене и того образа «диктатуры» и «восточной автократии», который Турции создается на Западе. Надо ли говорить о том, что отыграть мягкой турецкой силой пропагандистскую машину на Западе просто невозможно. Тем более, что зачастую западная критика Турции является оправданной и имеет под собой серьезную почву. Впрочем, самая эффективная пропаганда никогда на чистой лжи и не строится. Таким образом, скажем, что свобода маневра у Турции сдерживается её нынешним международным положением и противоречивой внутриполитической ситуацией, которая обострилась после муниципальных выборов 31 марта этого года.

52.25MB | MySQL:103 | 0,569sec