О турецкой реакции на выборы в США. Часть 2

8 ноября с.г. прошли промежуточные выборы в американский Конгресс. Как мы писали уже ранее на сайте ИБВ в материале, посвященном конференции с участием турецкого дипломатического корпуса (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=91582), турецкие эксперты не видят для Турции фундаментальной разницы в том, окажутся ли у власти в США демократы или республиканцы.

Как бы то ни было, выборы в США не могут игнорироваться турецкими обозревателями, хотя бы с точки зрения разницы в подходах демократов и республиканцев к внешнеполитической повестке, включая конфликт на Украине. Кроме того, между США и Турцией существуют отдельные вопросы тактического характера, имеющие, тем не менее, значение для Турции. Речь, к примеру, идет о поставке Турции самолетов F-16 и о предоставлении технического обслуживания и модернизации уже стоящей на вооружении технике.

Продолжаем анализировать турецкие комментарии по этой теме. Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=91627.

В частности, обратимся к публикации известного турецкого журналиста, обозревателя газет Milliyet и Daily Sabah, Хаккы Оджала. 7 ноября известным изданием Milliyet была опубликована статья его авторства под заголовком «Завтра в США может случиться политическое землетрясение». Цитируем:

«Сначала я написал в заголовке «Завтра в США будет политическое землетрясение», но основные принципы помешали (имеется в виду, вероятно, принцип не забегать вперёд – И.С.)!

Ожидается, что на завтрашних промежуточных выборах в США Демократическая партия потеряет свои места в Сенате и Палате представителей как минимум в 5 штатах, а победят республиканцы. Если это произойдет, это будет означать конец свободы президента Джо Байдена издавать законы, а его постановления не будут получать одобрения со стороны парламента. По этой причине мы видим выражение «приближение демократической катастрофы» и слева, и справа в комментариях к промежуточным выборам.

Несмотря на то, что он был кандидатом в президенты Барака Обамы и кандидатом в вице-президенты Джо Байдена на выборах 2008 года, этот дуэт (Байден – Обама), не проводивший совместных митингов, неделями путешествовал по штатам, занимаясь пропагандой Демократической партии.

Байден зашел так далеко, что охарактеризовал перспективу потери демократами большинства в Сенате как «конец демократии в Соединенных Штатах». Беспокойство Байдена должно заключаться в том, что в ситуации, когда его политические промахи и неосмотрительность поставят страну на грань войны, например, с Россией, у Конгресса появится возможность объявить ему импичмент, введя в действие 25-ю статью Конституции. Учитывая, что американские СМИ пестрят примерами слабоумия Байдена, это беспокойство небезосновательно.

Обама опасается, что победа республиканцев в промежуточных выборах покажет серьезность возможности возвращения Трампа, например, на президентских выборах два года спустя. Вероятность возможности в политике есть важнейший первый шаг к ее реализации.

Тот факт, что 5 кандидатов, которые, вероятно, завтра выиграют пост сенатора в своих штатах и, следовательно, будут способствовать «демократической катастрофе», являются сторонниками Трампа, показывает, что Обама прав в своих опасениях. Чем больше республиканцев получат завтра большинство в Конгрессе, тем больше вероятность того, что Трамп займет Белый дом через два года.

Среди кандидатов в Сенат, которые могут победить на дополнительных выборах, в особенности нас интересует кандидат от штата Пенсильвания, проф. доктор Мехмет Оз. Проф. доктор Мехмет Оз – продюсер очень популярной, демонстрируемой на протяжении ряда лет программы Dr. Oz. Он — человек, которого Трамп лично посещал на его митингах. В случае избрания он станет первым мусульманином и первым турком в Сенате. Известно, что Оз резко критиковал действия Байдена.

Доктор Оз хочет увеличить бюджеты органов безопасности, возможности обучения и количество полицейских, чтобы предотвратить насилие, охватившее США, такое как нападения с применением оружия на школы, торговые центры и спортивные сооружения. Если рассмотреть взгляды, которые он защищает, доктор Оз вырисовывается не как протрамповский фанатик, а как консервативный политик, выступающий против навязывания защиты социальных и культурных ценностей, таких как ЛГБТ.

Избрание доктора Оза в Сенат, даже в том случае, если в Сенате не будет республиканского большинства, было бы победой для Соединенных Штатов.Мы будем следить за Пенсильванией в результатах 10 штатов, которые будут избраны в среду утром».

Итак, главное в изложенном выше заключается в том, что, по мысли турецкого автора, США, со всей неизбежностью, приходят к крайне неустойчивой властной конструкции. Это, в свою очередь, приводит к потере управляемости, а также неспособности отвечать текущим внешнеполитическим вызовам без того, чтобы найти новое равновесие. Новое равновесие для системы – это республиканское доминирование, в том числе и на посту президента. При определенных обстоятельствах, как мы можем видеть, в США может сложиться и ситуация для досрочного отстранения Джо Байдена от власти.

Переходим к тем комментариям, которые звучат уже утром 9 ноября, когда начали поступать первые результаты американских выборов.

Обозреватель Озай Шендир в газете Milliyet выступил со следующей репликой, касающейся уже упомянутой ранее «тактической» проблеме турецко-американских отношений, проблеме поставки истребителей F-16:

«Демократ Боб Менендес, как председатель сенатского комитета по международным отношениям, имеет единоличное право наложить вето на продажу F-16 Турции.

Поэтому промежуточные выборы, состоявшиеся вчера в США, представляют для нас большой интерес.

Менендес не баллотировался на выборах, которые определили всю Палату представителей и одну треть Сената.

Шестилетний срок полномочий сенатора-демократа истекает в 2025 году, и до тех пор он будет присутствовать в нашей жизни.

Однако, если республиканцы составят большинство в Сенате, Менендес потеряет председательство в комитете по международным отношениям, то есть свое единоличное право вето.

Опять же, если республиканцы получат большинство, одним из ближайших кандидатов на замену Менендесу будет сенатор Джим Риш. Другое упомянутое имя — сенатор Линдси Грэм, но это маловероятно. Сенатор Риш — один из тех, кто подготовил законопроект о санкциях против Турции после покупки С-400, но он не такой сильный сторонник Греции, как Менендес.

А еще есть сенатор Крис Ван Холлен, объявивший Турцию «ненадежным союзником» из-за того, что она купила С-400, и пытавшийся навязать условия продажи F-16. Холлен баллотировалась от штата Мэриленд, так что посмотрим, сможет ли она сохранить свое место.

В результате промежуточные выборы в США окажут наибольшее влияние на отношения Турции и Вашингтона».

На самом деле, в разрезе вышеизложенного заметим следующее:

  1. Продажа или непродажа Турции самолетов F-16 не является для Турции жизненно важным вопросом. Это вопрос – чисто тактический, чтобы пополнить парк своих ВВС, при понимании того, что стратегически этот вопрос Турция может решить только с партнёрами, отличными от США, включая ЕС, Россию и Китай. Чем больше тянется этот вопрос, тем больше шансов на то, что Турция обратится к альтернативным поставщикам техники.
  2. Санкции против Турции за приобретение систем С-400 будут продолжены вне зависимости от администрации США, будь то республиканцы и демократы – у них одинаково негативный взгляд на эту сделку. Как бы тот же Дональд Трамп, будучи президентом США, не соглашался бы с тем, что Турция, не получив The Patriot, вольна была купить С-400, это «чисто человеческое понимание» ничего не определило в вопросе снятия с Турции санкций. Они продолжают действовать.
  3. Поддержка Греции, вне зависимости от председателя Комитета по международным делам, будет продолжена. Градус поддержки может разниться, но суть остается прежней: Турция не просто находится в стратегическом одиночестве в Восточном Средиземном море. Она находится без поддержки кого-либо из глобальных сил. США и ЕС находятся на стороне Греции по целому ряду причин и не только потому что Греция – страна-член ЕС. Ни Россия, ни Китай не будут поддерживать Турцию в той степени, в которой это ей нужно, чтобы сбалансировать перекос, наблюдающийся в пользу Греции. Россия – потому что Турция как страна-производитель газа становится нашей стране конкурентом и, при получении доступа к газу, сильно укрепляется экономически. У Китая же просто нет интереса втягиваться в ещё одно противостояние с Западом из-за «ничего». Вопрос газа Восточного Средиземного моря от китайцев — крайне далек. Тут также могут работать доводы, аналогичные российским: Турция с газом одновременно армирует и ОТГ, а, следовательно, под боком у Китая укрепляется союз тюркских государств. Что, полагаем, Китаю не вполне интересно, с учетом особого положения Китая в Центральной Азии.

Переходим к тем публикациям, которые появились уже после появления первых, достаточно неожиданных результатов выборов в США. Вопреки ожиданиям, как становится понятным, республиканцам не удалось нанести сокрушительное поражение демократам. Вот, что на эту тему пишет наиболее тиражное издание Турции, газета «Hürriyet», в материале под заголовком «Выборы с сюрпризом в США»:

«Итоги решающих промежуточных выборов в США не порадовали ни демократов, ни республиканцев. В то время, как ожидаемая республиканцами победа «красной волны» не осуществилась, демократы, согласно неофициальным результатам, уступили преимущество в Палате представителей. В Сенате продолжается очная гонка. Мехмет Оз, с другой стороны, не выиграл гонку в Сенат.

— Завершились промежуточные выборы, которые считаются «референдумом» по выборам президента США в 2024 году. Хотя подсчет голосов продолжался после выборов, состоявшихся 8 ноября, первые результаты оказались не такими, как ожидали опросы и комментаторы. На выборах обновляются все 435 мест в нижней палате Конгресса, Палате представителей, и 35 мест в Сенате.

— По неубедительным результатам, республиканцы могут получить большинство в Палате представителей. Республиканцы получили 204 места в Палате представителей, а демократы — 187 мест. Для большинства требуется 218 голосов. До выборов Палата представителей находилась под контролем демократов.

— Хотя в Сенате и есть картина баланса, прогнозируют, что она с небольшим перевесом сложится в пользу демократов. Перед выборами ситуация была 50 на 50. Баланс был в пользу демократов с дополнительным голосом вице-президента Камалы Харрис. Второй тур голосования состоится 6 декабря, так как ни один из кандидатов не может набрать 50 процентов в гонке в штате Джорджия. Изменение баланса в Сенате во многом зависит от исхода этих выборов.

1) Красной волны не получилось.

В США демократы представлены «синим», а республиканцы — «красным» (цветом – прим.). Исходя из этого, ведущие республиканцы уже несколько недель предсказывают «красную волну» в Конгрессе. Республиканцы думали, что избиратели, страдающие от стремительного роста инфляции и уровня преступности на промежуточных выборах, отвернутся от Демократической партии. Аналогичное мнение было и в СМИ. Однако, по предварительным результатам можно заключить, что Республиканская партия не смогла создать прогнозируемую опросами «красную волну». На самом деле, сенатор Линдси Грэм, один из тяжеловесов Республиканской партии, заявил в заявлении американскому телевидению NBC: «Это определенно не республиканская волна».

2) Нет открытого чека на Трампа.

Промежуточные выборы превратились в референдум для Дональда Трампа, который заявил, что будет баллотироваться на второй срок на следующих президентских выборах. Говоря о росте инфляции, уровне преступности, вмешательстве России в Украину и росте цен на энергоносители в администрации Байдена, Трамп думал, что популизм принесет ему голоса. Но результаты оказались не такими, как думал Трамп. Основной причиной, по которой республиканцы не оправдали ожиданий, называли политическую неопытность Трампа по сравнению с Байденом и его поддержку не тех кандидатов. Еще одним фактором было то, что Байден напомнил о кровавом рейде Конгресса и изобразил промежуточные выборы как «голосование за демократию». Еще одним фактором, из-за которого Трамп проиграл голосование, стало решение Конституционного суда, в котором доминируют консерваторы и назначенные им судьи, отказаться от права на аборт.

3) Поляризация продолжается.

Хотя результаты выборов не дают 76-летнему Трампу карт-бланш на президентские выборы 2024 года, они не означают полной поддержки 80-летнего Байдена. Пока выборы показывают, что поляризация в стране продолжается, можно сказать, что США уже вступили в гонку 2024 года.

«Поколение Z» впервые в Конгрессе

В США 25-летний демократ Максвелл Фрост получил место в Палате представителей от 10-го избирательного округа Флориды на промежуточных выборах и стал первым представителем «поколения Z», избранным в Конгресс США. Фрост соревновался с 72-летним республиканцем Кэлвином Уимбишем за место в 10-м округе Конгресса.

Молодежь Миллениума.

Демократическая молодежь в своих постах в Твиттере написала: «Сегодня вечером была сделана история. «Мы вошли в историю для жителей Флориды, поколения Z и всех, кто считает, что мы заслуживаем лучшего будущего». «Поколение Z» определяется их способностью использовать и адаптироваться к технологиям, родившимся в середине 90-х и начале 2010-х годов. Фрост, чья бабушка переехала во Флориду с Кубы в начале 1960-х годов, выросла в приемной семье в другой семье. Фрост станет самым молодым членом Палаты представителей, средний возраст которого составит 58 лет. Янг сказал, что воспользуется своим положением в Вашингтоне, чтобы найти решение проблемы индивидуального вооружения в Соединенных Штатах. Фросту было 15 лет, когда он был травмирован стрельбой в начальной школе Сэнди-Хук в 2012 году, и, как и многие его одноклассники, позже решил присоединиться к гражданской активности.

У Мехмета Оза не получилось победить.

Он был избран кандидатом в сенаторы от Республиканской партии от Пенсильвании в США. Мехмет Оз (62 года) отставал от своего соперника-демократа Джона Феттермана. Бывший президент США Дональд Трамп приехал в штат незадолго до промежуточных выборов, посетил митинг Оза, выступил с речью и попросил голосов за него.

После поражения в гонке, The New York Times сообщила, что Трамп был очень зол на всех, включая жену Мелани, кто советовал поддержать доктора Оза.

Феттерман получил 49,5% действительных голосов в Пенсильвании, а Мехмет Оз занял второе место с 48,1% голосов. Оз, с другой стороны, в своей речи, когда начали поступать результаты, сказал: «Когда все голоса будут подсчитаны, мы верим, что выиграем эту гонку. Мы закрывали брешь всю ночь. Есть еще много голосов, которые нужно подсчитать», — сказал он.

Американские политические обозреватели объяснили поражение Оза рядом факторов. К ним относятся то, что он не является жителем Пенсильвании, преувеличивает проблемы со здоровьем своего оппонента и дает приземленные обещания. Пенсильвания была ключом к получению превосходства в Сенате. Это государство считалось «неопределившимся» штатом, поскольку ни у одной из сторон не было опорных пунктов».

53.47MB | MySQL:103 | 0,428sec