Ситуация в Алжире: февраль 2010г.

Самым громким событием февраля в Алжире стало убийство шефа алжирской полиции Али Тунси. Он был застрелен 25 февраля в собственном кабинете одним из высокопоставленных сотрудников этого ведомства. Тунси занимал пост главного полицейского страны в течение 16-ти лет. Он занял его в 1994г. — в пик внутриалжирского противостояния, в котором сошлись власти страны и религиозные экстремисты.

В ходе совещания с руководством полиции, которое проводил Тунси, в него выстрелил отставной полковник Усташ Шуэйб, возглавлявший вертолетное подразделение полиции. Затем стрелявший попытался покончить жизнь самоубийством, однако получил только тяжелое ранение и был госпитализирован. По данным алжирской прессы, инцидент произошел после того, как Тунси приказал начать расследование серии сомнительных сделок по приобретению запчастей для вертолетов и аппаратуры связи, заключенных Шуэйбом.

Исполняющим обязанности главы полиции МВД Алжира после убийства Тунси был назначен дивизионный комиссар Афани Абдельазиз, до этого занимавший пост шефа криминальной полиции. В целом, многие наблюдатели сходятся во мнении, что Али Тунси стал жертвой антикоррупционной кампании, которую он сам и организовал. Они обращают внимание и на то, что по времени убийство главного полицейского Алжира совпало со скандалом в алжирской государственной нефте- газодобывающей компании СОНАТРАК, многие представители руководства которой в настоящее время находятся под следствием по обвинению в коррупции. Поэтому есть все основания предполагать, что ему просто отомстили.

2 февраля глава МВД Алжира Язид Зерхуни заявил, что его страна «в случае необходимости» может прибегнуть к ответным мерам в отношении западных государств, включивших АНДР в «черный» список стран, в отношении выходцев из которых в аэропортах вылета предпринимаются меры усиленного контроля. Выступая на церемонии закрытия осенней сессии парламента, министр не стал уточнять, к каким именно ответным мерам может прибегнуть Алжир, заметив при этом, что данным досье в настоящее время занимается МИД АНДР.

Алжир значится в «черном» списке из 14-ти стран, который был составлен США после попытки теракта 25 декабря прошлого года на одном из американских пассажирских самолетов. Выходцы из этих стран подвергаются усиленному досмотру в аэропортах вылета.

Между Алжиром и США отсутствует прямое воздушное сообщение.

13 января Алжир заявил, что считает «неадекватным» решение США включить АНДР в список стран, выходцы из которых по мнению американцев представляют собой повышенную террористическую угрозу.

4 февраля в Алжире побывала координатор программ американского Бюро по координации борьбы против терроризма Джина Аберкромби-Винстенли. В заявлении для прессы она отметила, что Вашингтон рассматривает Алжир в качестве «одного из лучших партнеров Соединенных Штатов в сфере безопасности и борьбы с терроризмом». По ее словам, США «активно используют алжирский опыт борьбы против террористической угрозы». По оценке американки, две страны «поддерживают отличные отношения сотрудничества во многих областях». Говоря о своем пребывании в Алжире, она заметила, что провела «технические и политические» переговоры. Отвечая на критику Алжира в связи с включением АНДР в американский «черный» список стран, выходцы из которых подвергаются усиленному досмотру в аэропортах вылета, она заметила, что этот список «будет подвергаться постоянной ревизии».

6 февраля был исчерпан «футбольный» конфликт между Алжиром и Египтом. Как объявило МИД АРЕ, посол Египта в Алжире Абдель Азиз Сейфэльнаср вернулся в столицу АНДР и вновь приступил к исполнению своих обязанностей.

Посол был отозван «для консультаций» 19 ноября 2009г. после столкновений между болельщиками сборных двух стран, которые произошли в Хартуме, а также нападений на собственность граждан Египта в Алжире. По итогам матча, проводившегося в столице Судана, сборная Алжира попала в финальную часть чемпионата мира.

Сборная Египта по футболу взяла реванш в январе с.г., когда она выиграла Кубок Африки по футболу, разгромив в полуфинале сборную Алжира со счетом 4 : 0.

11 февраля алжирский суд приговорил двух участников исламистских бандформирований к пожизненному заключению, еще двух — к 20 годам тюрьмы. Заурядный, на первый взгляд, процесс тем не менее привлек к себе пристальное внимание из-за личностей тех, кто предстал перед алжирской Фемидой. В частности, все четверо — Насер Аттия, Абдельмаджид Кауас, Буабделли Беналия и Абдельабассет Бессериани — в составе отряда полевого командира Салафистской группы проповеди и джихада /СГПД/ Абдерраззака эль-Пара участвовали в феврале 2003г. в похищении группы из 32-х иностранных туристов.

Исламисты разделили похищенных на две группы. Одну из них освободили в мае того же года алжирские военные, другую боевики успели вывести на территорию Мали. Именно там проходили переговоры об освобождении заложников, в которых участвовали все четверо осужденных. Заложники были освобождены 17 августа 2003г. после выплаты Германией выкупа в размере 5 млн евро. Именно эта успешная для исламистов акция стала позднее примером для подражания для других террористических групп. Детали и даты ареста осужденных неизвестны. Единственное, что стало достоянием гласности, так это то, что они были выданы Алжиру его соседями — Нигером, Чадом и Мали. Первые двое из «четверки», приговоренные к пожизненному заключению, имеют также на своем боевом счете участие в нападении на тюрьму в Тазульте /провинция Батна/, в результате которого из-за решетки вышли 1200 заключенных.

13 февраля исполнилось 50 лет со дня проведения первого испытания французского атомного взрывного устройства на полигоне в районе Реггана в 1700 км к югу от Алжира. Как считают в АНДР в этой связи, Франция должна опубликовать всю имеющуюся у нее информацию об испытаниях атомного оружия в Сахаре в период с 1960 по 1966гг., а также о последствиях этих испытаний для местного населения и окружающей среды. В частности, специалист из алжирского Центра атомных исследований Аммар Мансури утверждает, что «вопреки официальным французским данным, согласно которым было проведено 17 испытаний атомного оружия, на самом деле в Реггане и южнее, в Ин Мгуэле было выполнено 57 испытаний, в том числе с распылением плутония».

20 февраля в Алжир с трехдневным визитом прибыла спецпредставитель президента США по ядерному нераспространению Сюзан Барк. По завершении переговоров в столице АНДР она заявила, что Алжир и Вашингтон солидарны в части, касающейся необходимости усилить положения Договора о нераспространении ядерного оружия в ходе предстоящей конференции по пересмотру этого важнейшего документа. Такая конференция проводится один раз в пять лет. Следующее такое мероприятие состоится в мае с.г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

В период с 9 по 12 февраля в порт Алжира зашли боевые корабли второго оперативного соединения тральных сил НАТО, в состав которого входят четыре тральщика и фрегат от пяти стран-участниц Альянса. Как объявило посольство Португалии в Алжире, цель захода — «укрепление связей и оперативной совместимости между кораблями НАТО и ВМС Алжира». После захода в Алжир были организованы совместные учения кораблей НАТО и ВМС Алжира под условным наименованием Passex.

3 февраля Евросоюз заявил о намерении придать новую динамику дискуссии с Алжиром, проводимой в рамках подготовки к запланированным на июнь с.г. переговорам о выполнении соглашения об ассоциации от 2005 года. Как заявил на пресс-конференции в Алжире глава делегации Еврокомиссии на переговорах с АНДР Томас Дупла дель Мораль, «мы предложили придать новую динамику нашим контактам, сделать их более частыми, и в частности, с представителями министерства торговли АНДР». Говоря о прошедших в Алжире переговорах, представитель ЕС сказал: «Мы обсудили все проблемы, касающиеся торговли, сотрудничества в сфере энергетики, привлечения европейских инвестиций, взаимодействия в сферах сельского хозяйства и рыболовства, а также вступления АНДР в ВТО».

По данным представителя ЕС, на предстоящих в июне переговорах Алжир будет добиваться пересмотра ряда положений соглашения 2005 года. Этот документ регулярно подвергается критике со стороны алжирских предпринимателей, которые утверждают, что он больше выгоден Европе, нежели Алжиру.

Со своей стороны дель Мораль подверг критике положения принятого в конце 2009г. в Алжире т.н.дополнительного закона о финансах, который, по его мнению, является дискриминационным по отношению к зарубежным инвесторам. Так, согласно этому документу, в капитале любой иностранной компании, желающей обосноваться в Алжире, как минимум 51 проц. должен принадлежать алжирскому инвестору.

Представитель ЕС констатировал, что несмотря на возникшую в связи с принятием этого закона проблему, «прямые европейские инвестиции в Алжире выросли с 234 млн евро в 2003 году до 1,14 млрд евро в 2008 году».

52.33MB | MySQL:103 | 0,686sec