Размышления накануне заседания специального комитета формата ОПЕК+. Часть 2

В Части 1 рассказано об итогах технических консультаций экспертов Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), которые на днях прошли в Вене; проанализирована ситуация в нефтяном секторе Ирака с учетом террористической активности на территории страны запрещенной в России группировки «Исламское государство».

Иран неустанно твердит, что хочет нарастить объем добычи до досанкционного уровня, хотя, по некоторым данным, этот уровень уже достигнут[i].

На днях заместитель главы Иранской национальной нефтяной компании (NIOC) Г-Р.Манучехри заявил, что вскоре будет объявлен тендер на разработку нефтяного месторождения «Южный Азадеган», отклоняя сообщения о том, что проект будет присужден французской нефтяной компании Total  без ее участия в торгах.

«NIOC не намерена доверить развитие нефтяного месторождения “Южный Азадеган” любой компании без тендера»[ii], – подчеркнул он.

Иранец добавил, что проект развития будет выставлен на международный тендер. По его словам, Total является одной из компаний, которая объявила о своей готовности подписать контракт с NIOC и участвовать в проекте, добавив, что это всего лишь одна из компаний, которая была квалифицирована для проекта.

Напомним, Иран открыл месторождение «Азадеган» в 1999 году. Оно является третьим по величине месторождением нефти в мире, с запасами около 33,2 млрд баррелей и извлекаемыми запасами около 6 млрд баррелей.

Иран уже пытался произвести разработку этого месторождения с помощью японской компании Inpex, но должен был прекратить проект через 5 лет. Страна также расторгла контракт с китайской CNPC на разработку этого месторождения.

В настоящее время Иран ищет иностранные инвестиции для развития «Южного Азадегана» после отмены западных санкций против Исламской Республики в рамках ядерной сделки, заключенной в июле прошлого года с мировыми державами.

Примечательно, что в стране имеется 5 совместных месторождений с Ираком – «Северный Азадеган», «Южный Азадеган», «Северный Яран», «Южный Яран» и «Ядаваран».

В свою очередь, управляющий директор Национальной иранской южной нефтяной компании (NISOC) Б.Алипур заявил, что компания подпишет ряд соглашений о сотрудничестве с международными партнерами к середине декабря с.г.

Выступая недавно в кулуарах церемонии подписания первого соглашения NISOC о неразглашении с консорциумом Pergas в юго-западной провинции Хузестан, чиновник сообщил, что кроме Pergas, ведутся переговоры с польской нефтяной и газовой компанией PGNiG, с компанией Schlumberger, австрийской MNV и Denico Consortium.

По его словам, Меморандум о взаимопонимании с компанией Schlumberger будет подписан в течение следующей недели. Национальная иранская южная нефтяная компания подписала свое первое Соглашение о неразглашении (NDA) с консорциумом международных компаний Pergas для проведения исследований на нефтяных месторождениях в Иране.

В состав консорциума входят 11 европейских, канадских и азиатских фирм, а также Технологический университет Шариф. Консорциум подписал Соглашение о неразглашении (NDA) для проведения исследований в Карандже, на нефтяных месторождениях «Асмари», «Пабде» и «Хами», а также на нефтяном месторождении «Шадеган» (нефтяные поля «Асмари» и «Бангестан»).

На основании сделки, консорциум будет вести работу в течение полугода, чтобы добиться результата в своих исследованиях. Однако Pergas может представить свои предложения по разработке месторождений раньше, если они будут готовы.

Более 60 компаний ведут переговоры с NISOC для сотрудничества в рамках новой модели нефтяных контрактов[iii].  Соглашения будут касаться разработки нефтяных месторождений  «Парси», «Карандж», «Раг Сефид» и «Шадеган».

Управляющий директор Иранской морской инженерно-строительной компании (IOEC) А.Рахмани проинформировал о готовности компании принять участие в шельфовых энергетических проектах европейских и африканских стран.

«Иран планирует сотрудничать с иностранными компаниями за счет экспорта инженерно-технических услуг, а также участвовать в совместных проектах за рубежом»[iv], – отметил А.Рахмани.

При этом он подчеркнул, что IOEC уже подписаны соглашения с голландской компанией по обмену оборудования для проектов, если это понадобится.

«Поскольку Иран обладает исключительным оборудованием и опытом в области шельфовых проектов в регионе, страна вполне может экспортировать такие услуги другим государствам»[v], – добавил топ-менеджер.

В свою очередь, Министерство нефти Ирана предложило российским компаниям, заинтересованным в разработке месторождений углеводородов в этой стране, сервисные контракты, а не соглашения о разделе продукции.

По его словам заместителя министра энергетики России К.В.Молодцова, в профильном ведомстве Исламской Республики утверждают, что соглашение о разделе продукции – это очень сложная конструкция, которая в условиях Ирана просто невозможна.

«Иранская сторона в консультациях на уровне министерства говорит, что соглашение о разделе продукции (СРП) очень сложно реализуемая конструкция для Ирана. Они говорят, что для них эта конструкция не возможна. Они предлагают buy back, сервисные контракты»[vi], – проинформировал К.В.Молодцов.

При этом, по словам чиновника, компании не называли максимальную доходность проектов по добыче нефти в Иране[vii].

Примечательно, что принятие новой модели нефтяных контрактов неоднократно откладывалось из-за позиции сторонников жесткой линии в иранском правительстве, которые утверждали, что любая сделка может положить конец действующей уже более 20 лет системе обратного выкупа (buy-back), которая предусматривает запрет для иностранных компаний создавать резервы либо приобретать доли уставного капитала иранских компаний.

Кроме того, Исламская Республика выплачивала инвестору фиксированную цену за добытые углеводороды.

После утверждения новой модели договоров планировалось. Что Иранская национальная нефтяная компания начнет создавать совместные предприятия с иностранными компаниями и получать часть прибыли, особое внимание уделяя повышению извлекаемости нефтяных запасов.

Несмотря на менее выгодные (чем ожидалось российскими компаниями после принятия Исламской Республикой новой модели нефтяных контрактов) условия, обе стороны, по заявлению К.В.Молодцова, заинтересованы в развитии сотрудничества. В ближайшее время они намерены сблизить свои позиции по условиям контрактов.

Он уточнил, что российские компании ознакомились с предлагаемыми Ираном контрактами и теперь у них есть понимание того, как себе представляет сотрудничество иранская сторона.

В следующем месяце в рамках XIII заседания Постоянной Российско-Иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое состоится в Тегеране, пройдет заседание российско-иранской рабочей группы по нефти и газу и Министерство энергетики России рассчитывает на то, что к этому времени станет понятно, что нравится, а что не нравится российским компаниям в иранских предложениях.

Ранее в Тегеране представители иранской стороны подписали меморандумы о взаимопонимании с «Лукойлом», «Татнефтью» и «Зарубежнефтью».

В составе российской делегации, посетившей иранскую столицу, были также представители «Газпрома», «Газпром нефти», «Роснефти», строительного холдинга «Стройтрансгаз», специализирующегося на реализации масштабных трубопроводных проектов.

Таким образом, нет ни толики сомнения в том, что с учетом вышесказанного Исламская Республика вряд ли станет идти на поводу у тех участников ОПЕК (прежде всего у Саудовской Аравии), которые хотят договориться с Ираном о заморозке нефтедобычи.

А что же Россия, на поддержку которой так рассчитывают в картеле?

Россия ведет конструктивные переговоры с Саудовской Аравией, но требования сократить производство «черного золота» не поступало.

Отвечая на вопрос, предъявляли ли представители Саудовской Аравии ультимативное требование к России сократить добычу нефти, министр энергетики А.В.Новак ответил следующее: «Нет. У нас очень конструктивные переговоры. Мы в Дохе встречались недавно»[viii].

Напомним, 18 ноября с.г. в катарской столице состоялись неформальные консультации 11 государств, 9 из которых были участниками ОПЕК[ix].

При этом он отказался комментировать переговоры, которые ведутся странами ОПЕК.

«Мы должны дождаться тех решений, которые там будут приняты. Могу лишь отметить, что, на мой взгляд, они идут достаточно позитивно», – отметил он.

Автор категорически не согласен с российским министром, поскольку в течение нескольких месяцев плотных контактов участники картеля так и не смогли придти к консолидированному решению по поводу персональных квот на добычу сырья в отношении участников организации.

Не будет квот – не будет сокращения производства. Как следствие, нефтяной рынок по-прежнему останется волатильным, а картель в очередной раз продемонстрирует, что давным-давно позабыл о своем Уставе, в котором, помимо прочего, закреплено, что ОПЕК создавалась для использования необходимых средств и способов обеспечения стабильности цен на мировом рынке  нефти.

[i]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. Нефтяная статистика Ирана: сплошные противоречия // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 07.10.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=30210 ; Касаев Э.О. Нефтяная статистика Ирана: ложка дегтя в «бочке» нефти // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 04.11.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=30612

[ii]Iran to hold tender for Azadegan oilfield development // Iran Daily, 23.11.2016. Интернет-ресурс. URL: http://www.iran-daily.com/News/172613.html

[iii]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. О нефтяном секторе Ирана. Часть 1 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 20.07.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=29162

[iv]Official: Iran to Participate in Offshore Oil Projects of Europe, Africa // FARS News Agency, 21.11.2016. Интернет-ресурс.

URL: http://en.farsnews.com/newstext.aspx?nn=13950901000902

[v]Ibid.

[vi]Иран предлагает российским компаниям сервисные контракты и на условиях buy back // ТАСС, 23.11.2016. Интернет-ресурс.

URL: http://tass.ru/ekonomika/3806702

[vii]Иран предложил российским компаниям сервисные контракты по добыче нефти // РИА Новости/Прайм, 23.11.2016. Интернет-ресурс.

URL: https://ria.ru/economy/20161123/1481991572.html

[viii]Новак: Саудовская Аравия не требовала от России снизить добычу нефти // РИА Новости/Прайм, 24.11.2016. Интернет-ресурс.

URL: https://ria.ru/economy/20161124/1482062652.html

[ix]Подробнее об этом мероприятии см.: Касаев Э.О. Размышления после неформальной встречи 11 нефтеэкспортирующих стран в Катаре. Часть 1 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 20.11.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=30866 ; Касаев Э.О. Размышления после неформальной встречи 11 нефтеэкспортирующих стран в Катаре. Часть 2 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 21.11.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=30880 ; Касаев Э.О. Размышления после неформальной встречи 11 нефтеэкспортирующих стран в Катаре. Часть 3 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 22.11.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=30909 ; Касаев Э.О. Размышления после неформальной встречи 11 нефтеэкспортирующих стран в Катаре. Часть 4 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 23.11.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=30918 ; Касаев Э.О. Размышления после неформальной встречи 11 нефтеэкспортирующих стран в Катаре. Часть 5 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 24.11.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=30936

52.23MB | MySQL:103 | 0,498sec