Результаты опроса об отношении израильтян к Иудее, Самарии и Восточному Иерусалиму

Тель-авивский исследовательский институт «Панелс политикс» (дочерняя компания института социаалогических обследований «Панелс». Работает с 2007 года. Специализируется на опросах политического содержания. Среди его клиентов – главным образом израильские электронные СМИ, а также политические партии) во главе с доктором Менахемом Лазаром провел по заказу популярного лево-ориентированного израильского новостного интернет-сайта Walla опрос общественного мнения по различным аспектам отношения израильтян к Иудее и Самарии (Западному берегу, пользуясь арабской терминологией), а также к Восточному Иерусалиму, которые перешли под контроль Государства Израиль в результате победы в Шестидневной войне, 50-летие которой отмечается в эти дни. Опросом была охвачена представительная выборка взрослого израильского населения из 518 человек. Следует особо отметить, что 29% участников опроса проживают в Иерусалиме или в поселениях Иудеи и Самарии. 83% участников опроса составляли евреи, остальные — арабы. Эти цифры соответствуют доле жителей столицы и поселений, а также евреев во взрослом населении Израиля (арабское население несколько моложе еврейского, поэтому в целом по населению доля евреев составляет лишь около 81%).

Для интернет-сайта Walla характерна почти нескрываемая враждебность к поселенцам. На протяжении многих лет его комментаторы старались всеми путями подчеркивать, что поселение это нечто чуждое среднестатистическому израильтянину. Поэтому предложенные вопросы явно имели своей целью по возможности продемонстрировать на фактическом материале наличие определенного отчуждения между основной массой израильтян и поселениями. В частности участникам обследования был задан вопрос «когда Вы в последний раз были в поселении в Иудее и Самарии вне рамок военной службы или работы?» (то есть, в рамках экскурсии, посещения родственников или друзей и т.п.). 32% опрошенных ответили на этот вопрос: «в течение последнего года», 30% — «никогда не был», 14% — «в течение последнего десятилетия или еще раньше», 13% — «в течение последних пяти лет», а 12% ответили, что они не помнят, когда в последний раз были в поселении вне армейской службы или работы. Среди участвовавших в опросе евреев ответы на данный вопрос распределились иначе: 37%  ответили: «в течение последнего года», 24% — «никогда не был», 15% — «в течение последнего десятилетия или еще раньше», 14% — «в течение последних пяти лет», а 10% ответили, что они не помнят, когда в последний раз были в поселении. Таким образом, евреи продемонстрировали заметно большую, чем израильские арабы, связь с поселениями. Однако справедливости ради следует отметить, что некоторую часть евреев, принимавших в опросе, составляли жители поселений в то время, как среди израильских арабов поселенцев нет.

На вопрос «знакомы ли вы лично с людьми, проживающими в поселениях Иудеи и Самарии?» 40% опрошенных ответили: «да, друзей/коллег по работе», 26% — «да, родственников», а 30%  ответили на этот вопрос отрицательно. Среди евреев ответы на этот вопрос распределились так: 44% опрошенных ответили: «да, друзей/коллег по работе», 30% — «да, родственников», а 26%  ответили на этот вопрос отрицательно. То есть друзья, коллеги или родственники, проживающие в поселениях, есть у трех четвертей израильских евреев. Эта цифра достаточно наглядно свидетельствует о том, что поселения давно перестали быть для основной массы израильтян чем-то экзотическим и чуждым.

Не ограничившись простой констатацией фактов, организаторы опроса напрямую спросили израильтян, как они относятся на идеологическом уровне к территориям Иудеи и Самарии. Был задан вопрос в лоб: «как вы характеризуете территории, захваченные Израилем  1967 году?» На этот вопрос 42% всех опрошенных ответили: «освобожденные территории» (несомненно, правые), 28% — «оккупированные территории» (израильские арабы и еврейские левые), 18% опрошенных предпочли нейтральный термин — «контролируемые территории», а 12% не смогли ответить на этот вопрос. Среди евреев ответы на данный  вопрос распределились так: 49% ответили: «освобожденные территории», 21% — «оккупированные территории», 19% — «контролируемые территории», а 11% не смогли ответить на этот вопрос. Очевидно, что, хотя половина евреев однозначно считает Иудею и Самарию освобожденными территориями своей родины, а левые, несомненно, проигрывают им в еврейском секторе населения Израиля, левая идеология в отношении территорий Иудеи и Самарии все еще сохраняет заметное влияние и среди евреев.

Данные опроса свидетельствует о том, что к Восточному Иерусалиму (под этим термином подразумеваются те части израильской столицы, которые до Шестидневной войны находились под контролем Иордании) подавляющее большинство израильтян относится иначе, чем к Иудее и Самарии. Их связь с ним гораздо прочнее. Так, на вопрос «когда вы в последний раз были в (иерусалимском – В.Ч.) Старом городе или в кварталах Восточного Иерусалима?» 51% всех опрошенных ответили: «в течение последнего года», 29% — «в течение последних пяти лет», 12% — «в течение последнего десятилетия или еще раньше». 5% опрошенных сказали, что они не помнят, когда были в последний раз в иерусалимском Старом городе или в кварталах Восточного Иерусалима. И лишь 3% заявили, что они никогда там не были. Среди евреев ответы на этот вопрос распределились так: 50% — «в течение последнего года», 30% — «в течении последних пяти лет» 12% — «в течение последнего десятилетия или еще раньше», 3% — «никогда не был», а 2% ответили, что они не помнят, когда в последний раз были в иерусалимском Старом городе или в кварталах Восточного Иерусалима. Бросается в глаза, что существенной разницы в результатах ответа на этот вопрос между евреями и израильскими арабами нет.  В этой связи уместно отметить, что в Иерусалиме (причем именно в Восточном Иерусалиме) проживают и евреи, и арабы.

С точки зрения израильского закона весь Иерусалим (в отличие от еврейских поселений Иудеи и Самарии) является суверенной территорией Израиля. Четкой границы между Западным и Восточным Иерусалимом нет. Люди не всегда могут ответить на вопрос, где кончается Западный Иерусалим и начинается Восточный.

Немалое значение имеет тот факт, что Иерусалим является святым городом для трех религий – иудаизма, христианства и ислама. Причем религиозные святыни сосредоточенны именно в Старом городе или поблизости от него, то есть в основном в Восточном Иерусалиме. Не обязательно быть религиозным фанатиком и вообще религиозным человеком для того, чтобы посещать эти святые места. Так, например, бойцы элитных подразделений ЦАХАЛа, например, парашютисты, по традиции, приносят присягу у Стены плача в Старом города Иерусалима. И их родственники приезжают туда на эту церемонию.

В дополнение к этому, независимо от тех или иных идеологических установок, Иерусалим является столицей Государства Израиль. Ряд важных государственных учреждений – например, Министерство жилищного строительства, Министерство юстиции, Центральный штаб полиции – расположены в кварталах, находившихся до 1967 года под контролем Иордании. А старый кампус Еврейского университета и больница «Хадасса Гар га-Цофим» расположены на горе Скопус, которая была в 1949-1967 гг. израильским анклавом, окруженным со всех сторон территорией, которую контролировала Иордания. Соответственно попасть туда, не проехав через кварталы Восточного Иерусалима, просто невозможно.

52.3MB | MySQL:103 | 0,560sec