Российские нефтяные компании в Ираке и венские договоренности ОПЕК+. Часть 9

В Части 1 приведена актуальная информация о деятельности компании «Газпром нефть» на иракской территории.

В Части 2 приведена любопытная информация о ходе освоения иракского месторождения «Западная Курна – 2» компанией «Лукойл».

В Части 3 детально проанализированы «статусные» риски «Лукойла» на иракском рынке.

В Части 4 содержатся свежие данные о сотрудничестве «Лукойла» с Ираком.

В Части 5 сообщено о сотрудничестве компании «Роснефть» с курдской автономией в Ираке.

В Части 6 приведена любопытная информация о «запоздавших» пресс-релизах нефтесервисной компании, работающей в Ираке по контакту с «Лукойлом».

В Части 7 приведена первая часть любопытной статьи Financial Times о деятельности «Роснефти» на Ближнем и Среднем Востоке.

В Части 8 приведена вторая часть статьи Financial Times.

В публикации известного издания The American Interest отмечено, что «Роснефть» – индикатор амбиций России на Ближнем Востоке, поскольку глобальная деятельность компании совпадает с внешнеполитическими приоритетами Кремля[i]. В самом начале публикации американского издания упомянута статья Financial Times, русскоязычный перевод которой приведен в Части 7 и Части 8.

Ниже содержатся наиболее яркие фрагменты сокращенного перевода публикации The American Interest, размещенного на сайте Центра актуальной политики.

«На пространстве от Ливии до Египта и Сирии Россия становится все более амбициозной державой на Ближнем Востоке, поскольку она позиционирует себя в качестве новой влиятельной силы в регионе. В русле ее амбиций в последнее время прикладывает свои усилия и российская государственная компания “Роснефть”.

Важный момент: большая часть недавней глобальной деятельности “Роснефти” возникла как реакция на режим санкций Запада, что резко ограничило ее способность сотрудничать с западными компаниями. Оказалось, что эти санкции мало помешали росту компании, но заставили ее более решительно искать других иностранных партнеров.

В феврале “Роснефть” подписала соглашение с национальной нефтяной компанией Ливии (NOC) о вложении средств в ее энергетическую инфраструктуру и закупку будущей ливийской нефти. Сделка была достигнута, когда Россия стала более активно поддерживать ливийского генерала Халифу Хафтара, который в настоящее время контролирует нефтяные богатства страны. Параметры договоренностей ясны: Россия поддерживает силы Хафтара, а Хафтар поддерживает поток нефти в Россию через NOC. Россия приобретает ливийского клиента и становится посредником в его отношениях с Западом, в то время как “Роснефть” получает большую долю ливийского нефтяного рынка, который в настоящее время снова начал расти.

Другие ближневосточные шаги “Роснефти” также совпадают с приоритетами Кремля. В Египте – стране, которая в настоящее время оказывает содействие усилиям Москвы в Ливии, – “Роснефть” недавно приобрела крупную долю в газовом месторождении “Зор”, подписала соглашения о покупке египетской нефти и поставке сжиженного природного газа. В Ливане, где Россия в последнее время играет роль миротворца, “Роснефть” делает ставку на получение лицензии на добычу нефти на береговом шельфе. В других местах сделки “Роснефти” помогли России проникнуть в те страны, которые недовольны ее ближневосточной политикой. Так обстоит дело с Катаром, который купил 20% акций “Роснефти” (если быть точным, то международный консорциум в составе трейдера Glencore и катарского суверенного фонда Qatar Investment Authority приобрел 19,5% «Роснефти» – Э.К.), несмотря на финансирование антиасадовских повстанцев в Сирии.

Не следует переоценивать глобальное влияние “Роснефти”. Ее затмевают западные гиганты, такие как Shell и BP, и она остается образцом кланового капитализма, а не эффективным экономическим предприятием. Тем не менее невероятное восстановление позиций “Роснефти” и расширение ее торговых операций на Ближнем Востоке предлагают собой поучительную историю тем, кто предсказал ее крах в результате жестких санкций три года назад. Мир сложнее, чем кажется»[ii].

После внимательного прочтения и осмысления содержания обеих статей, опубликованных ведущими западными средствами массовой информации, у автора не осталось ни капли сомнения в том, что российский нефтяной бизнес избрал верную стратегию, пытаясь укрепить собственные позиции на ближневосточном рынке. Конечно, при взаимодействии с арабскими чиновниками и предпринимателями необходимо держать ухо востро – несмотря на юридически закрепленные обязательства, они порой в одностороннем порядке могут нарушить их, как было 15 лет назад в случае с «Лукойлом» и контрактом на разработку «Западной Курны – 2» (см. Часть 3).

Нервозность западной прессы вполне понятна – демонстрируя самостоятельность и волю, имея внешнеполитические успехи в регионе, Россия параллельно укрепляет экономические связи со многими странами Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки. При этом акцент сделан на энергетических проектах, которые, как известно, обычно приносят дивиденды не сразу, а в отдаленной перспективе.

Умение стратегически мыслить – важное и, пожалуй, необходимое качество серьезной государственной компании, которая хотя и является хозяйствующим субъектом, заинтересованным в выгоде, однако при ведении бизнеса с иностранными партнерами учитывает политические интересы собственной страны.

[i]Keeley S. Rosneft Makes Hay Amid Russia’s Middle East Push // The American Interest, 05.04.2017. URL: https://www.the-american-interest.com/2017/04/05/rosneft-makes-hay-amid-russias-middle-east-push/

[ii]The American Interest: «Роснефть» – индикатор амбиций России на Ближнем Востоке // Центр актуальной политики, 07.04.2017. URL: http://actualpolitics.ru/article/14919

52.22MB | MySQL:103 | 0,539sec