О развитии политического процесса в Ливии

Мы уже писали о том, что расстрел демонстрации в Бенгази 8 июня с.г. спровоцировал правительственный кризис в виде отставки начальника Генерального штаба ливийской армии Ю.аль-Мангуша и поставило премьер-министра А.Зейдана в очень сложное положение. Главным итогом всей этой истории стал фактический отказ (как представляется, временный) премьера от реформирования армии и разоружения автономных отрядов вооруженной милиции исключительно силовыми методами. Собственно это и предопределило отставку Ю.аль-Мангуша, который является сторонником «твердой линии» в этом вопросе.

Формально А.Зейдан фактически своим руками остановил наступление армии на казармы, которые занимали исламисты из крупного вооруженного объединения «Щит Ливии», и предотвратил тем самым их полное уничтожение. Отметим, что, несмотря на полное блокирование казарм демонстрантами и армией, боевикам из «Щита Ливии» удалось заблаговременно вывести тяжелое вооружение в свой оплот в Мисурате, что свидетельствует о том, что они были заблаговременно предупреждены. Некоторые эксперты склоняются к мысли, что именно из канцелярии А.Зейдана. Туда же благополучно с отрядом позже, уже после боя эвакуировался и командир «Щита Ливии» Висам бен Хамид. Подоплекой этой истории собственно и   является недовольство бенгазийских кланов тем обстоятельством, что в их городе хозяйничают «чужаки» из Мисураты.  Тем самым премьер-министр выбил руками бенгазийцев мисуратовцев из Бенгази, но не дал им возможности уничтожить это формирование полностью. На это тоже были свои причины.

Решение о насильственном роспуске отрядов вооруженной милиции, которое принял Всеобщий национальный конгресс (ВНК) по итогам событий в Бенгази, ставит Али Зейдана в очень трудное положение. Ему отведены на решение этой задачи короткие сроки. Две недели – на предоставление плана действий; и полгода – на реализацию этого плана. За это время он должен заставить инкорпорироваться в новую армию все отряды вооруженной милиции. При этом отметим, что фактически все отряды милиции готовы это сделать и уже долгое время ставят об этом вопрос перед правительством. Вся проблема в том, что милиция в качестве основного условия такого вливания выдвигает условие о том, чтобы полевые командиры сохранили свои посты в новой структуре.

Это требование публично поддерживают в ВНК два «тяжеловеса» в Комитете обороны  Абдельвахаб Мохаммед Каид и «теневой лидер» исламистов Абдул Рахман Швейли, которые преследуют цели создание единой исламистской милиции. И начать они хотели именно с отряда «Щит Ливии», чему резко воспротивились кланы в Бенгази. И пока, несмотря на отставку Ю.аль-Мангуша, установился временный паритет, который грозит новыми столкновениями.

В настоящее время в Бенгази создается организация родственников  жертв, погибших 8 июня с.г., которая имеет все шансы приобрести характер мощной политической силы. Возглавляет ее известный в Киренаике политический активист Абдесалям аль-Мисмари. Это также необходимо учитывать премьеру А.Зейдану, поскольку в свое время именно арест родственников погибших во время волнений в Бенгази в 1996 году привел к крупному восстанию против М.Каддафи. То есть мы имеем дело с политической традицией этого региона, которую А.Зейдан при благоприятном стечении обстоятельств может использовать для продолжения политики «стравливания» бенгазийев и мисуратовцев.

На этом фоне логичным выглядит и расклад сил перед выборами 16 июня с.г. председателя ВНК, Им, скорее всего, станет вице-премьер Авад Барази. Он считается ставленником именно Бенгази и членом организации «Братья-мусульмане». При этом всячески избегает участия в публичных внутрипартийных дискуссиях, особенно по темам, которые касаются  требований модернизации салафитского движения в Ливии. Тем самым А.Барази избежал критики со стороны радикальных группировок, что делает его приемлемой фигурой на посту будущего председателя ВНК. Причем не только со стороны исламистов, но и «светских».

А.Барази в свое время работал на посту министра электричества в  Переходном национальном совете (ПНС) под руководством Махмуда Джебриля. С последним у него сложились хорошие рабочие отношения. Это обстоятельство учитывается рядом экспертов, которые обращают внимание на то, что самая большая в ВНК коалиция М.Джебриля «Союз национальных сил»  до сих пор не выдвинула своего кандидата на пост председателя парламента. Это может означать, что  М.Джебриль может поддержать кандидатуру А.Барази, а это, в свою очередь, сильно укрепит позиции нынешнего премьер-министра А.Зейдана. М.Джебриль, который использует А.Зейдана как противовес против радикальных исламистов, вполне может пойти на такой шаг.

При таком сценарии А.Зейдан сможет решить сразу же две задачи: дать «приз» в виде избрания А.Барази «Братьям-мусульманам» и бенгазийцам «в одном флаконе» и одновременно получить лояльного себе председателя ВНК.

52.1MB | MySQL:103 | 0,533sec