О возможной приватизации Saudi Aramco: мифы и реальность. Часть 2

В Части 1 приведены основные положение заметки саудовской газеты «Аль-Иктисадия» о том, что власти Саудовской Аравии рассматривают возможность продажи до 49% акций государственной нефтяной компании Saudi Aramco в течение 10 лет; обрисована реальная картина возможного первичного размещения акций компании; отражены некоторые положение проекта государственного бюджета монархии на 2017 год.

Напомним, для стабилизации нефтяного рынка и повышения цен на сырье впервые за много лет 30 ноября с.г. Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) приняла решение сократить добычу «черного золота»[i].

Согласно достигнутым договоренностям с нового года и в течение 6 месяцев члены организации обязались снизить среднесуточное производство на 1,16 млн баррелей от уровня добычи картеля в октябре с.г., то есть в сумме до 32,5 млн баррелей в сутки.

Кроме того, 11 государств, не являющихся членами картеля, согласились снизить добычу еще на 558 тыс. баррелей в сутки, в том числе Россия – на 300 тыс. баррелей в сутки[ii].

По условиям сделки, Саудовская Аравия должна на ближайшие полгода сократить производство нефти на 480 тыс. баррелей в сутки.

По официальным данным, в октябре с.г. королевство добывало 10,62 млн баррелей в сутки.

Между тем аналитики банка Morgan Stanley считают, что в случае наихудшего развития событий КСА, возможно, сократит добычу нефти до 9,5 млн баррелей в сутки или еще сильнее, чтобы выполнить условия договора.

Примечательно, стоимость саудовской нефти, заложенная в бюджет королевства на 2017 год, обнародована не была. Известно, что главный финансовый документ уходящего года верстался исходя из среднегодовой цены 43 доллара за баррель.

В целом бюджет Саудовской Аравии на предстоящий год утвержден с дефицитом в 52,8 млрд долларов. Доходы казны ожидаются в размере 184,5 млрд долларов, расходы – 237 млрд долларов[iii].

Как подчеркивается в документе, по итогам 2016 года фактический дефицит бюджета составил 79 млрд долларов (10% ВВП). Таким образом, в 2017-м дефицит бюджета планируется сократить на треть по сравнению с нынешним финансовым годом.

При этом ранее ожидалось, что 2016 год Саудовская Аравия может закончить с бюджетным дефицитом 13,5% номинального объема ВВП. В абсолютных цифрах превышение расходов государства над его доходами прогнозировалось на уровне почти 87 млрд долларов.

Сейчас королевство принимает меры для «латания» финансовых дыр. В октябре с.г. поступила информация о том, что по итогам недельной презентации (road show) предстоящего государственного займа Саудовская Аравия определилась с его размером. Власти и их финансовые консультанты решили, что разместят 3 транша еврооблигаций на общую сумму до 17,5 млрд долларов.

Напомним, road show своих долларовых еврооблигаций Саудовская Аравия проводила с 12 октября c.г. Презентация показала, что потенциальный спрос на долговые бумаги королевства составляет около 67 млрд долларов.

До этого средства массовой информации со ссылкой на банковские круги оценивали размер эмиссии саудовских облигаций скромнее – минимум в 10 млрд долларов.

Позже выяснилось, что власти королевства собираются разместить евробонды с тремя сроками погашения – 5, 10, 30 лет.

По итогам презентации на рынке установлены новые ориентиры доходности государственных облигаций. Для пятилетнего транша она определена в интервале 135–145 базисных пунктов к американским казначейским облигациям (US Treasuries) соответствующего срока, для 10-летнего займа – 165–175 базисных пунктов , а для 30-летнего – 210–220 базисных пунктов.

Первоначально эмитент ориентировал на премию к US Treasuries около 160 базисных пунктов для пятилетнего транша, около 185 базисных пунктов для 10-летнего транша и около 235 базисных пунктов для 30-летнего транша.

Организаторами размещения евробондов Саудовской Аравии выступают финансовые конгломераты Citi, HSBC и J.P. Morgan. Также в сделке участвуют Bank of China, BNP Paribas, Deutsche Bank, Goldman Sachs, Morgan Stanley, MUFG, NCB Capital.

Примечательно, что соседние монархии Залива в этом году тоже привлекли средства за счет продажи облигаций.

Например, в мае с.г. Катар разместил бонды на 9 млрд долларов. Оман привлек таким образом 2,5 млрд долларов, а Абу-Даби (ОАЭ) продал облигаций на 5 млрд долларов.

Бросается в глаза, что Саудовская Аравия прибегает к нестандартным для нее методам выравнивания доходов и расходов государства.

В частности, планируется сокращение государственного аппарата, а также рассматривается возможность перевода госслужащих на работу по григорианскому календарю вместо традиционной хиджры (которая на 11 дней короче) при сохранении того же жалованья. Также есть идея ввести для иностранных рабочих и туристов плату за выезд из королевства.

 

***

Завершая анализ реальных перспектив первого публичного размещения акций Saudi Aramco, автор счел целесообразным и поучительным обратить внимание на свежую информацию, опубликованную в газете «Ведомости»,[iv] по поводу недавней приватизации части акций компании «Роснефть»[v].

Как ранее предупреждал автор, консорциум инвесторов, купивший пакет акций «Роснефти», может продать часть бумаг новым зарубежным акционерам. Об этом «Ведомостям» рассказали два человека, знакомых с топ-менеджерами компании, и подтвердил высокопоставленный чиновник.

Таким образом, в дополнении к суверенному фонду Qatar Investment Authority (QIA) и швейцарскому трейдеру Glencore, купившим 19,5% акций «Роснефти», может присоединиться новый покупатель, и наиболее вероятным кандидатом является арабский фонд.

Издание отмечает, что ранее стать акционером российской нефтегазовой компании очень хотел фонд Mubadala из ОАЭ. Фонд уже проявлял интерес к российским проектам, связанным с трудноизвлекаемой нефтью и к освоению Ай-Яунского и Назымского участков в Ханты-Мансийском автономном округе.

При этом источники газеты не уточнили, кто из собственников готов продать свой пакет, но подтвердили, что к акциям российской компании сохраняется интерес.

Главный экономист Norvik Banka в Лондоне С.Волобоев, комментируя приватизацию «Роснефти», заметил, что Glencore и QIA с трудом можно назвать стратегическими инвесторами в полном смысле этого слова. Эксперт считает, что компании могут в любой момент выйти из своих долей или продать пакет акций компании BP, уже владеющей 20% акций «Роснефти»[vi].

Примечательно, что по сообщениям «Роснефти» и Glencore большая часть сделки профинансирована заемными средствами. Из 10,2 млрд евро акционеры готовы были заплатить 2,8 млрд евро, остальное средства – финансовые ресурсы Intesa Sanpaolo (Италия) и российских банков. Как рассказали источники «Ведомостей», в сделке участвуют «Газпромбанк» и ВБРР.

Уже после того как бюджет получил деньги от продажи акций, представитель Intesa Sanpaolo заявил, что банк еще оценивает возможность финансировать сделку.

Источник, близкий к «Роснефти» и самому банку, впрочем, утверждал, что деньги уже перечисляются. Учитывая, что большая часть сделки была профинансирована за счет долга, логично, что в консорциуме могут появиться новые акционеры, которые этот долг заместят, считает сотрудник крупного инвестиционного фонда[vii].

«Роснефтегаз» перечислил в российский бюджет средства от приватизации «Роснефти» в размере 710,8 млрд рублей. При этом пакет акций компании был продан дешевле – за 692 млрд рублей, хотя власти закладывали в бюджет около 710 млрд рублей. Недостающие средства были перечислены в казну с учетом дополнительных дивидендов, решение о которых принято на заседании совета директоров «Роснефти».

В целом российское правительство осталось довольно сделкой, поскольку продажа пакета акций продемонстрировала тот факт, что российская нефтяная отрасль привлекательна для инвестиций, несмотря на санкционный режим в отношении России со стороны Запада.

Что касается возможной приватизации Saudi Aramco, то автор полагает следующее: власти КСА имеют достаточно развитое стратегическое мышление, чтобы не отдавать в частные руки большое количество акций ведущего предприятия в государстве. 5% акций компании вполне могут быть проданы. Однако вести речь о 49% – фантасмагория, а вовсе не утечка информации из властных кругов королевского двора, как ошибочно могут посчитать некоторые наблюдатели.

[i]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 1 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 01.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31080 ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 2 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 02.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31101 ; Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 3 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 03.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31109 ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 4 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 04.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31129 ; Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 5 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 05.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31148 ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 6 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 06.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31162 ; Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 7 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 07.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31178 ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 8 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 08.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31201 ; Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 9 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 09.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31222 ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 10 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 10.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31232

[ii]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. Размышление по итогам заседания профильных министров государств ОПЕК и не-ОПЕК. Часть 1 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 13.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31313 ; Касаев Э.О. Размышление по итогам заседания профильных министров государств ОПЕК и не-ОПЕК. Часть 2 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 14.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31320 ; Касаев Э.О. Размышление по итогам заседания профильных министров государств ОПЕК и не-ОПЕК. Часть 3 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 15.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31347 ; Касаев Э.О. Размышление по итогам заседания профильных министров государств ОПЕК и не-ОПЕК. Часть 4 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 16.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31370

[iii]Main Features of Saudi Arabia 2017 Budget, 2016 Performance // Bloomberg, 22.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2016-12-22/main-features-of-saudi-arabia-s-2017-budget-2016-performance

[iv]У «Роснефти» могут появиться новые акционеры // Ведомости, 25.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/12/26/671175-rosnefti-novie-aktsioneri

[v]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. «Сделка года»: о частичной приватизации «Роснефти» и суверенном фонде Катара QIA. Часть 1 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 22.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31504 ; Касаев Э.О. «Сделка года»: о частичной приватизации «Роснефти» и суверенном фонде Катара QIA. Часть 2 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 23.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31518

[vi]У «Роснефти» могут появиться новые акционеры // Ведомости, 25.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/12/26/671175-rosnefti-novie-aktsioneri

[vii]Там же.

52.21MB | MySQL:103 | 0,483sec